Методика работы с творческим коллективом

Министерство культуры Республики Коми

Государственное профессиональное образовательное учреждение Республики Коми

«Колледж искусств Республики Коми»

В.И Паршукова

Методика работы с творческим коллективом

Учебное пособие

для студентов очной формы обучения,

технология обучения - курс лекций.

по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»

Сыктывкар,2016

Составлено согласно Федеральному государственному образовательному стандарту по специальности (код и название специальности)

Одобрена предметно-цикловой комиссией «Фортепиано» Протокол №…. от «….»……201…г. Председатель ПЦК _____ Утверждена на заседании методического совета ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми» Протокол №… от «…»……….201..г. Председатель методического совета колледжа _______________

ББК

Рецензенты:

В.И. Изъюрова— преподаватель, ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми»;

А.С.Разбаков- ГАУ РК "Коми республиканская филармония" Главный хормейстер.

Методика работы с творческим коллективом:учебная программа / В.И.Паршукова; ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми» — Сыктывкар: 2016.— объем 73с.

Цель настоящего курса «Методика работы с творческим коллективом» – дать будущим руководителям народно- певческих коллективов знания в области руководства с хором, прививать необходимое умение ориентироваться в стилевых особенностях для применения их в своей исполнительской деятельности. Этот курс состоит из лекций, практических занятий, дискуссий по заданным темам, которые подготавливают студентов отделения «Сольное и хоровое народное пение» к практике работы с народным хоровым коллективом.

ББК

© В.И. Паршукова, 2016© ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми», 2016

Оглавление  
 
Тема Название тем Номера страниц
  01. Раздел№1 Ведение в предмет. Основные принципы обучения народному пению. 7-9
02. Развитие и постановка народного голоса, содержание и методы. 9-12
03. Работа артикуляционного аппарата при фонации, содержание и методы. 12-18
04. Певческое дыхание. 18-21
05. Дикция и орфоэпия в пении 21-23
06. Диалектное пение. 23-27
07. Ансамбль хора. 28-34
08. Строй хора. 34-41
09. Метр, ритм в хоровом исполнении. 41-44
10. Темп в хоровом исполнении. 44-46
11. Нюансы в хоровом исполнении. 46-47
  12. Раздел №2 Методика работы с творческим коллективом. Руководитель хора. Вопросы взаимоотношений в коллективе. 47-49
13. Профессиональные певческие коллективы России. 49-50
14. Профессиональные коллективы финно- угорских республик Российской Федерации. 50-53
15. Коми народная манера пения. 53-54
16. Музыкально- образовательная работа в народном хоре. 54-56
17. Вокально- хоровые упражнения
18. Принцип формирования репертуара. 56-58
19. Репетиционная работа в народном хоре. 58-59
20. Вокальное воспитание в народном хоре.
21. Концертная деятельность хора.
  Вопросы на контрольный урок.
  Вопросы дифференцированного зачета
  Вопросы на экзамен
  Критерии оценивания


   
       
     
     

Цель издания:

Учебное пособие разработано автором составителем Паршуковой В.И. на основе обобщения многочисленных опубликованных в разное время материалов (книг, брошюр, сборников, статей) по самым различным вопросам вокально- хоровой и музыкально-теоретической работы. В основу учебного пособия вошли труды деятелей культуры, науки и образования, таких как Людмилы Васильевны Шаминой -Академика Международной академии информатизации, доктора педагогических наук, кандидата искусствоведения, заслуженного деятеля искусства России, Владимира Леонидовиче Живова кандидата педагогических наук, заслуженного работника культуры России, а также трудов- Н.Калугиной, С.В. Попова, Н.К. Мешко, А.М. Пазовского, А.Осипова, А.К. Микушева, П.И.Чисталева.

Основной целью учебного пособия является углубление и расширение кругозора будущего руководителя народно- певческого коллектива, который будет ориентироваться в профессиональных вопросах хорового исполнения.

План

1.Всеобщие компоненты вокального искусства.

2. Культура певческого звука.

3. Звукоидеал в народном исполнительстве.

