Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности.

1. Интегрированный курс «Вокально-речевой тренинг».

2. Технология А.Н.Стрельниковой в работе с дошкольниками.

3. Вокально-речевой тренинг, как основа технологии М.Л.Лазарева.

4. Перспективное планирование ритмической пластики.

5. Игровые упражнения по ритмопластике (технология Бурениной).

6. Использование регионального компонента в занятиях ритмопластикой.

5) Результативность внедрения.

Пояснительная записка

«Интеграция взаимодействия специалистов МДОУ в рамках художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности» - опыт систематизации работы творческой группы МДОУ № 34 по театрализованной деятельности разных категорий дошкольников:

*общеобразовательных групп,

* оздоровительных групп для детей с аллергопатологией,

* речевых групп.

Воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре разработали рекомендации по работе с детьми разного возраста, учитывая специфику своей деятельности, особенности детей групп, региональный компонент. Интеграция предполагает создание условий для развития эмоциональной сферы детей, выход на творчески продуктивную деятельность детей: музыкально-игровые импровизации, творческое экспериментирование в театрализованной деятельности.

Отличительные особенности опыта:

1. Наличие воспитанников с аллергопатологией потребовало внести коррективы в организацию театрализованной деятельности, дополнив ее оздоровительными упражнениями по системе А.Н.Стрельниковой. Работу этого направления осуществляет музыкальный руководитель в форме занятий по вокально-речевому тренингу (метод музыкальной психорегуляции дыхания).

2. Особенности края позволили пополнить технологию А.И. Бурениной авторскими упражнениями с северной тематикой. Танцевальную ритмопластику организует инструктор по физической культуре, интегрируя этот вид деятельности в утренней гимнастике и физкультурных занятиях.

3. Актуальность проблемы взаимодействия с родителями вывели на идею активного привлечения семей в воспитательный процесс МДОУ. Работу с родителями по театрализованной деятельности организует воспитатель группы.

В опыте работы представлены:

*схемы взаимодействия специалистов и воспитателей,

* перспективные планы специалистов,

* алгоритмы используемых технологий,

* авторские инновации,

* приложение (картотека театральных игр, конспекты занятий, информация о видах и истории театра).

Программа ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Сверхзадача представляемой модели развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребенка с окружающим миром, что в дальнейшем послужило бы ему защитой от социальных и межличностных противостояний.

Реализация задач программы развития ребенка средствами театрального искусства возможна при выполнении следующих условий:

единства социально-эмоционального и когнитивного развития;

насыщении театрализованной деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием;

постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности;

наличия интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми;

совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

В основе занятий лежит художественная игра, которая является основой театральной деятельности детей дошкольного возраста. Занятия являются интегрированными, т.к. почти на всех занятиях театральная деятельность интегрируется с музыкальной, хореографической деятельностями. Особое внимание уделяется подбору упражнений, игровых заданий и литературному материалу с точки зрения их духовного содержания. Работа с народными потешками, скороговорками, чистоговорками позволяет расширить не только речь ребенка, но и открывает духовный мир русского народа, выраженный в литературном творчестве. Принцип индивидуального подхода позволяет регулировать нагрузку на каждого конкретного ребенка, привлекая каждого к посильному участию в постановке студийного спектакля.

Предполагаемым результатом работы театральной студии явится постановка полноценного спектакля (музыкального или мюзикла), инсценировка различных литературных произведений, проведение, организация театрального фестиваля.

Задачи в семье

* Поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.

* Обсуждать с ребенком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля - полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.

* Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.

* Рассказывать знакомым в присутствии ребенка о его достижениях.

* Рассказывать ребенку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кинофильмов и т.п.

* Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие», основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя».

* По мере возможности организовывать посещение театров или просмотр видеозаписей театральных постановок.

Задачи в дошкольном образовательном учреждении

* Вызывать интерес к театрализованной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.

* Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в создании выразительных средств.

* Способствовать тому, чтобы знания ребенка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

* Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнеру).

* Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.

* Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).

* Познакомить детей с историей театра марионеток и театра теней.

* Научить управлению простейшей куклой-марионеткой - с применением разнообразных движений (поворот туловища, ходьба), согласовывать свои действия с действиями партнеров.

