Концептуальные положения современных программ «Музыка» для начальной школы

Определяя единые требования с целью сохранения качества образования, Стандарт не унифицирует педагогический процесс, а напротив, содействует возникновению «вариативного пространства», что объясняет существование сегодня ряда авторских программ «Музыка».

Требованиями к авторским программам согласно Основной образовательной программе по учебным предметам являются:

— адекватность примерной образовательной программе2 в реализации содержательных линий;

— наличие следующих разделов: пояснительная записка (общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания, результаты изучения учебного предмета: личностные, метапредметные и предметные); основное содержание обучения, перечень изучаемого учебного материала; варианты тематического планирования, в которых дано распределение учебных часов по разделам, а также представлена характеристика деятельности учащихся; рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

_____________

1 Основная образовательная программа.

2 Примерная программа по музыке // Примерные программы начального общего образования

В настоящее время существует ряд программ по «Музыке». Рассмотрим их в соответствии со структурными и содержательными требованиями Основной образовательной программы.

Пояснительная записка программы «Музыка» под научным руководством Д. Б. Кабалевского1 состоит из двух разделов. В первом разделе обосновывается целесообразность переиздания программы, вызванные изменением:

— объективных условий ее реализации, и в частности переходом образовательной модели с 3-х летнего на 4-х летнее начальное образование. В преобразованном варианте логически соединены программа 1 — 3 классов трехлетней школы и программа для 1-го класса четырехлетней школы И. В.Кадобновой, В. О. Усачевой, Л. В. Школяр;

— нормативных документов по образовательной области «Искусство», в программе усилен аспект изучения музыкального фольклора, духовной музыки, значительно обновлен музыкальный материал при сохранении «золотого фонда» композиторов-классиков, а также песенный репертуар;

— принципов образования, актуализацией вариативности в организации образовательного процесса. В программе отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает, по мысли авторов-составителей, широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий, направленных на творческое развитие детей, а также творческое отношение педагога к выбору музыкального материала для уроков.

Второй раздел пояснительной записки программы — «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы». Являясь концептуальным обоснованием программы, содержание данного раздела определяет ее методологическую основу — музыкально-педагогические воззрения Б. В.Асафьева, взгляды и убеждения В.А. Сухомлинского, научно-методические труды В.Н.Шацкой, Н.Л. Гродзенской.

«На протяжении многих лет музыкально-педагогической работы со школьниками разных возрастов, — писал Кабалевский, — я стремился найти такую педагогическую концепцию, которая исходила бы из музыки и на музыку опиралась, которая естественно и органично связала бы музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связала бы с реальной жизнью»2. Коренным

____________

1 Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1 – 8 кл./ под руководством Д.Б. Кабалевского. – М., 2006.

2 Там же.

вопросом музыкальных занятий Кабалевский видел: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой.

Важнейшей особенностью программы Кабалевский называет ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определена своя тема, которая последовательно раскрывается от урока к уроку. Такую же внутреннюю преемственность имеют темы четвертей внутри года и каждый год внутри целой системы музыкального воспитания.

1- й класс: тема года — «Как можно услышать музыку».

2- й класс: «Три «кита» в музыке — песня, танец, марш»; «О чем говорит музыка»; «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь».

3- й класс: «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки».

4- й класс: «Музыка моего народа», «Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

По замыслу авторов — составителей программы в основе подхода к разработке содержания 1-го класса лежит понимание этого возрастного периода не как подготовительного к освоению программы по музыке в следующих классах школы, а как самоценного процесса вхождения учащихся в музыкальное искусство. В качестве ведущей для музыкального развития детей выступает тема «Искусство слышать», а тема «Как можно услышать музыку» рассматривается в каждой четверти под разным углом зрения.

Во 2-м классе дети знакомятся с первичными жанрами музыкального искусства (песней, танцем, маршем), а также вторичными жанрами (оперой, балетом, симфонией), связанными генетически с первичными, как содержательно-ассоциативными моделями. Также во 2 классе учащиеся осваивают выразительные и изобразительные возможности музыкального искусства, а также средства музыкальной выразительности и основы нотной грамоты.

