Ii. Cодержание учебного предмета

Предмет «Композиция прикладная» - это связующее звено между учебными предметами «Рисунок», «Живопись» и «Работа в материале». Многим учащимся трудно дается переход от законов и принципов изображения объектов в реалистическом искусстве к пониманию и созданию их декоративной выразительности в рамках предмета «Работа в материале». Поэтому содержание учебного предмета нацелено на развитие восприятия и понимания языка декоративного искусства, на развитие способностей понимать и применять в учебной и творческой работе принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства.

Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает изучение учащимися теории композиции, включает в себя задания по аналитической работе в области композиции, практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.

Курс «Композиция прикладная» включает в себя четыре раздела:

· основы общей композиции;

· цветоведение;

· орнамент;

· стилизация и трансформация формы.

Шестой класс имеет иную структуру и состоит из одного раздела, содержание которого носит комплексный характер:

· эскизное проектирование.

Разделы повторяются каждый год и имеют различный уровень сложности.

В разделе «Орнамент» в первом классе учащиеся знакомятся с правилами построения линейного орнамента, во втором – замкнутого, в третьем – сетчатого, в четвертом - знакомятся с правилами создания монокомпозиции и в пятом классе пробуют свои силы в создании орнаментальной формы для прикладного применения в окружающей среде (например: костюм, интерьер).

В разделе «Цветоведение» учащиеся знакомятся с законами составления цветовых гармоний (от ахроматических до полихромных сложных цветовых тем).

В разделе «Стилизация и трансформация формы» учащиеся работают с растительными, животными и другими природными формами, а также с формами и предметами окружающей среды. В пятом классе разрабатывают темы, связанные с созданием многофигурных композиций или элементов костюма (для направления «текстиль»).

В разделе «Основы общей композиции» учащиеся знакомятся с законами и правилами составления композиции, в каждом классе задачи усложняются.Все темы связаны между собой и имеют интегрированные основы.

Например, стилизованная форма цветка используется и как основной мотив в орнаменте и может стать главной темой для работы в разделе «Цветоведение». При ограниченном количестве часов, отведенных на предмет, это дает возможность создавать интересные творческие композиции.

Порядок изучения разделов и количество тем может меняться в зависимости от задач и особенностей предмета «Работа в материале». Варианты стилизации и направленность орнаментальных композиций можно выбирать созвучно национальному колориту или в русле предмета «Работа в материале».

Работу в каждом разделе по теме можно рассматривать, как цикл заданий небольшого формата или - как объединенную общей задачей большую композицию.

Итогом каждого из двух полугодий должна стать серия цветовых или графических работ небольшого формата или одна законченная композиция в рамках изучаемой темы в цвете или графическая.Техника исполнения и формат работы обсуждается с преподавателем.

В течение всех лет обучения рекомендуется создание учащимися портфолио из выполненных работ. Портфолио используется как личное методическое пособие на уроках «Композиция прикладная» и «Работа в материале», а также для самостоятельной работы учащихся.Данный вид работы формирует систему знаний в области «Композиция прикладная», позволяющую успешно сдавать вступительные экзамены в средние профессиональные организации и организации высшего образования по направлениям: «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн».

Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.

Учебно-тематический план

При 5-летнем и 6-летнем сроках обучения изучение предмета начинается с первого класса, при 8-летнем и 9-летнем сроках обучения изучение предмета начинается с четвертого класса.