Используемые программы

1. Комплексные:

Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

2. Парциальные:

М.Л.Лазарев «Здравствуй!» (программа формирования здоровья детей дошкольного возраста) – реализуется в оздоровительных группах для детей с аллергопатологией через организацию специальных занятий по музыкально-речевому тренингу, которые направлены на оздоровление детей, развитие вокальных данных

Инновационные технологии:

· Н.Ф.Сорокина, Л.Г.Миланович «Театр – творчество – дети»,

· М.Д.Маханева «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду»,

· А.Н.Стрельникова «Дыхательная гимнастика»,

· А.И.Буренина «Ритмическая мозаика»,

· Т.Д.Зинкевич, А.М.Михайлов «Теория и практика сказкотерапии»,

· М.Чистякова «Психогимнастика»,

· Э.Г.Чурилова «Арт – фантазия».

Инновационные технологии художественно-эстетического направления помогают педагогам методически грамотно организовывать работу по театрализованной деятельности в детском саду, позволяют интегрировать деятельность различных специалистов ДОУ (воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда) в едином ключе.

Организация художественно-эстетического развития дошкольника средствами театрализованной деятельности

Принципы организации театрализованной игры

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

Прогноз конечных результатов

1. Формирование самостоятельности в организации театрализованных игр: умение самостоятельно выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорации к будущему спектаклю, распределять между собой обязанности и роли.

2. Повышение речевой активности детей, совершенствование диалогической и монологической формы речи.

3. Формирование певческого голоса, развитие навыков движения под музыку.

4. Приобщение детей к прекрасному через знакомство с театральным искусством, развитие эстетического отношения к окружающему.

Задачи блока «Театрализованная деятельность»

1. Познакомить с искусством театра, с театральными профессиями (режиссер, актер). Воспитывать любовь к театру.

2. Развивать желание участвовать в драматизации сказок и литературных произведений.

3. Учить передавать характер героя и его переживания мимикой, голосом, движениями.

4. Упражнять в выразительном, эмоциональном чтении и рассказывании.

5. Обучать работать с разными видами театра (теневой, пальчиковый, кукольный и др.)

6. Учить совместной работе над спектаклем.

Формы работы

· просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним

· игры-драматизации

· подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок

· упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной)

· отдельные упражнения по этике, психогимнастике

· упражнения в целях социально-эмоционального развития детей

· посещение театра

Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru

Рассказывание сказок
Игры-драматизации
Постановка спектаклей
Интонация, характер куклы
Работа над моторикой рук и ее движением на ширме
Мимика
Импровизация
Роль костюмов, декораций, предметного окружения
Ребенок
Выразительное движение
Поиск выразительных средств
Самостоятельная театрализованная деятельность
Знакомство с основами кукольного театра
Праздники, развлечения
Игровые движения
Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru

Взаимодействие педагогов в МДОУ при организации театрализованной деятельности

Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru

Учитель-логопед
- пальчиковая гимнастика, - артикуляционная гимнастика, - чистоговорки на развитие дикции, - логоритмика, - пантомимические этюды
Инструктор по физической культуре
- ритмическая гимнастика, - пластические этюды, - ОРУ с включением персонажей
Театрализованная деятельность дошкольника
- этюды психогимнастики
Педагог-психолог
Интеграция специалистов МДОУ в организации театрализованной деятельности. - student2.ru

План взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и специалистами ДОУ

Форма мероприятия Содержание Дата
Педагогическая диагностика Оценка уровня музыкальности детей, диагностика первоначальных умений детей в драматизации октябрь
Педчас с учителем-логопедом Планирование работы по проведению логоритмических занятий октябрь
Консультация для педагогов логопедической группы Особенности организации театрализованной деятельности с детьми с тяжелыми нарушениями речи ноябрь
Встреча за круглым столом с педагогами групп АД Дыхательная гимнастика и ее значение в оздоровлении детей с аллергопатологией, технология А.Н.Стрельниковой ноябрь
Педчас с воспитателями Подготовка детей к драматизации на Новогоднем утреннике декабрь
Каникулы Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул январь
Педчас с инструктором по физвоспитанию Коррекция планирования работы по ритмической пластике февраль
Тренинг с воспитателями Развитие театральной компетентности педагогов, виды театров февраль
Педчас с учителем-логопедом Помощь в подборе музыкального репертуара к занятиям по фольклору на логопункте март
Педсовет Использование вокально-речевого тренинга в работе с дошкольниками март
Встреча за круглым столом с воспитателями выпускных групп Подготовка детей к театрализованной деятельности на выпускных праздниках апрель
Педагогическая диагностика Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня музыкальности апрель
Консультация для педагогов Организация театрализованной деятельности с детьми в летний период май