В 3-м классе учащиеся знакомятся с основными качествами музыкального искусства — песенностью, танцевальностью и маршевостью, выразительными и изобразительными интонациями, понятием «зерно-интонация», повтором, контрастом, вариационностью как средствами развития, одно-, двух- и трех-частными формами музыкальных произведений, формой рондо и вариациями.

В 4-м классе дети осваивают многочисленные образцы музыкального фольклора, рассматривают характерные особенности различных жанров народных песен, а также знакомятся с музыкой композиторской — произведениями русской и зарубежной классики, постигая многообразие культуры разных стран и народов.

Определяя методы музыкального воспитания, Кабалевский особенно подчеркивает значимость метода «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному. Данный метод реализуется на нескольких уровнях связи между этапами обучения, темами четвертей и музыкальными произведениями в процессе изучения им программы. «Значение этого метода, — по словам Д. Б. Кабалевского, — заключается в том, что он дает возможность (и даже требует) повторного слушания и исполнения одних и тех же сочинений, наиболее значительных и ценных в художественном, педагогическом и воспитательном отношении, что крайне важно не только для запоминания, но и для более эмоционального восприятия и для более глубокого понимания, обнаружения в них новых, ранее не замеченных черт, установления новых связей с другими произведениями того же композитора и с музыкой других композиторов — словом, для всемерного обогащения их мое приятия»1.

В качестве необходимых условий реализации программы Кабалевский называет обладание педагогом общепедагогической подготовкой, навыками исполнительской деятельности, личностными качествами.

Главные положения программы Кабалевского явились преимущественной содержательной и концептуальной опорой для программы «Музыка» под ред. В. В.Алеева2. Наряду с идеями Кабалевского методологической основой программы явились труды виднейших отечественных педагогов-музыкантов — Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Б.В.Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Ме-душевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М.Цыпина, В.Н.Шацкой, Б.Л.Яворского.

Программа имеет трехуровневую иерархическую структуру. Первый (концептуальный) уровень проявляет себя в названиях тем каждого года обучения, играющих роль опорных точек в развитии содержания («Музыка, музыка всюду нам слышна...», «Музыкальная прогулка», «О чем рассказывает музыка», «Музыкальное путешествие»).

Второй (переходный) уровень организации содержания воплощается в опоре на принцип «развития по спирали», что позволяет выстроить рубрикацию по тематическим блокам — «Природа в музыке», «Сказочные и былинные образы в музыке», «Наши любимые праздники», «Наша Родина. Героическая и патриотическая тема», «Музыка — живопись — поэзия», «Великие композиторы, великие произведения», «Жанры музыки», «Музыкальные пред-

__________

1 Программы общеобразовательных учреждений: Музыка. 1—8 кл. / под руководством Д.Б.Кабалевского. — М., 2006. — С. 16.

2 Музыка. 1—4 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В.Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н.Кичак. — М., 2010.

ставления», «Музыкальные инструменты, виды оркестров», «Музыкальное исполнительство», «Основы музыкальной грамоты»), Третий (практический) уровень наглядно отражен в примерном поурочно-тематическом планировании («Краски осени», «Музы кальное эхо», «Ноги сами в пляс пошли», «Новый год! Новый год! Закружился хоровод», «Тембры-краски», «Музыкальные театры мира» и т.д.).

Содержание 1-го класса, по замыслу авторов-составителей программы, раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Музыка звучит в природе, в дни праздников, в мультфильмах, театрах.

Во 2-м классе содержание углубляется за счет более широкого контекста музыкальных и художественных явлений других видов искусства.

В 3-м классе поднимаются музыкально-исторические темы, дети знакомятся с духовной музыкой, формами музыкальных произведений.

В 4-м классе школьники изучают музыкальную культуру России, Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции.

