Методы исследования музыкального развития

ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ

Развитие методики музыкального воспитания детей с пробле­мами и коррекционной ритмики как области научного знания невозможно без осуществления научно-исследовательской рабо­ты в этой области. В организации научно-исследовательской рабо­ты очень важен правильный выбор форм и методов научного ис­следования. «Методы исследования — это инструменты, с помо­щью которых познают истину, открывают закономерные связи явлений объективного мира. Чем более совершенны методы ис­следования, чем лучше владеет ими исследователь, тем успешнее научная работа»1.

Методика исследования должна соответствовать конкретным задачам, которые ставит перед собой педагог, и правильно отра­жать специфику изучаемых явлений. Как правило, в педагогиче­ских исследованиях применяются педагогические, социологиче­ские, экспериментальные методы. К ним относятся: наблюдение, педагогический эксперимент, изучение и обобщение педагоги­ческого опыта, анкетирование, беседа, интервью, изучение дет­ских творческих работ и документации учебно-воспитательного учреждения, работа с литературными источниками и др. Рассмот­рим эти методы подробнее.

Метод наблюдения

Данный метод достаточно широко применяется впедагогиче­ских работах и определяется как «относительно длительное целе­направленное и планомерное восприятие предметов и явлений окружающей действительности; метод познания действительно­сти на основе непосредственного восприятия»1.

Умение наблюдать — качество, которое в первую очередь не­обходимо педагогу-исследователю. Проводя исследование, он учит­ся наблюдать за организацией процесса музыкального воспита­ния в детском саду в целом, за процессом проведения музыкаль­ных занятий, за поведением, реакциями группы детей или одно­го ребенка и т.д. Для того чтобы наблюдение было целенаправ­ленным, необходимо предварительно составить план наблюдения и определить те конкретные вопросы, которые требуется изучить в процессе наблюдения и дать на них ответ. Наблюдение должно быть объективным, планомерным, систематическим, преднаме­ренным.

В практике педагогических исследований используются такие виды наблюдений, как непосредственное, опосредованное, от­крытое и скрытое.

Непосредственное наблюдениепредполагает прямое или кос­венное участие педагога-исследователя в непосредственно проис­ходящем педагогическом процессе. При этом сам исследователь становится либо его участником, либо свидетелем, либо руково­дителем. Разные позиции, занимаемые им во время наблюдения, позволяют ему рассматривать одно и то же явление с разных то­чек зрения, проникая в суть происходящих процессов, глубже изучать поставленные вопросы. Так, например, педагог может са­мостоятельно организовать и провести в дошкольном учреждении музыкальное занятие, развлечение, другие формы музыкального воспитания и обучения детей, наблюдая за их поведением как бы изнутри.

Опосредованное (или косвенное) наблюдение.Такое наблюде­ние могут проводить исследователи, апробирующие в условиях дошкольного учреждения, например, новые экспериментальные программы музыкального развития детей или специальные зада­ния. При этом исследователь наблюдает процесс как бы со сторо­ны и оценивает его.

Открытое наблюдениеосуществляется, когда, например, пе­дагог-исследователь открыто присутствует на музыкальном заня­тии, проводимом музыкальным руководителем. При этом дети чувствуют присутствие незнакомого человека и могут вести себя более скованно, неестественно. Это следует учитывать и не оце­нивать детские проявления на основании только такого наблю­дения.

Скрытое наблюдение.Ценность этого наблюдения состоит в том, что испытуемые не ощущают его, поэтому ведут себя естественно, раскрепощенно, без напряжения. Это дает возможность получить более объективные данные об изучаемом процессе, поведении группы детей или одного ребенка и т.д. Такое наблюдение может осуществляться разными путями. Наиболее простой из них — на­блюдение за деятельностью ребенка в естественных условиях, на­пример во время проведения игр с пением. Более сложные пути — это использование телеустановок, зеркала Гелло и др.

Наблюдения дают исследователю ценный материал, но при использовании этого метода на первый план выступают внешние проявления происходящих процессов без взаимосвязи с другими их элементами. Поэтому метод наблюдения следует применять в комплексе с другими методами исследования.

Проведение наблюдений требует четко продуманной органи­зации, которая зависит от цели и задач исследования, от того, что в данный момент изучается. В связи с этим составляется план наблюдения, определяются его цель, задачи, объект, время, ме­сто, условия, длительность, ожидаемые результаты.

Во время проведения наблюдений обычно делаются протоколь­ные записи, отражающие все, что смог увидеть наблюдатель, — выборочные, матричные (по заданной схеме). При длительных наблюдениях желательно вести дневниковые записи. Такие записи очень важны, например при наблюдении за музыкальным разви­тием ребенка в семье. Результаты наблюдений можно фиксировать не только в виде записей, но и в виде таблиц, графиков, диаграмм.

При проведении наблюдений могут широко использоваться технические средства — видеозапись, магнитофонная запись, фотосъемка, киносъемка. Они позволяют фиксировать наиболее важные процессы, отдельные моменты экспериментальной рабо­ты, мимику, движения детей, их творческие проявления, осо­бенности поведения во время проведения экспериментального

занятия и т. д. Применение технических средств дает возможность получить более объективную картину происходящих процессов и подтвердить эффективность применяемых методов и приемов обу­чения.

Педагогический эксперимент

Педагогический эксперимент — «это научно поставленный опыт или наблюдение явлений воспитания в точно учитываемых усло­виях»1. Он используется для изучения конкретных фактов, опре­деленных зависимостей между педагогическими воздействиями, специально создаваемыми исследователем. Чаще всего ставится цель проверке эффективности различных педагогических воздействий (содержания, методов, приемов музыкального воспитания и обу­чения, организационных форм работы с детьми). С помощью экс­перимента апробируется и совершенствуется разработанная ис­следователем методика, определяющая те условия, при которых данная система дает лучшие результаты.

Педагогический эксперимент является комплексным методом научного познания и включает в себя целенаправленные наблю­дения, беседы с испытуемыми, анкетирование, изучение твор­ческих работ и др. Успешное его проведение требует понимания сущности его целей, задач, владения определенной суммой тео­ретических знаний, а также педагогического мастерства, органи­заторских способностей, владения различными методиками рабо­ты с испытуемыми.

В педагогических исследованиях применяются два вида экспе­римента: естественный и лабораторный (клинический). Естествен­ный проводится в форме обычных занятий. Лабораторный экспе­римент имеет вспомогательное значение и проводится в специ­ально созданных условиях с небольшой группой испытуемых или с одним из них.

Чаще всего педагогический эксперимент включает в себя три этапа:

констатирующий;

формирующий;

контрольный (итоговый).

Констатирующий экспериментимеет целью выявить начальный Уровень музыкального развития группы детей или одного ребен­ка, развития какой-либо определенной способности, умений, знаний в конкретном виде музыкальной деятельности и др. В ходе его обычно подтверждается необходимость исследования выбран­ной темы.

Формирующий экспериментпредполагает обучение детей на основе разработанной педагогом-исследователем оригинальной методики, отличающейся от традиционных подходов, и ее апро­бацию с целью выявления эффективности.

Контрольный эксперимент(его еще называют заключительным или итоговым) завершает педагогический эксперимент. На этом этапе используются те же диагностические методики, что и в кон­статирующем эксперименте, чтобы сопоставить результаты обсле­дования испытуемых или условий их музыкального развития. На основе сопоставления данных констатирующего и контрольного экспериментов можно судить об эффективности применяемых ме­тодик.

Наши рекомендации