  Наименование раздела, темы   Общий объем времени в часах
Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работа Аудиторные занятия
Первый год обучения I полугодие
Раздел 1. Основы общей композиции
1.1 Вводная беседа. Понятие предмета «Композиция прикладная» Урок
1.2 Изобразительные свойства композиции (линия, пятно, точка штрих) Урок
1.3 Масштабирование формы и формата Урок
1.4 Пропорциональность форм внутри формата (соразмерность предметов) Урок
1.5 Ритм, метр Урок
1.6 Симметрия и асимметрия Урок
1.7 Динамика и статика Урок
Раздел 2. Стилизация Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы
2.1 Рисунок с натуры Урок
2.2 Силуэт Урок
2.3 Трансформация формы предмета Урок
2.4 Геометризация формы Урок
  Итого первое полугодие  
Первый год обучения II полугодие
Раздел 3. Цветоведение Характеристики цвета
3.1 Цветовой круг (8 цветов) Урок
3.2 Основные группы цветов Урок
3.3 Насыщенные, ненасыщенные цвета Урок
3.4 Темные и светлые Урок
3.5 Теплые и холодные Урок
3.6 Декоративная выразительность цвета Урок
Раздел 4. Орнамент Способы создания линейного орнамента
4.1 Виды орнамента. Орнаментальная полоса Урок
4.2 Принципы построения линейного орнамента Урок
4.3 Орнаментальный мотив Урок
4.4 Орнамент в полосе Урок
  Итого второе полугодие  
  Итого первый год обучения  
Второй год обучения I полугодие
Раздел 1. Стилизация Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы
1.1 Копирование Урок
1.2 Графические техники, как способ стилизации Урок
Раздел 2. Основы общей композиции Выявление композиционного центра
2.1 Зрительный центр. Равновесие картинной плоскости Урок
2.2 Способы выделения композиционного центра Урок
2.4 Плоскостная композиция Урок
  Итого третье полугодие  
Второй год обучения II полугодие
Раздел 3. Орнамент Замкнутый орнамент. Способы построения замкнутого орнамента
3.1 Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в круге) Урок
3.2 Композиционная структура замкнутого орнамента (орнамент в квадрате) Урок
3.3 Орнаментальная композиция в круге Урок
Раздел 4. Цветоведение Ахроматическая, монохромная гамма
4.1 Ахроматическая гамма Урок
4.2 Монохромная гамма Урок
4.3 Декоративная выразительность цвета Урок
  Итого четвёртое полугодие  
  Итого второй год обучения  
Третий год обучения I полугодие
Раздел 1. Стилизация Стилизация и трансформация предметов быта
1.1 Натюрморт Урок
1.2 Способы декоративизации натюрморта Урок
1.3 Способы изменения характера натюрморта Урок
Раздел 2.Цветоведение Гармоничное сочетание двух цветов
2.1 Цветовая пара. Контрасты Урок
2.2 Цветовая пара. Нюансы Урок
2.3 Изменение контраста в цветовой паре Урок
2.4 Декоративная выразительность цвета Урок
  Итого пятое полугодие  
Третий год обучения II полугодие
Раздел 3.Основы общей композиции Доминанта и акцент в композиции
3.1 Натурные зарисовки натюрморта с введением декоративности Урок
3.2 Выделение доминанты Урок
Раздел 4. Орнамент Сетчатый орнамент. Способы построения сетчатого орнамента. Способы построение плетеного орнамента
4.1   Композиционная структура сетчатого орнамента Урок
4.2 Приемы построения сетчатого орнамента с помощью вспомогательной решетки Урок
4.3 Способы построения плетеного орнамента Урок
  Итого шестое полугодие  
  Итого третий год обучения  
Четвертый год обучения I полугодие
Раздел 1.Основы общей композиции Ассоциативные средства восприятия окружающей среды. Выражение свойств и характера предметов
1.1 Эмоциональные свойства линии Урок
1.2 Эмоциональные свойства пятна (геометрические фигуры) Урок
1.3 Фактура Урок
1.4 Эмоциональная выразительность предметов Урок
Раздел 2. Стилизация Трансформация природных форм в орнаментальные мотивы
2.1 Натурная зарисовка Урок
2.2 Орнаментально-художественная выразительность природной формы Урок
2.3 Декоративная выразительность природной формы Урок
  Итого седьмое полугодие  
Четвертый год обучения II полугодие
Раздел 3. Цветоведение Колористическая композиция
3.1 Колорит монохромный Урок
3.2 Колорит в двухцветной гамме Урок
3.3 Колорит полихромный Урок
Раздел 4. Орнамент Монокомпозиция. Выразительные средства построения монокомпозиции
4.1 Выразительные средства монокомпозиции Урок
4.2 Монокомпозиция «Природные формы»  
  Итого восьмое полугодие  
  Итого четвёртый год обучения  
Пятый год обучения I полугодие
Раздел 1. Стилизация Стилизация фигуры человека
1.1 Натурная зарисовка Урок
1.2 Графические приемы стилизации фигуры человека Урок
1.3 Способы выражения характера фигуры человека Урок
1.4 Стилизация фигуры, приближенная к условно абстрактному Урок
Раздел 2.Основы общей композиции Средства и приемы общей композиции костюма
2.1 Дизайн костюма как вид художественного творчества Урок
2.2 Метр и ритм Урок
2.3 Равновесие, симметрия, асимметрия Урок
2.4 Контраст и нюанс Урок
2.5 Статика и динамика Урок
  Итого девятое полугодие  
Пятый год обучения II полугодие
Раздел 3. Цветоведение Цветовая гармония
3.1 Гармонизатор «Цветовой круг» Урок
3.2 Цветовые гармонии Урок
Раздел 4. Орнамент Народный орнамент. Народный орнамент в предметах современности
4.1 Орнамент народов мира Урок
4.2 Народный костюм - источник творчества художника-модельера Урок
4.3 Народный орнамент в аксессуарах и современной одежде Урок
  Итого десятое полугодие  
  Итого пятый год обучения  
Шестой год обучения
Раздел 1. Эскизный проект
1.1 Выбор темы проекта Урок
1.2 Изучение материала по выбранной теме Урок
1.3 Концепция темы работы. Обоснование принятого решения Урок
1.4 Порядок эскизного проектирования Урок
1.5 Технический рисунок Урок
1.6 Демонстрационный рисунок Урок
  Итого шестой год обучения  
  Итого шесть лет обучения  

ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Первый год обучения

Наши рекомендации