В связи с возрастанием роли внеурочной деятельности, являющейся неотъемлимой частью Базисного учебного плана стандартов второго поколения, программа под руководством Алеева предусматривает развитие ее тематизма в деятельности музыкально-театрального кружка. Своего рода пролонгацией учебных тем могут явиться постановки музыкальных спектаклей «Чиполлино» (1-й класс), «Щелкунчик» (3-й класс).

В качестве главных методов реализации программы Алеев рассматривает метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий подход, метод восхождения от частного к общему.

Заключительным разделом программы под руководством Алеева является список рекомендуемой литературы, в который наряду со стандартами второго поколения вошли труды в области методологии, музыкальной педагогики и психологии, эстетики, литературоведения, искусствознания.

Пояснительная записка программы «Музыка», разработанная под научным руководством Г. П. Сергеевой\ аналогично другим программам содержит определение цели, задач, содержания музыкального воспитания, специфики уроков музыки, принципов, методов, критериев отбора материала, видов музыкальной деятельности учащихся.

_____________

1 Музыка. Программы общеобразовательных учреждений: 1—7 классы 3-е изд., дораб. / Е.Д. Критская, Г. П.Сергеева, Т.С. Шмагина. — М., 2010.

Методологической основой программы «Музыка» под научным руководством Сергеевой являются научные исследования в области и философии, культурологии, эстетики, общей, возрастной и музыкальной психологии, музыковедения, художественной дидактики, методики музыкального воспитания.

Основные методические принципы музыкального воспитания, ни мнению авторов-составителей программа «Музыка»: увлеченность, триединство деятельности композитора — исполнителя — слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опору на отечественную музыкальную культуру.

Цель, задачи и содержание программы отражают методы:

— художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

— интонационно-стилевого постижения музыки;

— эмоциональной драматургии;

— концентричности организации музыкального материала;

— забегания вперед и возвращения к пройденному (метод перспективы и ретроспективы в обучении);

— создания «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей);

— игры;

— художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Особый интерес представляет метод исследовательского проема как средства активизации познавательной деятельности учащихся, развития креативности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. В программе 1-го класса два раздела — «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты». Занятия на 1-м году обучения носят пропедевтический вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте.

В программе 2 —4-го классов семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале», «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье».

Осваивая раздел «Россия — Родина моя», дети знакомятся с образами родного края в музыке; песенностью как отличительной чертой русской музыки; лирическими образами вокальной и инструментальной музыки русских композиторов; общностью интонаций народного и композиторского музыкального творчества; многообразием жанров народной песни.

Тема раздела «День, полный событий» предполагает постижение мира ребенка в музыкальных интонациях, темах и образа фортепианных пьес П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева; формирование представлений о песенности, маршевости, танцевальнс ста в передаче содержания и эмоционального строя музыкальнь сочинений;

Раздел «О России петь, что стремиться в храм» направлю на освоение детьми колокольных звонов России, знакомств с жанрами духовной музыки — молитвой, кондаком, тропарем праздниками русской православной церкви, песнопениями церковного богослужения.

Раздел «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» формирует у учащихся представления о фольклоре, русских народных инструментах, оркестре русских народных инструментов, традициями народного музицирования, обрядами и праздниками русского народа.

Раздел «В музыкальном театре» направлен на формирование знаний детей таких жанров музыкального искусства, как опера, балет, оперетта, мюзикл; многообразия сюжетов и образов музыкального спектакля; роли дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля; музыкальных тем — характеристик действующих лиц.

Раздел «В концертном зале» направлен на освоение детьми тембров инструментов и различных групп симфонического оркестра, различных жанров и образных сфер вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), инструментальной (концерт для солирующего инструмента с оркестром), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната), симфонической музыки (симфонии, симфоническая увертюра).

Раздел «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» знакомит детей с известными исполнителями, формирует представления о международных конкурсах исполнителей, музыкальных образах и их развитии в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня); интонационной выразительности музыкальной речи.

