Психологическая коррекция средствами музыки (музыкотерапия)
Психологическая коррекция находится в неоднозначной и тонкой связи с психотерапией. Существовавшее ранее представление о том, что психотерапевтическое воздействие при работе с детьми с проблемами неэффективно, в настоящее время опровергается многими авторами (Н.П.Вайзман, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова, Л.З.Арютюнова, В.М.Рахманов, Д.Г.Гуровец, В.Н.Воронина, М. М. Семаго и др.).
Сегодня проблема в этой работе состоит в поиске необходимых средств, учете возрастных, личностных особенностей детей данной категории, а также природы и характера имеющихся нарушений развития. В связи с этим использование арттерапевтических методик, и в частности музыкотерапии, в работе с детьми с проблемами, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на старших дошкольников при коррекции нарушений в развитии личности. Музыкотерапевтическая технология, где музыка выполняет символическую функцию в коррекции конкретных личностных проблем ребенка, предполагает разные виды музыкотерапии: рецептивную, активную, интегра-тивную. Все они направлены на реализацию лечебно-адаптационных, коррекционных функций в работе с детьми с нарушением в развитии.
Практика коррекционной работы с детьми показывает, что щ ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальных заняти-1 ях, праздниках, развлечениях и др.) даже при дифференцированном подходе музыкальный руководитель не может осуществить] коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка. В связи с этим использование индивидуальных и подгрупповых форм музыкотерапии, проводимых психологом, помогает в peшении этих проблем.
Музыкотерапии, используемая психологом в работе с ребенком с проблемами, дополниет процесс коррекционно-развивающего воздействия средствами музыки. А сочетание ее с фронтальными музыкальными и ритмическими занятиями, музыкальной длительностью вне занятий в группе, художественно-досуговыми мероприятиими, которые организует музыкальный руководитель и педагоги, дает более глубокий положительный результат и в формировании художественной культуры, и в коррекции имеющихси у дошкольников нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, личностной сфер средствами музыкального искусства.
Реализации на практике коррекционно-развивающего и психотерапевтического направлении в дошкольном образовательном учреждении возможна при взаимодействии нескольких специалистов (дефектолога, психолога, музыкального руководители, педгогов) в решении коррекционных задач применительно к каждому конкретному ребенку и группе детей в целом. Такое взаимодействие должно прослеживатьси на всех этапах коррекционной работы. На этапе диагностического обследовании дефектолог, логопед, психолог определиют характер и степень нарушений в развитии ребенка, после чего знакомит с результатами обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер музыкального руководители и ритмиста. Последние, в свою очередь, проводит диагностику и определиют возможности детей в музыкальной и двигательной, моторной деятельности. Исходи из результатов обследовании детей, специалисты совместно намечают программы коррекционной помощи. На разных этапах работы с детьми с проблемами они могут проводить консультации, обсуждении положительной или отрицательной динамики в развитии, корректируют программу. В конце года контрольное обследование детей каждым специалистом и коллективное обсуждение результатов должны показать, насколько взаимосвизь специалистов была продуктивна и обеспечивала эффективность коррекционного воздействии.
Задания для самостоятельной работы
1. Покажите значение музыки в системе гуманистического воспитания.
2. Раскройте клинико-психолого-педагогические основы музыкального воспитания детей с проблемами в развитии.
3. Охарактеризуйте основные методы исследования музыкального развития детей с проблемами.
4. Сравните особенности музыкального воспитания нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с разными проблемами.
5. Какие педагогические технологии используются в коррекционно-направленном музыкальном воспитании детей с проблемами?
6. Покажите, какое место занимает музыкальное воспитание в системе коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.
7. Раскройте основные направления коррекционной работы средствами музыки.
Литература
Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982.
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.
Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958.
Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.
Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.
Джола Д. Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991.
Искусство в жизни детей. — М., 1991.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.
Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных Учреждениях / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М., 1976.
Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993.
Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.
Методы педагогического исследования: Лекции / Под ред. В. И. Журавлева. - М., 1972.
Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном Учреждении. Деловые советы. — М., 1998.
Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.
Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1980.
Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., 1997.
Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. — 1991. — № 11.
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991. 1
Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание? и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 199]
Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. — М., 1992.
Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.
Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998
Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.
Раздел III