Музыкальный материал: основания отбора и систематизации

Музыкальный материал является основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, музыкальных знаний и обретения навыков творческой самореализации в музыкальном искусстве. В различных программах музыкальный материал представлен списком конкретных произведений, обращение к которым направлено на знакомство детей:

- с образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки;

- различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

- средствами музыкальной выразительности и их ролью в создании музыкального образа;

- музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами, ведущими музыкантами-солистами и музыкальными коллективами.

Музыкальный материал программ «Музыка» содержит инструментальные, вокальные, инструментально-вокальные произведения русских композиторов (М.И.Глинки, М.П.Мусоргского, А. П. Бородина, П.И.Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова,

_________________

1 Музыка: 1—4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская ГП Сергеева Т.С.Шмагина. - М., 2010. - С. 5.

2 Усачева В. О., Школяр Л. В., Кузьмина О. В. Музыкальное искусство: Записная книжка музыканта: Рабочая тетрадь для учащихся 4 класса общеобразовательных учреждений. — М., 2004.

С.В.Рахманинова, С.С. Прокофьева, Д.Д.Шостаковича, Р.К.Щедриа и др.), зарубежных (И.С.Баха, В.А.Моцарта, Л.Бетховена, Ф Шуберта, Ф.Шопена, Э.Грига, К.Дебюсси и др.), народные Пени (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Г.Гладкова, Е.Крылатова, В.Шаинского и др.), песни бардов (В.Высоцкого, С.Никитина и др.).

Основными критериями отбора при этом для составителей программ являются следующие ориентиры:

— высокий уровень художественных достоинств;

— воспитательная направленность;

— небольшие объемы;

— образные контрасты.

Важнейшим условием выбора музыкального материала является также учет психолого-возрастных особенностей детей.

Принцип выбора учебного материала согласуется с тематизмом программ.

Например, составители программы «Музыка» под ред. Д. Б. Кабалевского в 4-й четверти 3-го класса в теме «Построение (формы) музыки» предлагают для слушания произведения одночастные («Вечер» В.Салманова), двухчастные («Песня Сольвейг» из музыки Э, Грига к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт»), трехчастные (Ария Ивана Сусанина из IV действия оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинки), и форме рондо («Спящая княжна» А. П.Бородина) и др.

Аналогичная взаимосвязь тематизма и музыкального материала прослеживается в других программах для начальной школы. Например, в 4-й четверти 2-го класса, согласно программе «Музыка» Алеева, Науменко, Кичак, на уроке по теме «Тембры-краски» рекомендуется обращение к фрагментам следующих сочинений: «Страдания Иисуса», № 7 из органного цикла «Рождество господне» О. Мессиана, I часть Итальянского концерта (в клавесинном исполнении), Прелюдия ре мажор, соч. 23 № 4 С.В.Рахманинова (фортепиано), Вариация 1 из цикла «Вариации и фуга на тему Перселла (Путеводитель по оркестру для молодежи)» (соло арфы), Симфония № 7, I часть, заключительная партия (соло колокольчиков).

Количество предлагаемых программами произведений специально дается авторами-составителями в несколько большем объеме, что позволяет учителю в соответствии с принципом вариативности выбирать тот материал, который отвечает уровню музыкального развития отдельного класса.

Наряду с примерным музыкальным материалом, предназначенным для музыкально-слушательской деятельности, перечень рекомендуемых произведений включает вокально-хоровой репертуар. Основаниями отбора вокально-хорового репертуара являются следующие критерии:

— соответствие физиологическим особенностям певческого аппарата детей с целью охраны здоровья детского голоса;

— адекватность психическим особенностям учащихся;

— высокий уровень художественных достоинств;

— небольшие объемы ввиду непродолжительности произвольного внимания младших школьников;

— образные и жанровые контрасты выбираемых произведений;

— воспитательная направленность.

Рассмотрим на примере программы «Музыка», разработанной коллективом авторов под руководством Д. Б. Кабалевского, предлагаемый учителю вокально-хоровой репертуар для работы с детьми второго года обучения:

«Уж как шла лиса», русская народная прибаутка;

«Не летай, соловей» русская народная песня;

«Букварь», грузинская народная мелодия, русский текст В. Викторова;

«Белочка» З.Левиной, сл. Л.Некрасовой;

«Песня о школе» Д.Кабалевского, сл. В.Викторова;

«Колыбельная» («Гуленьки, гуленьки») А.Лядова, сл. народные;

«Веселый музыкант» А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.

Анализируя программный список, нетрудно заметить, что он включает в себя как образцы фольклора, так и композиторские сочинения. Среди композиторов в предлагаемом списке представлены различные школы — классическая школа XIX века и современная школа композиторского письма. Предлагаемые программой песни соответствуют возрастным особенностям младших школьников: сенсорно-перцептивной потребности учащихся, предполагающей отзывчивость на эмоциональное воздействие образа, чувственное впечатление. Кроме того, предлагаемый репертуар адекватен певческим возможностям детей, тем самым изначально способствуя охране детских голосов. Песни подвижные соседствуют с песнями напевными и плавными. Некоторое преобладание последних объяснимо певческой задачей научить детей петь «связно», «протяжно», что в сути своей характерно для отечественной певческой культуры в целом.

Программный репертуар каждого года обучения предполагает усложнение задач вокально-певческой работы: постепенное расширение диапазона детского голоса, объема певческого дыхания, совершенствование слухового контроля учащихся.