Значимое внимание в программе уделяется регионально-национальному компоненту музыкального образования. Полноценная реализация программы требует, как отмечают авторы — составители программы, выявления специфики развития музыкальной культуры конкретного региона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий).

Также в Пояснительной записке программы рассмотрена связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы, формы реализации школьного компонента музыкального образования: организация внеурочных мероприятий, защита исследовательских проектов, посещение театров, концертных залов, музеев, коллективные просмотры видеофильмов по музыкальной тематике и пр.

Познавательная деятельность учащихся, по мнению авторов — составителей программы «Музыка» под руководством Г. П.Сергеевой, раскрывается наиболее полно благодаря включению в образовательной контекст «эстетического всеобуча для родителей».

Рассмотрим Пояснительную записку к программе «Музыка», разработанную под научным руководством Л. В. Школяр.

Одной из ведущих позиций, определяющих содержание данной программы, является установка на самоценность музыкального искусства. Программа опирается на принципы:

— преподавания музыки в школе как живого образного искусства;

— возвышения ребенка до философско-эстетической сущности искусства;

— проникновения в природу искусства и его закономерностей;

— моделирования художественно-творческого процесса;

— деятельностного освоения искусства.

В качестве проблематизации содержания музыкального образования авторами программы определены следующие темы: « Истоки возникновения музыки», «Содержание и формы бытования музыки», «Язык музыки», «Всеобщее в жизни и в музыке», «Музыка — «искусство интонируемого смысла», «Тема и Развитие» — жизнь художественного образа», «Развитие как становление художественной формы», «Характерные черты русской музыки», «Композиторская музыка для церкви», «Многоцветие музыкальной картины мира» и т.д.

Из методов освоения искусства авторы программы выделяют метод «сочинения сочиненного», который требует:

— самостоятельности в добывании и присвоении знаний;

— способности к творчеству;

— развития восприятия как способности к индивидуальному слышанию и, самое главное, творческой интерпретации музыки.

Познавательно-творческая деятельность школьников при освоении данной программы должна протекать в сфере теоретического (постигающего) мышления, для которого, согласно В.О.Усачевой и Л. В. Школяр, характерно:

— преобразование материала, вскрывающее в нем внутренние существенные связи и отношения, выявление и рассмотрение которых позволяет школьникам проследить происхождение самого знания, осуществить «самооткрытие истины»;

— смещение акцента со знания на сам процесс его выведения;

— мысленное экспериментирование с материалом с целы проникновения в сущность музыкального явления;

— планирование школьниками собственных действий в процессе анализа проблем жизни и искусства;

— рефлексия как проживание школьниками процесса ни ведения знания.

Как отмечают авторы программы В.О.Усачева, Л. В. Школяр, формирование теоретического сознания начинается как восхождение от абстрактного к конкретному: от абстрактно-всеобщих форм существования музыкального искусства — содержание, форма, язык музыки, развитие, интонация и пр. — к художественному синтезу их в музыке в целом и в каждом отдельном произведении.

Каждая программа предполагает выявление результатов музыкального развития учащихся.

Так, согласно программе «Музыка 1 — 4 кл.», разработанной под научным руководством Г. П.Сергеевой, в соответствии со стандартом второго поколения оцениванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения к искусству, знания музыки и знания о музыке; опыт музыкально-творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;

— элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Мета предметным и результатами изучения музыки являются:

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеучебной деятельности.

Выпускники начальной школы научатся:

- проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;

— выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;

— выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыками (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции);

— петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.); общаться ивзаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;

— разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях;

— знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;

— эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений пластического интонирования; создавать пластические этюды; владеть навыками «свободного дирижирования»;

— участвовать в драматизации пьес программного характера, в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкальных спектаклей;

— владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;

— понимать элементы музыкальной грамоты как средства

осознания музыкальной речи;

— эмоционально и осознанно относиться к музыке разных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной.

— понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);

— высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;

— иметь представления об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста,

вариативности);

— анализировать содержание, форму, музыкальный язык

произведений разных жанров;

— импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);

— использовать средства музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования;

— знать ведущих музыкантов-исполнителей и исполнительские коллективы;

— иметь представления о музыке разных народов, стилей композиторов; сопоставлять особенности их языка, узнавать, творческий почерк русских и зарубежных композиторов;

— узнавать музыку различных жанров (простых и сложны) и ее авторов;

— выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;

— понимать значение триединства деятельности композитора — исполнителя — слушателя;

— понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр);

— личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;

— испытывать потребность в общении с музыкой, искусством вне школы, в семье;

— самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений; приобретать навыки художественного, музыкально-эстетического самообразования: формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Личностными результатами изучения музыки являются:

— развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

— позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей1.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Работая в мини-группах, выполните ряд заданий, обратившись к программам «Музыка»:

— проанализируйте предварительные замечания авторов-составителей для выявления содержательной сущности тематизма программы для начальной школы, разработанной под руководством Д. Б. Кабалевского;

__________

1 Музыка-Программы общеобразовательных учреждений- 1-7 юг - 3-е над дораб. / Е.Д.Критская, Г. П. Сергеева, Т.С.Шмагина- М., 2010 - С 7-9.

— проанализируйте содержание тематизма разделов программы лил начальной школы, разработанной под научным руководством I II. Сергеевой;

— проанализируйте тематические блоки программы для начальной школы, разработанной под научным руководством В. В.Алеева.

— проанализируйте суть проблематизации в программе для начальной школы, разработанной под научным руководством Л.В.Школяр.

2. Работая в мини-группах, обратитесь к программам «Музыка»,

проанализируйте требования к учащимся для каждого года обучения с 1-й по 4-й класс:

— в области личностных результатов;

— области предметных результатов;

— области метапредметных результатов.

3.3. Характеристика учебно-методического оснащения современных программ по музыке

Современные программы «Музыка» оснащены учебниками, творческими тетрадями, хрестоматиями и фонохрестоматиями музыкального материала, методическими пособиями для учителя.

Авторы учебников по музыке учитывают:

— состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, так как нарушения нервной деятельности, как известно, провоцируют быструю утомляемость и отрицательно влияют на становление мотивов учения (познавательных и социальных);

— когнитивный опыт: владение элементарными понятиями, фактологическими сведениями общего характера; умение выделять существенное, умение видеть сходство и различие, умение работать сосредоточенно, умение рассуждать;

— чувственный опыт: понимание основных эмоциональных состояний, а также умение любоваться красотой, сопереживать и выражать свои чувства;

— коммуникативный опыт: умение слушать объяснение педагога, ответы других детей;

— деятельностный опыт: умение производить действия по указанию педагога, умение действовать по образцу;

— социальный опыт: умение работать в коллективе.

Начальный запас знаний, сформированные элементарныенавыки и умения детей, на которые опираются авторы современных учебно-методических комплектов (УМК) по музыке, в силу принципа преемственности позволяют сбалансировать учителю

материал различной степени новизны. В итоге это исключает возможность умственного переутомления детей и придает детям, пришедшим в школу, уверенность в своих силах.

В учебниках «Музыка» и творческих тетрадях для младших школьников различных авторов ярко выражена развивают.» функция. На смену игре как ведущему виду деятельности приходит учебная деятельность. С этой точки зрения следует рассматривать естественным процесс целенаправленного развитии мыслительных операций сравнения, рассуждения, обобщения, анализа, что в итоге способствует развитию музыкального мышления учащихся.

Согласно структуре учебной деятельности учебники и рабочие тетради для учащихся по «Музыке» содержат учебную задачу, учебные действия и операции. Принципиально важно, что учебники по музыке формируют у первоклассников не только конкретные учебные действия (например, поиск информации, оперирование понятиями), а более того, по своему существу становятся школой научения учению, что открывает детям перспективы самообразования или, иными словами, стимулирует желание самостоятельного освоения музыкального искусства.