План взаимодействия инструктора по физической культуре с воспитателями и специалистами ДОУ

Форма мероприятия Содержание Дата
Педагогическая диагностика Оценка физических качеств детей, диагностика ритмических навыков октябрь
Встреча за круглым столом с воспитателями групп АД Планирование утренних гимнастик с использованием элементов ритмической пластики октябрь
Консультация для педагогов логопедической группы Роль ритмических упражнений для речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи ноябрь
Педчас с узкими специалистами Разработка этапов индивидуального сопровождения детей с проблемами в развитии ноябрь
Педчас с воспитателями Образные гимнастики-побудки после дневного сна декабрь
Каникулы Организация театрализованной деятельности с детьми в дни каникул январь
Педчас с музыкальным руководителем Коррекция планирования работы по ритмической пластике февраль
Конференция для родителей «По дороге к здоровью» Подготовка с детьми комплекса открытой ритмической гимнастики февраль
Тренинг с воспитателями Театральная ритмопластика март
Педсовет Презентация «Организация работы по ритмической пластике с дошкольниками» март
Встреча за круглым столом с воспитателями и узкими специалистами Итоги совместной деятельности педагогов ДОУ по организации театрализованной деятельности апрель
Педагогическая диагностика Итоговая диагностика выпускников, оценка уровня физического развития апрель
Консультация для педагогов Планирование элементов ритмической гимнастики с дошкольниками в летний период май

Карта диагностики уровня развития ребенка

в театрализованной деятельности

Цель диагностики:

выявление уровня музыкального, психомоторного развития ребенка (начального уровня и динамики развития, эффективности педагогического воздействия), уровня эмоциональности и выразительности.

Метод диагностики:

наблюдение за детьми в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий, наблюдение в ходе инсценировок и драматизаций.

Параметры Начало года Середина года Конец года
1. Музыкальность (способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности)        
2. Эмоциональная сфера        
3. Проявление некоторых характерологических особенностей ребенка (скованность – общительность, экстраверсия – интраверсия)        
4. Выразительность речи (эмоции, тембр, темп речи, сила голоса)        
5. Пластичность, гибкость (использование жестов, мимики)        
6. Кругозор (знание сказок, рассказов, стихов, умение отличить жанры)        
7. Развитие речи (умение пересказывать знакомые художественные произведения)        
8. Творческие проявления        
9. Внимание, память        

Музыкальность – способность воспринимать и передавать в движении образ и основные средства выразительности, изменять движения в соответствии с фразами, темпом и ритмом. Оценивается соответствие исполнения движений музыке (в процессе самостоятельного исполнения – без показа педагога). Для каждого возраста педагог определяет разные критерии в соответствии со средними возрастными показателями развития ребенка, ориентируясь на объем умений, раскрытый в задачах. Оценка ставится по 5-ти бальной системе.

Для оценки детей 4-го года жизни:

5 баллов – умение передавать характер мелодии, самостоятельно начинать

и заканчивать движение вместе с музыкой, менять движения на

каждую часть музыки,

4 – 2 балла – в движениях выражается общий характер музыки, темп,

начало и конец музыкального произведения совпадают не

всегда,

0 – 1 балл – движения не отражают характер музыки и не совпадают с

темпом, ритмом, а также с началом и концом произведения.

Для оценки детей 7-го года жизни:

5 баллов – движения выражают музыкальный образ и совпадают с тонкой

нюансировкой, фразами,

4 – 2 балла – передают только общий характер, темп и метроритм,

0 – 1 балл – движения не совпадают с темпом, метроритмом музыки,

ориентированы только на начало и конец звучания, а также

на счет и показ взрослого.

Наши рекомендации