4. Определяющие принципы народного исполнения.

5. Склад музыкального мышления народных певцов.

Краткий обзор лекционного материала

1.Практика обучения народному пению, опираясь на объективные закономерности физиологического развития человеческого организма, усвоила законы голосовой функции и такие всеобщие компоненты вокального искусства, как певческое дыхание, высокая певческая позиция, округление звука, единая манера звукообразования, подвижность артикуляционного аппарата, проточность и чистота произношения гласных, филировка, мягкая атака как основной прием «вхождения» в звук, ровное, кантиленное звуковедение.

2.Культура ремесла начинается с культуры певческого звукасогласно сложившемуся эстетическому идеалу вокального искусства. Он должен быть полетным, ярким, звонким, обертонально насыщенным. Объемным, акустически полнокровным.

Это достигается в процессе скоординированной работы всех органов голосообразующего аппарата, к которому следует подходить как к единой (целостной) функциональной системе. Тогда вокальная методика будет восприниматься не как набор приемов для выработки отдельных певческих приемов, а как ключ к запуску в действие целостного певческого механизма, который надо соответствующим образом настроить и запустить. При этом звукоидеал становится средством целенаправленных действий в организации произвольного и самопроизвольного саморазвития голосообразующей системы.

3.Звукоидеал в народном исполнительстве. Направлен на получение запрограммированного(в звукоидеале) звукового образа, головной мозг, сравнивая запрограммированный звуковой образ (или комплексы звуковых образов) и способы его (их) реализации с реальными звуковыми результатами и параметрами совершаемого действия, определяет последующее поведение певца оно либо корректируется, либо прекращается.

В случаях, когда результаты действия не совпадают с запрограммированным звукоидеалом, возникает рассогласование механизма фонации, певец начинает ориентировочную исследовательскую деятельность. В результате повтора механизм заново перестраивается, принимает новое решение, голосом создается вариант звукоидеала- образа. Так повторяется до тех пор, пока результаты пения ученика не станут соответствовать его собственным образным представлениям об интонируемом звукоидеале и пока не получит положительного подтверждения со стороны педагога. Только тогда параметры полученного результата прочно программируются в коре головного мозга т сохраняются (запоминаются) в сознании ученика как звуковые образы вокальных гласных, воспроизведенных собственным голосом.

Пока у начинающего певца не существует верных вокальных представлений о звуке собственного голоса,то есть не набраны необходимые для пения нейродинамические связи по реализации моделей звукоидеальных вокальных образов, до тех пор невозможно осуществить правильный режим фонации.

В тоже время у певца всегда имеются набранные связи моделей речевых звуковых образов. Поэтому речевые гласные и должны стать основой формирования моделей вокальных звуковых образовв народном пении.

Акустические исследования раскрывают форматный состав речевых и вокальных гласных. Если в речевом произношении в гласных преобладают речевые форманты, придающие им всем известную фонетическую разнокачественность, то в певческих гласных начинают преобладать высокая и низкая певческие форманты. Следовательно, голосообразующая система во время пения должна находиться в таком режиме фонации, который позволял бы стабильно удерживать в звуке высокую и низкую певческие форманты.

Чтобы голосообразующая система начинающего певца могла функционировать именно в таком фонационном режиме, в головном мозгу должны сформироваться нейродинамические связи, способные неограниченное время удерживатьв любой звуковысотной зоне диапазона голоса все существующие вокальные гласные,без потерь их фонетических частотных характеристик. Если певец (в пределах диапазона своего голоса) способен удержать продолжительное время на заданной высоте вокальную гласную без потерь ее наилучших акустических качеств, можно утверждать, что у обучающего сформированы начальные певческие навыки. При хороших акустических показателях голосообразующая система не испытывает перегрузки.

Хорошие акустические результаты (звукоидеала) используются как основное средство формирования правильных певческих навыков.

Эмоциональному фактору в пении и обучении следует придавать основополагающее значение. Нельзя хорошо петь, находясь в нейтральном эмоционально состоянии. Эмоция- это своеобразная движущая сила фонации, энергия певца, эффективно настраивающая его голос на правильную фонационную волну.