Значимое внимание в учебниках отведено учету психолого-возрастных особенностей учащихся.

С учетом склонности младших школьников к чувственному восприятию мира авторы учебников «Музыка» В.О.Усачева и Л. В. Школяр преднамеренно отказались от чрезмерного логизирования в освоении музыкального искусства. Эта же причина объясняет названия содержательных блоков учебников: «Путешествие на родину русского музыкального языка», «Древо русской музыки», «Она вьется, как тропа в полях», «Сказка ложь, да в ней — намек» и т.д.

Адекватна особенностям внимания учащихся начальной школы красочность учебников и творческих тетрадей1. На страницах учебников представлены портреты композиторов, изображения персонажей опер и балетов, репродукции картин и икон, поскольку для современных программ для младших школьников характерен охват широкого культурологического пространства. Иллюстрации в учебных изданиях по музыке не избыточны в количественном плане, что объяснимо тем, что для младших школьников характерен небольшой объем произвольного внимания и значительная степень непроизвольности и легкой отвлекаемости.

Особо ценно понимание авторами учебников важности развития у младших школьников психических процессов воображения.

____________

1 Подробнее анализ содержания творческих тетрадей рассмотрен в главе 4 настоящего учебника.

Так Усачева и Школяр говорят с учащимися на языке символов и образов:

- позволяя им выйти за пределы практического личного опыта;

- преодолевая нормативность, противоречащую творческой

сущности искусства;

- активизируя развитие креативных качеств личности;

- стимулируя развитие образно-знаковых систем в мышлении детей.

Г. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина используют в учебниках «Музыка» иной способ пробуждения творческих ресурсов ни о школьников — многоплановость (многоликость) и калейдоскопичность художественного оформления. Детям не навязывается некая унитарная гарная конкретность и всегда дается право удивиться, домыслить и каждому по-своему собрать воедино части единого целого. Тем самым в учебниках «Музыка» изначально заложен принцип дифференцированного и личностного подхода к детям.

Не только изобразительный ряд используется авторами УМК с целью облегчения усвоения младшими школьниками особенностей музыкального искусства. Так, к примеру, творческая тетрадь но музыке Критской, Сергеевой, Шмагиной предлагает детям путь к постижению абстрактного мира музыки через близкие н понятные им поэтические строки А.С.Пушкина, А.А.Фета, И С. Никитина, А. Н. Плещеева, А.Л. Барто и других поэтов.

Такую же параллель искусства звуков и искусства слова мы

прослеживаем и в учебно-методическом комплекте Усачевой и Школяр. Так, в методических рекомендациях буквально первому уроку (тема урока — Введение в проблему рождения музыки) авторы предлагают поэтический монолог учителя как некое обобщение работы мысли и души ребенка в решении проблемной ситуации:

Какая мука — Человеком быть!

Стремиться ввысь... — и мерить жизнь шагами,

Мечтать парить, как ветр, и солнцем греть,

И вдаль мерцать звездами... — но просто говорить,

Смотреть, дышать и взмахивать руками...

Какая мука — Человеком быть!

Но все-таки, когда же все случается! —

Ответа нет. Здесь тайна начинается.

Но точно знает мир: такое тут случается!

Неведомая птица приземляется

И выбирает — душу, руки, взгляд...

И это много лет, веков, тысячелетий происходит!

«Нас мало избранных...», и все ж она находит!

Давайте ждать и слушать!

Главная задача педагога в этой ситуации — пробуждение поэтического сознания у детей как некого импульса творчества — реально достижима. И не беда, что не все до конца, быть может, останется понятным для детей. Текст определенно сложен для восприми! но ведь, как справедливо замечают философы, само искусство вытекает из какого-то загадочного субстрата, выступая зеркалом ж таенного мира, проявлением гениально-спонтанных усилий. И замечательно, что авторы учебника не спешат разрушить это тайней очарования и красоты, ибо если мы обратимся к научным работа психотерапевтов, то убедимся в том, что важные реакции ребен» в значительной степени подсознательны и должны оставаться им» пока ребенок не достиг большей зрелости и понимания. Примечательно и то, что, обратившись к этому развороту учебника дома дети прочтут только лаконичное резюме услышанного на уро* стихотворения, а именно — «Давайте ждать и слушать...».

