Принципы динамики и темпоритм

Услышав слово ТЕМПОРИТМ, не пытайтесь задать высокий темп и быстрый ритм своего выступления, это не одно и тоже. Да, динамика должна быть и, по возможности, возрастать от вступления к финалу, но она может быть изначально заявлена как меланхолично-размеренная. И "фишка" может быть на контрасте низкого и высокого темпа, а некоторые паузы и замедление действия спровоцируют зал на смех, улучшат восприятие.

Из чего же состоит действие на сцене КВН? Для удобства разберёмся с элементами динамики.

принципы динамики и темпоритм - student2.ru

Выступление любой команды начинается с объяснения происходящего, потом раскручивается событие и нарастает темп. То есть, период от полного неведенья зрителей до возникновения его креативной способности можно назвать начальным этапом выступления, или НАГНЕТАНИЕМ.

Самый яркий момент выступления обычно смещают ближе к финалу, но сильных "фишек" может быть и две, и три. Поэтому вместо театрального слова "кульминация" разумнее использовать термин ПИК. Он должен быть кратким, чётким и рассчитанным на сильную отдачу болельщиков. Динамика ПИКА должна напоминать спортивный старт: на старт, внимание, выстрел!

ПИК в конце, ПИК в середине и небольшой ПИК ближе к началу, но не всегда КВНовский мозг настолько продуктивен. Обычно он настолько хитёр, что может подсунуть вам вместо ПИКА обычный ДРАЙВ. Динамичная продолжительная музыка в сочетании с каким-то действием в костюмах вызывает бурные эмоции зала, и он разряжается после НАГНЕТАНИЯ. Также ДРАЙВ меньше ценится жюри и, как правило, отнимает больше времени, чем короткий сильный ПИК. Но оставлять зал после НАГНЕТАНИЯ без разрядки в виде ПИКА или ДРАЙВА - ещё хуже.

После финального ПИКА нужно некоторое время удержать зал на возвышенных эмоциях, чтобы он насладился впечатлением, оценил увиденное и тепло, с достоинством проводил игроков за кулисы. Такое принудительно-высокое, немотивированное шуткой настроение назовём ЭЙФОРИЕЙ. Но не путайте ЭЙФОРИЮ с сентиментальной фразой перед финалкой и самой песней. На сцене должна произойти торжественная развязка предыдущих событий с намёком на смешное.

Так же как ДРАЙВ искусственно повышает динамику событий, КАЧ понижает её. Это связано с некоторой потребностью в передышке, это значит, что КАЧ должен быть после ПИКА (среднего). КВНщики как бы предлагают зрителям посмаковать следующий фрагмент своего выступления. Как правило, это - пантомима, миниатюра или пародия на что-нибудь спокойное. Передышка поможет зрителям выйти на ещё более высокий эмоциональный уровень к следующему ПИКУ.

Помимо КАЧА со смысловым наполнением можно использовать пустые паузы - ВОЗДУХ. Например, выйти, помолчать у микрофона и уйти, или зафиксировать какое-либо выражение или позу на несколько секунд. Все эти хитрости вызывают необоснованный смех зрителей, а значит их небольшое расслабление. Такие паузы напоминают даже не провалы, а разрывы темпа и динамики. Конечно, не стоит перенасыщать своё выступление ВОЗДУХОМ, а то у зала возникнет чувство пустоты на сцене, или того хуже, начнётся поиск подтекста или скрытого смысла этих пауз.

Существует ещё одна форма паузы, когда динамика замедляется перед явным ПИКОМ. Когда зрители предчувствуют кульминацию НАГНЕТАНИЯ, но вынуждены как бы затаиться в предвкушении ПИКА. Таким притормаживанием создаётся ИНТРИГА - самый сложный элемент динамики. Очень трудно угадать момент готовности зала к ИНТРИГЕ, и, часто бывает, зрителям трудно уловить момент ИНТРИГИ, и они могут даже прозевать сам ПИК. Хотя это всё зависит только от команды и её профессионализма. Кстати, ИНТРИГА всегда хорошо проходит в самом начале выступления, когда внимание болельщиков искусственно сосредоточено ведущим. Вялый или непонятный выход команды или даже одного его члена, минимум музыки, пара фраз - всё это рождает у зрителей чувства, ассоциирующиеся с бутылкой шампанского, которую уже потрясли. Вот-вот рванёт - это и есть определение интриги.

Этот набор элементов можно использовать как конструктор при создании своего выступления. Надо лишь запомнить основные стержни этой композиции:

  • ПИК должен быть в конце, но их может быть и несколько.
  • После НАГНЕТАНИЯ зрителю нужна разрядка в виде ПИКА или ДРАЙВА.
  • ЭЙФОРИЯ - это не просто финальная песня и прощальные сентиментальности.
  • КАЧ хорошо будет воспринят после ПИКА в середине выступления.
  • Пользуйтесь ВОЗДУХОМ в длинных напряжённых блоках.
  • ИНТРИГА усиливает ПИК, но хорошо читается в начале выступления.
  • Старайтесь разбить выступление на смысловые блоки не с помощью несмешных слов, а с использованием элементов динамики.

Когда же долгие эксперименты приведут вас к своей эффективной и неповторимой расстановке элементов динамики, тогда и совершится чудо под названием ТЕМПОРИТМ.



Наши рекомендации