Благодаря эмоциональным методам воздействия на певческую технику большая часть певческих механизмов, скрытых в глубине подсознания и не подчиняющихся рациональным волевым усилиям, мобилизуется и принципиально по- иному организует процесс фонации. В результате эмоция становится ключом, «которым открываются не только эстетические чудеса(выделено- Л.Ш.), автоматически обеспечивающей наиболее оптимальное регулирование фонационного процесса, усиление гормональной функции, например, выделение адреналина, активизирующей нервно- мышечную систему. И т.п.

4.Определяющим принципом обучения народному пению является: незыблемое сохранение коренных признаков певческой традиции. К ним относится: открытый (натуральный) способ голосообразования. интенсивное грудное резонирование на плотном подскладочном давлении и в высокой певческой позиции, естественное вибрато и речевая манера интонирования.

Народному пению присуща особая манера произношения слов – естественная, ненарочитая, непринужденна, это придает исполнению подкупающую искренность и простоту, доверительность и даже трогательную подчас наивность. Слушателя покоряет не сколько собственно вокальный звук голоса певца- носителя традиции, сколько живое проявление свободно раскрывающейся души песни. В народной манере голос- звук отходит на второй план, уступая место мысли, смыслу несомого звуком слова.

5.Эта принципиальная важная точка зрения в организации народного пения фиксирует особый склад музыкального мышления народных певцов (по типу: «пою, как говорю»). Мысль, передаваемая словом, дает сигнал к действию- пению, в свою очередь анализируемому в мелодическом звуке.

Народные певцы пользуются «речевой» манерой пения, при которой сохраняется мышечная координация, хорошо натренированная в процессе повседневной разговорной речи. В народном пении впечатляет близость вокальной фонетики к речевой, чем, собственно, и достигается эффект «доподлинной правды» в исполнении. Народная манера обладает специфическими эстетическими качествами, коренящимися в её органической связи с речевыми интонациями, с речевой фонетикой. Эти качества можно отнести к особенным и одновременно к типичным чертам народной манеры, которые и определяют характерность народного стиля исполнения.

Поскольку интонационно - смысловое возможности человеческой речи практически безграничны, то можно представит себе, какой выразительной силой обладает подлинно народное пение. Именно это качество помогает до конца раскрыть через песню национальный характер и identity каждого народа в целом и каждого его представителя в отдельности.

В народной музыкальной речи русских «звучит всей глубиной своей человечности, все пережитое, передуманное и испытанное русским народом. Звучит без крикливого, шумного, парадного пафоса- в глубокой серьёзности, в величавом своей скромностью сосредоточении чувства.

Душевная теплота и выразительность – главные качества русского пения, в котором образ песни возникает как бы изнутри, путем эмоционального выражения подтекста, внутреннего смысла песни, и обязательно через преломление сугубо личных чувств, личного жизненного опыта певца.

Добиться безыскусственности исполнения обученным певцам бывает чрезвычайно трудно, только самые талантливые из образованных певцов возвышаются до исполнения, дающего иллюзию импровизации. Искусственное пение «гораздо обдуманнее, оно рассчитано, украшено всем, чем может украсить его гений человека…. Но вся ученость гармонии, все искусство развития, все богатство украшений… вся гибкость, все несравненное богатства… не заменит недостатка искреннего чувства (выделено- Л.Ш.), который поёт не по заказу, не из желания блеснуть и выказать свой голос, а из потребности излить свое чувство. Это очень существенное наблюдение, сделанное Н.Г. Чернышевским, заставляет задумываться над техникой народного пения и снова возвращает к принципиально важной мысли об идентичности способов артикулирования в народном пении и речи.

Практические задания: Видео и аудио просмотр записей аутентичной и профессиональных школ народного пения, с апробацией собственного голоса.

Самостоятельная работа

Раскройте, почему в данной методике приоритет принадлежит смысловому, а не музыкальному материалу.

Вопросы для закрепления материала.

