Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности.
1. Интегрированный курс «Вокально-речевой тренинг».
2. Технология А.Н.Стрельниковой в работе с дошкольниками.
3. Вокально-речевой тренинг, как основа технологии М.Л.Лазарева.
4. Перспективное планирование ритмической пластики.
5. Игровые упражнения по ритмопластике (технология Бурениной).
6. Использование регионального компонента в занятиях ритмопластикой.
5) Результативность внедрения.
Пояснительная записка
«Интеграция взаимодействия специалистов МДОУ в рамках художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности» - опыт систематизации работы творческой группы МДОУ № 34 по театрализованной деятельности разных категорий дошкольников:
*общеобразовательных групп,
* оздоровительных групп для детей с аллергопатологией,
* речевых групп.
Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре разработали рекомендации по работе с детьми разного возраста, учитывая специфику своей деятельности, особенности детей групп, региональный компонент. Интеграция предполагает создание условий для развития эмоциональной сферы детей, выход на творчески продуктивную деятельность детей: музыкально-игровые импровизации, творческое экспериментирование в театрализованной деятельности.
Отличительные особенности опыта:
1. Наличие воспитанников с аллергопатологией потребовало внести коррективы в организацию театрализованной деятельности, дополнив ее оздоровительными упражнениями по системе А.Н.Стрельниковой. Работу этого направления осуществляет музыкальный руководитель в форме занятий по вокально-речевому тренингу (метод музыкальной психорегуляции дыхания).
2. Особенности края позволили пополнить технологию А.И. Бурениной авторскими упражнениями с северной тематикой. Танцевальную ритмопластику организует инструктор по физической культуре, интегрируя этот вид деятельности в утренней гимнастике и физкультурных занятиях.
3. Актуальность проблемы взаимодействия с родителями вывели на идею активного привлечения семей в воспитательный процесс МДОУ. Работу с родителями по театрализованной деятельности организует воспитатель группы.
В опыте работы представлены:
*схемы взаимодействия специалистов и воспитателей,
* перспективные планы специалистов,
* алгоритмы используемых технологий,
* авторские инновации,
* приложение (картотека театральных игр, конспекты занятий, информация о видах и истории театра).
Программа ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.
Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.
Реализация задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:
единства социально-эмоционального и когнитивного развития;
насыщении театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;
постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;
наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;
совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
В основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрированными, т.к. почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.
Предполагаемым результатом работы театральной студии явится постановка полноценного спектакля (музыкального или мюзикла), инсценировка различных литературных произведений, проведение, организация театрального фестиваля.
Задачи в семье
* Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
* Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
* Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
* Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.
* Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.
* Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».
* По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.
Задачи в дошкольном образовательном учреждении
* Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
* Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.
* Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.
* Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).
* Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
* Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
* Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.
* Научить управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.
Используемые программы
1. Комплексные:
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
2. Парциальные:
М.Л.Лазарев «Здравствуй!» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста) – реализуется в оздоровительных группах для детей с аллергопатологией через организацию специальных занятий по музыкально-речевому тренингу, которые направлены на оздоровление детей, развитие вокальных данных
Инновационные технологии:
· Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети»,
· М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,
· А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика»,
· А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»,
· Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлов «Теория и практика сказкотерапии»,
· М.Чистякова «Психогимнастика»,
· Э.Г.Чурилова «Арт – фантазия».
Инновационные технологии художественно-эстетического направления помогают педагогам методически грамотно организовывать работу по театрализованной деятельности в детском саду, позволяют интегрировать деятельность различных специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) в едином ключе.
Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности
Принципы организации театрализованной игры
Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты
2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.
Прогноз конечных результатов
1. Формирование самостоятельности в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли.
2. Повышение речевой активности детей, совершенствование диалогической и монологической формы речи.
3. Формирование певческого голоса, развитие навыков движения под музыку.
4. Приобщение детей к прекрасному через знакомство с театральным искусством, развитие эстетического отношения к окружающему.
Задачи блока «Театрализованная деятельность»
1. Познакомить с искусством театра, с театральными профессиями (режиссер, актер). Воспитывать любовь к театру.
2. Развивать желание участвовать в драматизации сказок и литературных произведений.
3. Учить передавать характер героя и его переживания мимикой, голосом, движениями.
4. Упражнять в выразительном, эмоциональном чтении и рассказывании.
