Тема: Введение в тему «Куда ведут нас три кита?»

Цель:создание условий для повторения материала первого полугодия, подготовки восприятия нового материала четверти по теме «Куда ведут нас «три кита»?
Задачи:
1. Вспомнить и закрепить понятия «марш, танец, песня – простые жанры музыки.
2. Восстановить после каникул основные навыки вокально-хорового пения: правильная посадка, пение по руке дирижёра, спокойное, короткое дыхание носом, пение без крика, выстраивание унисона.
3. На примере музыки Д. Кабалевского, М.Коваля показать важность дружелюбных взаимоотношений. Продолжить знакомство с произведениями П.И. Чайковского.
^ Подготовка к уроку:портреты Д.Б. Кабалевского, П.И. Чайковского, М. Коваля; таблички с терминами (марш, песня, танец, опера, симфония, жанр), таблички с названиями произведений, пластинки.
Конспект урока.
Перед началом урока организовать построение детей у кабинета. Задание на вход: выполняя движение шага, услышать в конце музыкального построения точку – остановиться. (Хор козлят из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят»)
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вновь видеть вас отдохнувшими, посвежевшими. Наверно, вы хорошо провели каникулы?!
- Повстречались ли вы в каникулы с музыкой?
Беседа с детьми:
- Какой праздник? Красивая ли ёлка?
- какая по настроению музыка звучала на празднике? Почему? Что выражала музыка?
- А что музыка может изображать? (движение вверх-вниз, по кругу, движение конницы, звучание музыкальных различных инструментов, озвучивать картины природы и т.д.).
- Мне хочется вспомнить небольшую попевку «Мы шагаем», рисующую движение мелодии вверх-вниз. Мелодия может двигаться вверх-вниз, а может стоять на месте. Следим за основным движением мелодии.
Исполнение попевки «Мы шагаем» в нескольких вариантах построения мелодии. Обращаем внимание на правильную певческую посадку, следим за правильным
формированием звука (без форсирования), выстраиваем унисон, пробуем вариант простого двухголосия – пение по группам.
- А теперь проведём небольшой необычный диктант: я хлопаю знакомую вам мелодию, а вы должны угадать, что это за музыкальное произведение.
- Узнали? А так? (хлопаю и пою)
Исполнение и работа над ритмическим двухголосием
в попевке «Разные ребята».
- О чём рассказала нам эта музыка? О разных ребятах.
- А что же у них разного? Характер.
На протяжении всего начала урока мы были исполнителями. А кто ещё нужен, чтобы получилась музыка? (композитор, слушатель)
- А кто такой композитор? А слушатель?
Посмотрим, не разучились ли вы быть внимательными слушателями и слушать музыку «затаив дыхание». Сели удобно. Задание:

·
Внимательно послушать музыкальное произведение, название которого я вам не назову.

·
Вслушайтесь, попытайтесь определить, сколько действующих лиц.
Слушание «Упрямого братишки» Д. Кабалевского.
Беседа.
- Понравилась музыка?
- Сколько действующих лиц? (два)
- Похожи они? (нет)
- В чём разница? (в характерах)
- А эта музыка рисует внешний вид героев – одежду, рост, цвет глаз? Нет.
Правильно, музыка рассказывает нам о характерах героев («уговаривающая» мелодия и резкие «отнекивающиеся» интонации).
- Давайте ещё раз послушаем эту интересную пьесу русского композитора Д. Б. Кабалевского (портрет) и попробуем подобрать такие движения рук, которые верно передадут характер каждого действующего лица.
Повторное слушание «Упрямого братишки».
-Каковы ваши новые впечатления от прослушанной музыки?
- Они изменились? Да.
- Что мы можем сказать о движениях, которые вы подобрали?
Они разные.
- Как звучат музыкальные характеристики героев –
одновременно или по очереди? Сначала - по очереди, а
затем – вместе.
- Почему? Потому что – ссора.
-А сразу ссора? Нет, сначала разговор спокойный, тихий.
- Так почему ссора? Потому что кто-то всё время упрямился
(повтор одного и того же звука).
Итак, музыка может рассказать не просто о человеческих характерах, но и передать их взаимоотношения.
Какая волшебница музыка! Помните, на первом уроке я сказала, что музыка может о многом поведать нам, если её внимательно слушать. Не зная названия этого музыкального произведения Кабалевского, вы определи главное действие - ссора, спор. А примирение в конце вы услышали? К сожалению, примирения нет. Эта музыка очень интересна и называется «Упрямый братишка». А вам бы хотелось, чтобы этот братишка дружил бы со всеми? Да.
- А в этой музыке ссорятся или дружно живут?
Исполнение в записи хора козлят из оперы «Волк и семеро козлят» М. Коваля.
- Дружат. А как вы догадались? ( по настроению –
весёлое, задорное)
- Что это за жанр? (Песня – танец)
- А вы чувствуете присутствие ещё одного жанра?
(Маршевые интонации)
Разучиваниемаршевой интонации, затем - танцевальной и песенной.

- Что за таинственные буквы у меня на доске? В, Б, Т, Б, М, Д (имена козлят)
Музыка, которая будет звучать на выход, написана уже известным вам композитором. Попробуйте назвать фамилию композитора. Я наиграю несколько его произведений. (Вальс из «Спящей красавицы», «Марш деревянных солдатиков»)
- Да, это русский композитор П.И. Чайковский (портрет).
А сейчас прозвучит ещё одно его произведение.
^ Звучит в записи «Марш» из III части 2-ой симфонии.
- Что это за жанр? Как вы догадались? (назвать признаки марша).
«Продирижируйте» ногами этот марш. Обратите внимание,
что есть вступление. Молодцы!
Вывод:Музыка может рассказать о настроении человека, его характере, о человеке, который эту музыку сочинил. Она может изобразить различное движение. Музыка очень разнообразна, разножанрова.
Сегодня на уроке хорошо работали:………………………………………….
Хотя я думаю, знаю, что оценка не самое главное в нашем уроке.
Выход: «Марш» из симфонии №2 П.И. Чайковского.

Наши рекомендации