1.Перечислите всеобщие компоненты вокального искусства.

2.Раскройте понятие культура певческого звука в народном исполнительстве.

3.Звукоидеал в народном исполнительстве.

Основная литература.

Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». / Л. Шамина. – М.: «Музыка», 1983.-174с.

Дополнительная литература.

Л. В. Шамина «Школа русского народного пения»/ Л.В. Шамина.- М.:1997.-86с.

Словарь.

Звукоидеал –получение запрограммированного(в звукоидеале) звукового образа, головной мозг, сравнивая запрограммированный звуковой образ (или комплексы звуковых образов) и способы его (их) реализации с реальными звуковыми результатами и параметрами совершаемого действия, определяет последующее поведение певца. Оно либо корректируется, либо прекращается.

Тема 02. Развитие и постановка народного голоса.

Цель: Изучить метод постановки народного голоса, авторской методики Л. Шаминой.

План

1.Звукообразование. Строение голосового аппарата.

2.Настройка певческих резонаторов; атака звука.

3. Высокая позиция звука.

4.Округление гласных звуков.

5. Соединение регистров.

Краткий обзор лекционного материала

1. Голосообразующая система. Успешное обучение народному пению, возможно только при условии активного формировании вокального мышления певца, то есть осознанного отношения к процессу фонации, поэтому не надо бояться с первых же моментов обучения давать теоретические основы вокального искусства.

Голосовой аппарат состоит из трех отделов: органов дыхания, гортани и органов артикуляции с системой резонаторных полостей, служащих для образования гласных и согласных звуков.

Источником звука служат голосовые складки, расположенные в гортани. От их длины зависит тип голоса. (Наибольшей длиной обладают складки баса-24-25 мм, у баритона она составит 22-24 мм, у тенора -8-21 мм, у меццо- сопрано- 18-21мм., у сопрано-14-19 мм.,. Толщина голосовых складок в напряженном состоянии 6-8 мм). Вибрация складок осуществляется автоматически как саморегулирующий процесс.

Выше гортани располагается «надставная труба» - система полостей (глоточная, ротовая, носовая и придаточные пазухи носа). Благодаря их резонансу меняется тембр голоса. Поскольку глоточная и ротовая полости не стабильны, их резонанс изменяется соответственно работе артикуляционного аппарата, в который входят подвижная нижняя челюсть, язык, губы и мягкое небо. Благодаря резонансу глоточной и ротовой полостей усиливаются обертоны (образования средних формант), передающие фонетическую структуру гласных.

И наконец, органы дыхания, подающие воздух к голосовой щели, обеспечивают энергию звука.

В процессе речи и пения все отделы работают взаимосвязно. Как целостная функциональная (голосообразующая) система деятельности организма человека. В этом смысле речь и пение следует рассматривать в качестве поведенческого, функционального организационного процесса, целенаправленного на подачу и получение звуковой информации.

Нейрофизиологический уровень протекания процесса пения связан с работой головного мозга. При этом звуковая информация выступает фактором формирования у человека певческих навыков и вокального мышления. Большую роль в этом процессе играет слух.

При слушании пения мозг человека воспринимает его в виде целостной звуковой информации, состоящей из определенного и качественного набора звуков. Каждый из них- качественно индивидуален, то есть содержит в себе определенный состав частотных характеристик. Анализируя и сопоставляя эти звуки в общем потоке поступающей звуковой информации, мозг декодирует заложенный в них смысл и эмоциональный контекст.

Звуковая информация воспринимается головным мозгом прежде всего, как конкретный звуковой (акустический) образ, который состоит из определенного спектра частот (например, характерных для гласных и согласных звуков). Чтобы мозг человека мог обрабатывать воспринимаемую информацию, он должен располагать наработанными нейрофизиологическими структурами звуковых образов, из которых складываются языковые структуры. Обработка информации происходит посредством сравнительного анализа наработанных структур с поступившими извне звуковыми структурами. На основе этого и делается заключение о поступившей звуковой информации.

