Вокальная работа во всех регистрах

До недавнего времени между различными специалистами детского пения шла дискуссия о том, какое звукообразование (фальцетное, грудное или смешанное) следует брать за основу методики развития детского голоса в процессе вокального воспитания младших школьников до периода наступления мутационного возраста. На практике мы слышим хоровые коллективы с различными вокальными установками. Например, хор мальчиков с громким звуком горлового оттенка, который поёт в диапазоне 1 октавы (прекрасно звучат народные песни малого диапазона!), но не справляется с озвучиванием верхнего головного регистра, начиная с ля 1. Или младшие смешанные хоры, которые поют в фальцетном регистре, - им доступен по диапазону хороший детский классический репертуар, но звучит хор тихо и мало выразительно. Это примеры одностороннего использования в пении в первом случае в грудного регистра, во втором случае – фальцетного регистра. Добавим, что многие хормейстеры преследуют цель выработать лёгкий светлый звук, не затрагивая грудной регистр, который обычно в общей массе детей от рождения мало развит. Эта теоретическая установка развивалась и обосновывалась в трудах некоторых отечественных педагогов - хоровиков довольно длительный период времени.

Обратимся к результатам исследований Г.П. Стуловой и её рекомендациям, выработанным на основе научных и практических наблюдений и экспериментов.

«В результате экспериментально-педагогического исследования системы обучения пению младших школьников установлено, что постоянное использование какого-то одного голосового регистра приводит к одностороннему развитию голоса: либо широкий диапазон при обедненности тембра, либо богатый тембр в узком диапазоне. Доказано, что для наиболее полноценного и всестороннего развития певческого голоса детей методику вокального воспитания необходимо строить на основе использования всех голосовых регистров (грудного, фальцетного и микстового), которые осваиваются в процессе обучения поэтапно по принципу от простого к сложному: от натуральных регистров к микстовым».

Рекомендуемая последовательность освоения регистров и направление развития детского голоса:

Укрепление и развитие верха - фальцетного голоса - один комплекс упражнений.

Укрепление и развитие – низа - грудного регистра-другой комплекс упражнений.

Постепенное сглаживание регистров на упражнениях и образование микстового смешанного звучания» (см. статью Г.П. Стуловой в сборнике «Современный хормейстер». Вып. 2).

Чистота интонации и точность вступления в ноту.

Эта задача выходит на первый план в начале занятий, когда звучание пёстрое, примерное, не точное, внимание должным образом не организовано.

Человек, умеющий петь, знает, как известно, наперед, т. е. ранее момента образования звука, как ему поставить все мышцы, управляющие голосом, чтобы произвести определенный и заранее назначенный музыкальный тон,

И. М. Сеченов

Можно посоветовать на первых урокахупражнение «Унисон». Сначала предложить спеть всем разные звуки одновременно, какие получатся, кому где удобнее - вот какой гудок получился у нас! А затем собраться на одном звуке, подтянуться, как будто при помощи магнитика. Несколько раз повторить. Лучше использовать гласную У.

Навык точного вступления в ноту связан с постепенным развитием вокального слуха. Детям надо представить высоту ноты заранее, назовём это предслышание. Задача такая - на задержке дыхания после вдоха надо про себя услышать высоту звука, в который вступать. Этот навык – предслышания - у детей надо обязательно тренировать специально, многократно, спрашивая при показе ауфтакта – представили где звук? помним где звук?

Точность вступления зависит от атаки звука. Как известно, штрих стаккато с его более собранной атакой (без подъездов), способствует точному попаданию в тон. Рекомендованное упражнение – на удобной высоте - фа1 - на звук У повторить ноту несколько раз. Рукой можно показать удары по-маленькому мячику - звук прыгает. Ритмические совпадения движения руки и пропевания ноты помогают точнее попасть в звук (см. упр. на стр. 30).

Схема воспитываемого навыка - точности вступления в ноту состоит из нескольких последовательно раздельно освоенных навыков затем тренируемых в комплексе:

вдох-задержка дыхания-услышать внутренним слухом высоту звука - т.е. приготовить голосовой аппарат с нужной мышечной координацией, запеть собранно на стаккато с последующим легато (см. упр. на стр. 30).

Наши рекомендации