Дети, воспитанные среди волков

Когда ребенок рождается, у него нет никаких талантов. Человек — это продукт своего окруже­ния. Жизнь заставляет его приспосабливаться. Это совершенно отчетливо демонстрирует ра­бота Фумио Киды «Детская психология». В ней доктор Кида рассказывает историю двух малень­ких девочек, воспитанных волками.

В 1941 году два профессора из Денвера и Йельского университета получили отчет о не­обычном исследовании. Один священник в Ин­дии обнаружил двух маленьких девочек, которые выросли среди волков. Одной из них было около двух лет, а другой примерно семь. Младшую на­звали Амала, а старшую Камала. В отчете со­держались фотографии и данные наблюдения за ними в течение девяти лет. Находка была сде­лана в джунглях к северо-западу от Калькутты. (Говорят, что среди местного населения Индии до сих пор существует обычай избавляться та­ким образом от новорожденных девочек.)

Голова, грудь и плечи обеих девочек были покрыты густой шерстью. После того как ее со­стригли, они стали похожи на людей.

В волчьем логове дети ползали на четверень­ках. Их глаза прекрасно видели в темноте, обо­няние было чрезвычайно чувствительным. Бега­ли они на всех четырех конечностях, как собаки,

причем настолько быстро, что людям нелегко было их догнать. У них были широкие плечи, сильные ноги. Коленные суставы были согнуты и полностью не распрямлялись. Предметы они брали не руками, а зубами. Ели и пили они, как собаки. Камала по всем повадкам напоминала волка. Она не только любила сырое мясо, но и демонстрировала явное пристрастие к мясу с душком. Она была невосприимчива к перемене температуры и не потела. Когда было жарко, она высовывала язык и часто дышала, как собака. Ее кожа была гладкой и твердой и поэтому не пач­калась, а ладони — сплошь в мозолях. Голова, покрытая длинными и спутанными волосами, была непропорционально большой. При малей­шем звуке ее уши поднимались торчком, и она напрягалась всем телом. Если Камала была раз­дражена, ее ноздри раздувались, и она рычала, как собака. Если кто-то пытался помешать ей во время еды, она оскаливала зубы и ворчала.

Днем она спала, но как только солнце са­дилось, переходила к активному состоянию. По ночам она, как и в то время, когда жила среди волков, трижды принималась выть через равные промежутки времени — в десять часов, в час и в три. Эта привычка стала ее второй натурой, так как в течение многих лет она выла хором вместе с волками. За девять лет, проведенных в челове-





Взращенные с любовью

Взращенные с любовью



ческом обществе, она так и не избавилась от этой привычки и продолжала выть вплоть до своей смерти в шестнадцатилетнем возрасте. Голос Ка-малы не обладал ни человеческими, ни зверины­ми звуковыми характеристиками. Она издавала специфические нечленораздельные звуки.

Разве все это могло быть унаследовано!

Человеческое дитя, живущее среди волков и воспитанное ими, переняло и все их привычки. Чтобы выжить, человек автоматически приспосаб­ливается к окружающей среде. Таинственная и непреодолимая сила жизни заставляет его вести себя так, как диктует среда. При одной только мысли об этой колоссальной мощи воздействия окружающей среды меня охватывает трепет.

Все вышеперечисленные факты показывают, насколько важно воспитание детей в самом ран­нем возрасте. Мы должны серьезно задуматься над тем, как воспитывать и чему учить детей, как воздействовать на их разум и чувства, на их поведение. До сих пор мы полагали, что все эти качества у них являются врожденными и передаются по наследству. Я настоятельно реко­мендую отказаться от этих заблуждений. То по­ложение, в котором оказались Амала и Камала, нельзя назвать иначе как ужасным! Оно закончи­лось, когда их забрали из волчьего логова и пе­реместили в человеческое общество, но их опыт

доказывает мощь человеческого духа. Несмотря на то что обе были людьми, они прекрасно при­способились к своим, то есть к волчьим, усло­виям жизни. Если бы на них с самого начала с такой же силой оказывали влияние цивилизован­ные условия человеческого общества и подходя­щая среда, то можно было бы ожидать прекрас­ных результатов. Как бы там ни было, ученые приравняли их по уровню развития к идиотам. Я так не думаю, особенно если учесть, насколько хорошо они адаптировались к своему окруже­нию. Но главное здесь то, что их сформировала не наследственность, а среда. Дети живут, видят и чувствуют, и их способности развиваются в со­ответствии с окружением. Конечно, такой подход начисто игнорирует фактор наследственности, который люди упорно продолжают считать чрез­вычайно важным.

Однако вспомните, что эти дети бегали на четырех конечностях, хватали предметы зубами, как собаки, питались сырым и предпочтитель­но протухшим мясом. Более того, плечи и грудь этих девочек были покрыты густой шерстью. Разве кто-нибудь может утверждать, что все это они унаследовали?

В современном обществе мы не отдаем детей волкам. Но неблагоприятная окружающая среда, с которой некоторые дети сталкиваются сразу же


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью





после рождения, наносит такой ущерб их разви­вающимся способностям, что результаты почти ничем не отличаются от воспитания среди вол­ков. Если вы видите школьника с заторможенны­ми или нарушенными способностями и считае­те, что все дело тут в наследственности, то это большое заблуждение. Судьба детей находится в руках родителей.

Наши рекомендации