На определенном этапе наряду с одноголосными песнями авторами программ рекомендуются двухголосные сочинения (русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки», эстонскаяНнродная песня «У каждого свой музыкальный инструмент»), н тмкже каноны (русская народная песня «Со вьюном я хожу»; Французская народная песня «Пастушья», норвежская народная песня «Камертон» и др.).

Выбор авторами программ вокально-хорового материала согласуется с тематикой уроков. Так, согласно программе Алеева, Науменко, Кичак, на уроке по теме «Озорные частушки» (1-я четверть, 2-го класса) предлагается разучить с детьми «Частушки» Т.Попатенко, сл. М. Кравчука, «Мальчишечьи куплеты» на музыкальную тему «Тамбовские припевки», слова народные. На уроке «Суровая красота Норвегии. Музыка Э.Грига» (2-я четверть 4-го класса) — «Заход солнца» Э. Грига на сл. А. Мунка.

Учитель вправе самостоятельно выбирать вокально-хоровой репертуар. Например, в программе «Музыка» О.С.Нечаевой предлагается в 3-й четверти 1-го класса (тема «Мир общения: 111 о такое музыкальная речь?») познакомить детей со средствами музыкальной выразительности. Ни сколько не нарушая предлагаемой автором программы тематики, учитель может обратиться к песням Г.А.Струве из цикла «Песенки-картинки» на слова В. Викторова («Тихая песенка», «Громкая песенка», «Веселая песенка», «Грустная песенка», «Быстрая песенка», «Медленная песенка»), ясно и доступно раскрывающие младшим школьникам значение лада, темпа, динамики в музыке.

Выученные на уроках музыки песни и хоровые произведения явятся украшением школьных праздников и концертов. Например, песни из цикла «Несколько вредных советов» В. Самарина на сл. Г. Остера1 могут прозвучать в школьном юмористическом празднике «Ералаш», песня «Три белых коня» Е. Крылатова на сл. Л.Дербенева2 на новогоднем празднике «Здравствуй, здравствуй, Новый год!».

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Проанализируйте примерный музыкальный репертуар ныне действующих программ «Музыка» для организации музыкально-слушательской деятельности учащихся начальной школы. Вы заметите, что для лучшего освоения и более глубокого осмысления музыкального материала младшими школьниками некоторые произведения периодически повторяются. Проследите принцип концентрического освоения музыкального материала на примере конкретного музыкального произведения (по вашему выбору), заполните табл. 6.

__________

1 Музыка в школе. Песни и хоры для учащихся. В 4 вып. / сост. Л. И. Уколова, М.С.Осеннева. - М., 2005, вып. 2. — С. 96—101.

2 Там же. - С. 68-70.

Музыкальный материал: основания отбора и систематизации - student2.ru

Музыкальный материал: основания отбора и систематизации - student2.ru

Музыкальный материал: основания отбора и систематизации - student2.ru

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Обратившись к Хрестоматиям музыкального материала, познакомьтесь с предлагаемым авторами программ вокально-хоровым репертуаром и проанализируйте его в соответствии с профессиональной позицией Б. С. Рачиной.

«Выбор репертуара определяется следующими критериями:

1) пониманием законов музыкально-певческого развития детей и умением предугадывать динамику этого развития:

— соответствием содержания произведения возрасту детей;

— подчинением репертуара учебно-воспитательным задачам;

— развитием музыкального вкуса, развитием музыкального кругозора учащихся;

— обеспечением посредством правильного выбора репертуара целенаправленного развития мышления, внимания, памяти детей, их эмоциональной отзывчивости на музыку;

2) развитием разных сторон музыкального слуха (звуковысотного, тембрового, ритмического, динамического) в тесной связи с певческим интонированием:

— рассмотрением музыкального произведения с точки зрения интонационного языка, выразительности и вокальности мелодии, диапазона, лада, особенностей гармонии, аккомпанемента и сочетания его с мелодией, своеобразия метроритмической структуры произведения с точки зрения соответствия возможностям детей разного возраста;

— соответствия тембровой стороны партитуры, тесситуры, штрихов, динамики, особенностей вокальной орфоэпии, уровню овладения певческими и хоровыми навыкамиметодике работы хормейстера;

— соотношением музыкального материала внутри программы по жанрам, стилю, темам;

3) соответствием репертуара методике работы хормейстера:

соотношением произведений различного уровня сложности: (цельно петь и легкие, и трудные, и посильные произведения; соблюдением равновесия художественных и технических задач»1.

2. Кабалевский утверждал, что музыкальные произведения, включенные и программу, надо рассматривать лишь как примеры, поясняющие тип характер и степень сложности музыки, которая может быть привлечена к данному уроку. «Знания и опыт учителя подскажут ему, какие произведения он может включить в уроки взамен указанных в программе»2.

Познакомьтесь с примерным музыкальным материалом программы «Музыка» и составьте альтернативный список произведений для музыкально-слушательской деятельности в процессе изучения учащимися конкретной темы.

3. Познакомьтесь с фонохрестоматиями музыкального материала.Записи каких выдающихся исполнителей и исполнительских коллективоввключены в фонохрестоматии в целях знакомства младших школьником с отечественным и зарубежным исполнительским искусством?

_______________

1 Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке в общеобразовательной школе. – СПб., 2007. – С. 175-176.

2 Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 кл. под рук. Д.Б. Кабалевского. – М.. 2006. – С. 11.

Глава 4

Наши рекомендации