Характерной особенностью учебников «Музыка» для младших школьников является стремление авторов к сохранению единства мира в сознании ребенка, и в частности, единства различных видов искусства. И. В. Кошмина отмечала, что в дошкольном возрасте мы учим детей складывать из кубиков тот или иной образ, в то время как в школе искусственно разъединяем условно делимое. В этой связи в учебниках «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной значимое внимание уделено разворотам «Звучащие картины». В учебниках «Музыка» В. В.Алеева, Т. И. Науменко, Т. Н.Кичак «созданию художественного контекста» (Л. В. Горюнова) — поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному.

Понимая, что внимание детей тесно связано с чувствами, авторы учебно-методических комплектов посредством доступности и лаконичности информативного текста и образности иллюстративного материала вызывают у учащихся положительные эмоции и изначально избегают отрицательные (страх, беспокойство), что могло бы спровоцировать негативное или безразличное отношение детей к учебному предмету «Музыка» и музыкальному искусству в целом.

Учебники содержат основные музыкальные термины с целью формирования осознанности восприятия музыки учащихся. Овладевая терминологией музыкального искусства, младшие школьники в состоянии оперировать ею в собственной музыкальной деятельности.

Спецификой предмета «Музыка» объяснимо должное внимание авторов учебников нотной грамоте и нотной записи фрагментов сочинений, с которыми дети знакомятся в процессе музыкально-слушательской деятельности. Как подчеркивают авторы учебников, изучение нотной грамоты не определяется ими как самоцель.

Если учебники и рабочие тетради адресованы учащимся, то для ригеля в УМК предназначены Хрестоматии и фонохрестоматии музыкального материала, а также методические пособия.

Хрестоматии содержат нотный материал тех произведений, которыми дети встречаются на страницах учебников и творческих тетрадей. Исходя из принципа вариативности образования, хрестоматии музыкального материала содержат дополнительный материал. Фрагменты опер, балетов, симфоний, кантат, концернам для солирующих инструментов с оркестром и других крупных жанров адаптированы в соответствии с исполнительскими возможностями учителя.

Наряду с нотным текстом произведений для музыкально-слушательской деятельности учащихся хрестоматии музыкального материала содержат произведения для вокально-хорового музициирования.

Фонохрестоматии музыкального материала изданы на аудиокассетах и компакт-дисках на CD-носителях с приложением монтажных листов, на которых представлен перечень произведений, время звучания (хронометраж), исполнители.

Методические пособия представляют собой описание технологий использования УМК на уроках музыки в соответствии с авторской концепцией конкретной программы, а также содержат списки рекомендуемой литературы для учителя по организации музыкального воспитания младших школьников.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Познакомьтесь с методическим пособием для учителя «Музыка. 1—4 классы» Критской, Сергеевой, Шмагиной и проанализируйте его структуру. Аналогичную работу проведите с методическими пособиями для каждого года обучения Усачевой, Школяр, Кузьминой.

МИКРОПРАКТИКУМ

1. Познакомьтесь с учебниками «Музыка» Критской, Сергеевой, Шмагиной. Структурной единицей, по замыслу авторов, является разворот. Проанализируйте названия разворотов. Как соотносятся поэтические названия разворотов с художественно-педагогической идеей программы?

«Акцент на уроках музыки в системе массового музыкального воспитания и образования должен быть поставлен, по нашему мнению, не столько на приобретение теоретических знаний, сколько на расширение

____________

1 Музыка: 1—4 кл. Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г.П.Сергеева, Г. С. Шмагина. - М., 2010.

<

Наши рекомендации