Психологическая коррекция средствами музыки (музыкотерапия)

Психологическая коррекция находится в неоднозначной и тон­кой связи с психотерапией. Существовавшее ранее представление о том, что психотерапевтическое воздействие при работе с деть­ми с проблемами неэффективно, в настоящее время опровергает­ся многими авторами (Н.П.Вайзман, Е.Ю.Рау, Ю.Б.Некрасова, Л.З.Арютюнова, В.М.Рахманов, Д.Г.Гуровец, В.Н.Воронина, М. М. Семаго и др.).

Сегодня проблема в этой работе состоит в поиске необходи­мых средств, учете возрастных, личностных особенностей детей данной категории, а также природы и характера имеющихся на­рушений развития. В связи с этим использование арттерапевтических методик, и в частности музыкотерапии, в работе с деть­ми с проблемами, рассматривается как достаточно эффективное средство воздействия на старших дошкольников при коррекции нарушений в развитии личности. Музыкотерапевтическая техно­логия, где музыка выполняет символическую функцию в кор­рекции конкретных личностных проблем ребенка, предполагает разные виды музыкотерапии: рецептивную, активную, интегра-тивную. Все они направлены на реализацию лечебно-адаптаци­онных, коррекционных функций в работе с детьми с нарушени­ем в развитии.

Практика коррекционной работы с детьми показывает, что щ ее фронтальных и индивидуальных формах (музыкальных заняти-1 ях, праздниках, развлечениях и др.) даже при дифференцирован­ном подходе музыкальный руководитель не может осуществить] коррекцию нарушений в личностном развитии каждого ребенка. В связи с этим использование индивидуальных и подгрупповых форм музыкотерапии, проводимых психологом, помогает в peшении этих проблем.

Музыкотерапии, используемая психологом в работе с ребенком с проблемами, дополниет процесс коррекционно-развивающего воздействия средствами музыки. А сочетание ее с фронталь­ными музыкальными и ритмическими занятиями, музыкальной длительностью вне занятий в группе, художественно-досуговыми мероприятиими, которые организует музыкальный руководитель и педагоги, дает более глубокий положительный результат и в формировании художественной культуры, и в коррекции имеющихси у дошкольников нарушений в развитии познавательной, эмоциональной, личностной сфер средствами музыкального ис­кусства.

Реализации на практике коррекционно-развивающего и психотерапевтического направлении в дошкольном образовательном учреждении возможна при взаимодействии нескольких специали­стов (дефектолога, психолога, музыкального руководители, педгогов) в решении коррекционных задач применительно к каждо­му конкретному ребенку и группе детей в целом. Такое взаимо­действие должно прослеживатьси на всех этапах коррекционной работы. На этапе диагностического обследовании дефектолог, ло­гопед, психолог определиют характер и степень нарушений в раз­витии ребенка, после чего знакомит с результатами обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер музы­кального руководители и ритмиста. Последние, в свою очередь, проводит диагностику и определиют возможности детей в музы­кальной и двигательной, моторной деятельности. Исходи из ре­зультатов обследовании детей, специалисты совместно намечают программы коррекционной помощи. На разных этапах работы с детьми с проблемами они могут проводить консультации, обсуж­дении положительной или отрицательной динамики в развитии, корректируют программу. В конце года контрольное обследование детей каждым специалистом и коллективное обсуждение результатов должны показать, насколько взаимосвизь специалистов была продуктивна и обеспечивала эффективность коррекционного воз­действии.

Задания для самостоятельной работы

1. Покажите значение музыки в системе гуманистического воспита­ния.

2. Раскройте клинико-психолого-педагогические основы музыкаль­ного воспитания детей с проблемами в развитии.

3. Охарактеризуйте основные методы исследования музыкального раз­вития детей с проблемами.

4. Сравните особенности музыкального воспитания нормально раз­вивающихся дошкольников и их сверстников с разными проблемами.

5. Какие педагогические технологии используются в коррекционно-направленном музыкальном воспитании детей с проблемами?

6. Покажите, какое место занимает музыкальное воспитание в систе­ме коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

7. Раскройте основные направления коррекционной работы средствами музыки.

Литература

Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М., 1982.

Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М., 1989.

Бехтерев В.М. Избранные произведения. — М., 1958.

Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального вос­питания в детском саду. — М., 1983.

Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.

Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. — М., 1996.

Джола Д. Н. Эстетическое отношение личности к эстетической куль­туре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. — М., 1991.

Искусство в жизни детей. — М., 1991.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М., 1989.

Коррекционно-воспитательная работа в специальных дошкольных Учреждениях / Под ред. Н. Г. Морозовой. — М., 1976.

Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. — М., 1993.

Медведева Е.А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. — М., 2001.

Методы педагогического исследования: Лекции / Под ред. В. И. Жу­равлева. - М., 1972.

Новиков A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном Учреждении. Деловые советы. — М., 1998.

Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.

Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. - М., 1980.

Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., 1997.

Полунина Е. Катарсис в музыке // Сов. музыка. — 1991. — № 11.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. — М., 1991. 1

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание? и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. — М., 199]

Психотерапия в дефектологии / Сост. Н. П. Вайзман. — М., 1992.

Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. — М., 1998

Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2000.

Раздел III

Наши рекомендации