2. Настройка певческих резонаторов. Поскольку пение является резонансным искусством, важно найти такие условия «точной настройки» певческих резонаторов на частоту колебаний голосовых складок и такую хорошую (с малыми потерями энергии) передачу этих вибраций, при которых будет достигнут максимальный акустический эффект. Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования. Певческий тон должен создаваться (строиться) не способом «удара» по голосовым складкам, а как отзвук, эхо, как «резонативный» тон. Для этого необходимо соблюдать мягкое вхождение в звук (мягкую атаку) и эластичные действия энергичного певческого дыхания. Оформление голоса должно быть «вертикальным», то есть вокально- образно представляемым некой вертикальной осью, на которую нанизываются все слоги- звуки («сверху» и «на себя»).

Атака звука. Опытные вокальные педагоги справедливо советуют «не увлекаться особенно «блестящими» звуками, памятуя, что дело главным образом не в блеске и не в силе звука, а в его широте, округленности, мягкости, благородстве и эмоциональной выразительности, и что эти качества голос приобретает и сохраняет не при твердой, а при мягкой атаке, как постоянной манере начинать звук» (А.М. Вербов. Техника постановки голоса. 2-е изд. М.,1961). Только в особых случаях, например, когда требуется выразить пением негодование, отчаяние, страсть, испуг или страдание, тогда прибегают к твердой атаке, но и в этих случаях следует соблюдать осторожность, чтобы не довести голосовые связки до пересмыкания. Для выражения бессилия, трусости, изнеможения и т.п. уместна придыхательная атака. Итак, надо запомнить, что мягкая атака звука должна быть постоянным способом, которым следует начинать звук. То есть начинать его чрезвычайно осторожно, как бы едва касаясь голосовыми связками.

3. Высокая позиция звука. Фокус головного резонирования обеспечивает голосу высокую певческую форманту (ВПФ), благодаря которой он приобретает полетность, легкость – акустические качества, необходимые певцу любой исполнительской ориентации. характеризуют тембр голоса, а не его силу. Поэтому при поиске ВПП нельзя форсировать звук, действовать способом «нажима» на него. Напротив, следует «сбрасывать» лишнее давление и в таком (мягком) фонационном режиме находить наиболее острую («с присвистом») высокую интонацию.

Мысленно воображаемый фокус головного резонирования представляется в области «маски» и ощущается в вибрациях (гудении воздушной струи) певцами разных типов голосов в разных местах: над зубами, в переносице, лобной пазухе. Достигается этот акустический фокус представлением – «собиранием» звука в пучок (умозрительно: как бы глазами, обращенными певцом «внутрь себя» на уровне «третьего глаза»).

Именно головное фокусное резонирование гарантирует ВПП. (У некоторых певцов показателем интенсивного головного резонирования является легкое головокружение).

Понятие «ВПП» отражает тонусный характер искусства пения. У профессионального певца ВПП, как обязательная норма полноценной фонации, должна срабатывать автоматически, то есть на закрепленном «зевке», рефлекторно. Понятие «зевка» сложилось в вокальной практике (академических певцов) в связи с работой над вокальной структурой гласных букв. Чтобы они звучали не плоско, а округло, необходимо изменять форму и величину небольшой части ротовой полости. А именно мягкого нёба, придавая ему несколько приподнято- вытянутое положение. Это и есть готовность голосового аппарата. Положение «зевка» должно быть зафиксированным и сохраняться на протяжении всего процесса пения. (Вокальные педагоги нередко сравнивают ощущение «зевка» с физическим состоянием зевоты, когда мягкое нёбо как бы вытягивается вверх).

4. Округление гласных звуков. Округление гласных звуков достигается фокусированием головного резонирования: мыслительным программированием и физическим действием. В которое входит приподнято- вытянутое («узкое») положение мягкого нёба («зевка»), а также «артикуляционная установка» органов речи (прежде всего губ) на «вертикальное оформление пения. Этот обязательный для всех певцов вокальный прием округления(фокусировки) гласных звуков дает возможность охватить резонированием всю систему головных (верхних, расположенных выше голосовых складок) резонаторов, обеспечить важнейшее техническое, психофизическое свойство звука- полетность (ВПФ), добиться безупречной звуковысотной чистоты интонирования, облегчить переход голоса из грудного в головной регистр, соблюдая единую манеру формирования гласных на всем диапазоне голоса.