5. Обучать работать с разными видами театра (теневой, пальчиковый, кукольный и др.)
6. Учить совместной работе над спектаклем.
Формы работы
· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним
· игры-драматизации
· подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок
· упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)
· отдельные упражнения по этике, психогимнастике
· упражнения в целях социально-эмоционального развития детей
· посещение театра
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Взаимодействие педагогов в МДОУ при организации театрализованной деятельности
|
|
|
|
|
|
|
План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ
Форма мероприятия | Содержание | Дата |
Педагогическая диагностика | Оценка уровня музыкальности детей, диагностика первоначальных умений детей в драматизации | октябрь |
Педчас с учителем-логопедом | Планирование работы по проведению логоритмических занятий | октябрь |
Консультация для педагогов логопедической группы | Особенности организации театрализованной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи | ноябрь |
Встреча за круглым столом с педагогами групп АД | Дыхательная гимнастика и ее значение в оздоровлении детей с аллергопатологией, технология А.Н.Стрельниковой | ноябрь |
Педчас с воспитателями | Подготовка детей к драматизации на Новогоднем утреннике | декабрь |
Каникулы | Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул | январь |
Педчас с инструктором по физвоспитанию | Коррекция планирования работы по ритмической пластике | февраль |
Тренинг с воспитателями | Развитие театральной компетентности педагогов, виды театров | февраль |
Педчас с учителем-логопедом | Помощь в подборе музыкального репертуара к занятиям по фольклору на логопункте | март |
Педсовет | Использование вокально-речевого тренинга в работе с дошкольниками | март |
Встреча за круглым столом с воспитателями выпускных групп | Подготовка детей к театрализованной деятельности на выпускных праздниках | апрель |
Педагогическая диагностика | Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня музыкальности | апрель |
Консультация для педагогов | Организация театрализованной деятельности с детьми в летний период | май |
План взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами ДОУ
Форма мероприятия | Содержание | Дата |
Педагогическая диагностика | Оценка физических качеств детей, диагностика ритмических навыков | октябрь |
Встреча за круглым столом с воспитателями групп АД | Планирование утренних гимнастик с использованием элементов ритмической пластики | октябрь |
Консультация для педагогов логопедической группы | Роль ритмических упражнений для речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи | ноябрь |
Педчас с узкими специалистами | Разработка этапов индивидуального сопровождения детей с проблемами в развитии | ноябрь |
Педчас с воспитателями | Образные гимнастики-побудки после дневного сна | декабрь |
Каникулы | Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул | январь |
Педчас с музыкальным руководителем | Коррекция планирования работы по ритмической пластике | февраль |
Конференция для родителей «По дороге к здоровью» | Подготовка с детьми комплекса открытой ритмической гимнастики | февраль |
Тренинг с воспитателями | Театральная ритмопластика | март |
Педсовет | Презентация «Организация работы по ритмической пластике с дошкольниками» | март |
Встреча за круглым столом с воспитателями и узкими специалистами | Итоги совместной деятельности педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности | апрель |
Педагогическая диагностика | Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня физического развития | апрель |
Консультация для педагогов | Планирование элементов ритмической гимнастики с дошкольниками в летний период | май |
Карта диагностики уровня развития ребенка
в театрализованной деятельности
Цель диагностики:
выявление уровня музыкального, психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), уровня эмоциональности и выразительности.
Метод диагностики:
наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, наблюдение в ходе инсценировок и драматизаций.
Параметры | Начало года | Середина года | Конец года |
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности) | |||
2. Эмоциональная сфера | |||
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интраверсия) | |||
4. Выразительность речи (эмоции, тембр, темп речи, сила голоса) | |||
5. Пластичность, гибкость (использование жестов, мимики) | |||
6. Кругозор (знание сказок, рассказов, стихов, умение отличить жанры) | |||
7. Развитие речи (умение пересказывать знакомые художественные произведения) | |||
8. Творческие проявления | |||
9. Внимание, память |
Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах. Оценка ставится по 5-ти бальной системе.
Для оценки детей 4-го года жизни:
5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать
и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на
каждую часть музыки,
4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,
начало и конец музыкального произведения совпадают не
всегда,
0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с
темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.
Для оценки детей 7-го года жизни:
5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой
нюансировкой, фразами,
4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,
0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,
ориентированы только на начало и конец звучания, а также
на счет и показ взрослого.