Округление нельзя путать с прикрытием звука. Округление звука, в данной методике, означает его концентрацию, фокусировку. При этом угол фокуса изменяется в зависимости от высоты звука: чем выше продвигается голос, тем острее становится «угол», «уже зевок». Прикрытие же влияет на тембр (голос звучит «в куполе», прикрыто, в отличие от натурального открытого звука).

Понятие «зевка» в определенном смысле можно приравнять к понятию «интонации» в народном пении, так как именно «зевок» порождает тонусную интонацию – некий звуковой образ, который может быть зафиксирован в пении через изображение (имитацию) интонации, передающую «хитрое лукавство», «детскую обиду», «экстатический плач» и т.п. Пользуясь термином «интонация» ( в большей мере соответствующим интонационно- речевой природе народного пения определение «зевок»), педагог формирует у певца психофизическую реакцию на него- приподнято- вытянутое положение мягкого нёба, которое образуется с помощью тонусного выразительно- смыслового интонирования. Зафиксированного в протяжности и звуковысотности.

5.Соединение регистров. Как известно, наибольшей трудностью для певца является переход из одного регистра в другой, исполнение так называемых переходных звуков. Эта трудность всегда возникает в том случае, если для исполнения взято произведение большого диапазона. Тогда- то и приходится использовать прием округления верхних звуков, который помогает осуществить прием округления верхних звуков, который помогает осуществить механизм звукообразования на переходных нотах, перестроиться на другой регистр (например, перейти из грудного регистра в смешанный- микстовый, а из него- в головной). Чтобы звук всегда был ровный и единообразный, надо стремится к пению на соединении регистров- грудного и головного. Грудное резонирование придает голосу мощь, силу, а головное- блеск, яркость, полетность. Чтобы добиться наполненности звучания в верхнем регистре, надо просить певцов спеть как бы «басовито», «сердито». И наоборот, звуки нижнего регистра петь легко, ощущая высокую «головную» позицию; тогда в грудном мощном звучании появится полетность, серебристость.

Наибольшей трудностью для певца является переход из одного регистра в другой. Навык владения перехода из головного в грудной

Самостоятельная работа студента.

Прочитать и законспектировать из учебника Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом». / Л. Шамина. – М.: «Музыка»,1983.-174с.; главу№2 «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора» в частности разделы:

- «Атака звука» (41стр.)

- «Высокая позиция звука» (43стр.)

- «Единая манера звукообразования» (45стр); с целью ориентирования в профессиональных вопросах хорового исполнения, хороведения.

Основная литература.

1.Самарин, В. «Хороведение». М., Academia, 2000

2.Л. Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом»/ Л. Шамина. – М.: «Музыка», 1983.-174с.

Дополнительная литература.

1.Л. В. Шамина «Школа русского народного пения» / Л.В. Шамина.- М.:1997.-86с.

Словарь.

ВПП – высокая певческая позиция.

ВПФ- высокая певческая форманта.

Вопросы для закрепления материала.

1.Строение голосового аппарата.

2. Округление гласных звуков.

3.Соединение регистров.

Тема 03. Работа артикуляционного аппарата при фонации, содержание и методы.

Цель: Создать представление значения владением певческой артикуляции при фонации.

План

1. Артикуляция; дикция.

2. Навык артикулирования в пении.

2. Вокально- звуковое мышление.

3. Вокально- речевое мышление.

4.Артикуляция как средство музыкальной выразительности.

5.Функции артикуляции.

6. Взаимосвязь артикуляции и акустики.

Народы

История уральских языков и народов насчитывает много тысячелетий. Процесс формирования современных финских, угорских и самодийских народов был весьма сложен. Прежнее название уральской семьи языков - финно-угорская, или угро-финская семья, позднее было заменено на уральскую, поскольку была обнаружена и доказана принадлежность к этой семье самодийских языков.

Уральская языковая семья делится на угорскую ветвь, в состав которой входит венгерский, хантыйский и мансийский языки (при этом последние два объединяются под общим названием "обско-угорские языки"), на финно-пермскую ветвь, которая объединяет пермские языки (коми, коми-пермяцкий и удмуртский), волжские языки (марийский и мордовский), прибалтийско-финскую языковую группу (карельский, финский, эстонский языки, а также языки вепсов, води, ижоры, ливов), саамов и самодийские языки, внутри которых вычленяются северная ветвь (нганасанский, ненецкий, энецкий языки) и южная ветвь (селькупский).

Наиболее многочисленными являются венгры (более 15 миллионов человек). Вторым по численности народом предстают финны (около 5 миллионов человек). Эстонцев насчитывается около миллиона. На территории России (по данным переписи 2002 года) живут мордва (843350 человек), удмурты (636906 человек), марийцы (604298 человек), коми-зыряне (293406 человек), коми-пермяки (125235 человек), карелы (93344 человек), вепсы (8240 человек), ханты (28678 человек), манси (11432 человека), ижора (327 человек), водь (73 человека), а также финны, венгры, эстонцы, саамы.

Финно-угорские народы: Самодийские народы:
Бесермяне Венгры Вепсы Водь Ижорцы Карелы Квены Коми-зыряне Коми-пермяки Ливы Манси Марийцы Мокша Саамы Сету Удмурты Ханты Финны Финны-ингерманландцы Эрзя Эстонцы Нганасаны Ненцы Селькупы Энцы

Профессиональные коллективы финно- угрских республик РФ.

Удмиртия.- «Италмас» - это имя носит Государственный академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики, созданный в 1936 для пропаганды удмуртского искусства в России и за рубежом.
Руководители Государственного Академического Ансамбля песни и танца УР «Италмас»: Почётный художественный руководитель, Заслуженный деятель искусств РСФСР, Народный артист РСФСР и УР, Почётный гражданин УР - Мамонтов Анатолий Васильевич, художественный руководитель и главный хормейстер - Байкузин Семён Васильевич, главный балетмейстер, Заслуженная артистка УР - Иловайская Анжела Валерьевна, руководитель оркестра, Заслуженный артист УР - Мухаметшин Марсель Флюрович, руководитель школы-студии Овчинников Пётр Владимирович, и.о. директора - Фомин Алексей Юрьевич.

Марийцы- Государственный ансамбль танца «Марий Эл». Художественный руководитель и главный балетмейстер –Климов Владимир Агафонович,Заслуженный работник культуры Республики Марий Эл. Музыкальный руководитель и дирижер оркестра –Смирнов Владимир Васильевич.Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл .В программе - Танцы народов мира. Концерты - На территории России и за рубежом.

Карелы- Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле». Время создания «Кантеле» – 1936 год хронологически совпадает с началом формирования профессионального искусства Карелии. 1930-е годы – время расцвета композиторской школы Карелии. В 1937 году был создан Союз композиторов КАССР. Разнообразную народную палитру репертуара Ансамбля «Кантеле» дополнили произведения композиторов Карелии, аранжировки современной музыки. Наиболее обширна коллекция нотных рукописей карельских композиторов и музыкантов, насчитывающая около 2000 единиц и охватывающая период с 1938 по 2000-е годы. Среди авторов – основатели национальной композиторской школы Республики – Карл Раутио, Гельмер-Райнер Синисало, Рувим Пергамент, Абрам Голланд; современные композиторы – Эдуард Патлаенко, Александр Белобородов, Вячеслав Кошелев и многие другие. Практически все композиторы Карелии в разное время внесли свой вклад в творческую историю ансамбля. Многие из них работали в «Кантеле» в качестве художественных руководителей, дирижеров. Сегодня эту работу продолжают творческие руководители ансамбля: заслуженный деятель искусств Республики Карелия Вячеслав Иванов, заслуженная артистка России и Карелии Ирина Шишканова, заслуженный работник культуры России и Карелии Марина Устинова.

Мордовия. Мордовский государственный ансамбль песни и танца "Умарина".

Директор- художественный руководитель: Четыркин Василий Иванович.
Государственный ансамбль песни и танца. Создан в 40-е г., с первых дней существования заявил о себе как яркий популяризатор мордовского музыкального и хореографического искусства. Радостные и задушевные напевы, светлые образы легли в основу исполняемых им хоровых, танцевальных и вокально-хореографических произведений, рассказывающих о мордовском крае, обычаях, буднях и праздниках его народа.
Для заслуженной славы коллектива многое сделали работавшие в разное время художественные руководители ансамбля заслуженные деятели искусств России П. Емец и Г. Сураев-Королев, заслуженные деятели искусств Мордовии В. Белоклоков и В. Жестков.
В ансамбле начали свой творческий путь замечательные исполнители мордовской песни заслуженные и народные артисты РФ и РМ Е. Еремеев, Р. Беспалова, М. Антонова, А. Куликова, заслуженные артисты РФ Н. Маркова, В. Грачев, М. Грачева, В. Кудряшов, талантливые исполнители мордовского национального танца заслуженные артисты Мордовии В. Пчелкин, В. Каргина, и Т. Градусова, Т. Гераськина, Н. Люзгаева, В. Числяк и А. Ласкорунский.

Вопросы контрольного урока I семестр

Письменные вопросы:

1.Всеобщие компоненты вокального искусства.

2. Культура певческого звука.

3. Звукоидеал в народном исполнительстве.

4. Определяющие принципы народного исполнения.

5. Склад музыкального мышления народных певцов.

6.Звукообразование. Строение голосового аппарата.

7.Настройка певческих резонаторов; атака звука.

8. Высокая позиция звука.

9.Округление гласных звуков.

10. Соединение регистров Артикуляция; дикция.

11. Навык артикулирования в пении.

12. Вокально- звуковое и вокально- речевое мышление.

13.Артикуляция как средство музыкальной выразительности.

II семестр зачета

1.Мелодический строй.

2.Интонирование ступеней лада в мажоре и миноре.

3.Гармонический строй.

4.Частный и общий ансамбли.

5.Динамический ансамбль.

6.Метроритмический ансамбль.

7.Дикционно-орфоэпический ансамбль.

8.Специфические особенности дикционного ансамбля.

9.Культура речи и вопросы логики в работе над дикцией.

10.Соблюдение правил и положений логики при пении литературного текста хорового произведения.

11.Дыхание; типы певческого дыхания.

12.Упражнения на развитие на технику опоры дыхания.

13.Атака звука.

14.Цепное дыхание.

15. Региональные особенности Южнорусской певческой традиции.

16. Региональные особенности Западнорусской певческой традиции.

17. Региональные особенности Поволжской певческой традиции.

Примерный перечень вопросов ИГА

<
Вопрос
1. Письменный вопрос. Типы певческого дыхания.  
2. Письменный вопрос. Работа артикуляционного аппарата при фонации, содержание и методы.
3. Письменный вопрос. Звукоидеал в народном исполнительстве (по методу Л.В. Шаминой).
4. Письменный вопрос. Вокально-звуковое и вокально-речевое мышление (по методу Л.В. Шаминой).
5. Письменный вопрос. Звукообразование. Строение голосового аппарата.
6. Письменный вопрос. Понятие о резонаторе. Нижние и верхние резонаторы. Их роль в процессе звукообразования. Микстовая зона резонаторов.
7. Письменный вопрос. Тембр и атака звука. Единая манера звукообразования.
8. Письменный вопрос. Принцип формирования репертуара.
9. Письменный вопрос. Дикция, орфоэпия, логика и культура речи.
10. Письменный вопрос. Диалектное пение.
11. Письменный вопрос. Ансамбль хора.
12. Письменный вопрос. Строй хора.
13. Устный вопрос. Роль руководителя в певческом коллективе.

Наши рекомендации