Гаммообразное движение интервалами
Движение октавами происходит путем смены позиций на каждую новую октаву, причем меняется только расстояние между 1-м и 4-м пальцами (оно уменьшается при движении руки вверх).
Примечание. Здесь не рассматриваются иные аппликатуры виртуозного назначения.
В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть оправдано только желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.
Движение терциями очень удобно и осуществляется двумя парами пальцев — , которые создают звено движения без смены позиции, не мешая друг другу. Смена позиции наступает после прохождения этого звена для осуществления следующего.
Гаммообразное движение секстами менее удобно ввиду того, что палец, извлекавший в первой сексте верхнюю ноту на одной струне, в следующей сексте извлекает нижнюю ноту на другой струне (или наоборот), и его невозможно приготовить, а надо переставить (скользнуть): . Поэтому звучность при движении секстами немного ползучая.
[1] Здесь и дальше на месте числителя пишется порядковый номер пальца, прижимающего более высокую струну, на месте знаменателя — прижимающего более низкую струну.
<стр. 43>
Движение двойными нотами менее гибко, и звучание получается более тяжелым, поэтому при исполнении двойных нот в оркестровой игре чаще всего применяют прием divisi, что означает разделение на партии. Иногда разделенные партии выписываются но особых нотоносцах.
Флажолеты
Натуральные флажолеты (от открытых струн) употребляются на скрипке только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые [1] (то есть звучат 2, 3, 4-й, иногда 5-й натуральные звуки, которые достигаются делением струны на 2, 3, 4, 5 равных, одинаково звучащих частей).
Натуральные флажолеты обозначаются знаком о над нотой. При ним наиболее просто записываются флажолеты, извлекаемые в местах ½, 2/3, 3/4, 4/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону подставки):
Ноты, обозначенные *, могут быть взяты также на предыдущей струне октавным флажолетом. Поэтому если они должны быть исполнены именно в месте 2/3 длины струны, надо это специально
[1] Встречающийся в практике большой секстовый флажолет дает тот же результат, что и большой терцовый (то есть звучит он на две октавы + большая терция выше открытой струны). Оба они извлекаются с помощью прикосновений в местах деления струны на 5 частей — соответственно в местах 1/5 и 2/5 ее длины. Две другие точки извлечения пятого флажолета (3/5 и 4/5) расположены от середины струны в сторону подставки; из них употребителен лишь второй (4/5), реальное звучание которого совпадает по высотности со звучанием струны, укороченной на 4/5 от ее первоначальной длины.
<стр. 44>
Тот же ряд натуральных флажолетов может быть извлечен и в местах 1/3, 1/4, 1/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону порожка). В этих случаях следует каждый раз указывать струну, на которой они извлекаются:
Нота, обозначенная *, может не иметь такого указания, так как нигде, за исключением Е, не может быть извлечена. Ноты, заключенные в скобки, рискованны и звучат плохо, особенно на 1-й струне.
Таким образом, некоторые натуральные флажолеты могут быть извлечены на двух различных струнах, и, следовательно (если это имеет значение для композитора), необходимо давать в таких случаях точные указания:
Примечание. Натуральные флажолеты, извлекаемые прикосновениями в местах от середины струны в сторону порожка, обычно записываются полыми ромбиками с кружочками над ними. Однако запись эта несовершенна, ибо не передает ритмического различия между целыми, половинными и четвертными нотами; во всех этих случаях приходится прибегать к записи, принятой для искусственных флажолетов. Кроме того, при написании от руки, особенно при мелком партитурном письме, очень трудно начертать ромбик, безусловно отличный от обычной белой ноты, — при переписке же это приводит к всевозможным недоразумениям. Поэтому предлагаемый способ записи натуральных флажолетов без применения ромбиков (то есть с помощью обычных нот, снабженных кружочками над ними) заслуживает внимания. Нужно лишь привыкнуть читать указания, на каких струнах те или иные флажолеты извлекаются.
<стр. 45>
В отдельных случаях применяют glissando по последовательности высоких натуральных флажолетов, начиная с октавного. Высокие флажолеты берутся ближе к подставке, то есть в том месте, где получаются те же звуки обычным способом (прижатием струны):
Натуральные флажолеты часто служат прекрасным окончанием различных виртуозных пассажей. В гаммообразных пассажах предпоследний тон берется обычно 4-м пальцем, который затем скользит в завершающий флажолет.
На основании этого можно вывести правило: октавный и более высокие (в местах 2/3, 3/4 длины струны) флажолеты берутся 4-м пальцем предыдущей позиции:
4-й палец оттягивается до е3 с 3-й позиции:
Наконец, возможно glissando, оканчивающееся флажолетом:
<стр. 46>
Все флажолеты выше 4-го (квартового) звучат на скрипке значительно хуже. Это объясняется малой длиной скрипичных струн, на которых слишком мелкие деления невозможны.
Октавный же, квинтовый и квартовый флажолеты звучат превосходно, особенно если последние извлекаются в местах 2/3, 3/4 длины струны:
Не следует искать флажолеты 5, 6, 7, 8-й ближе к порожку, то есть в местах 1/5, 1/6, 1/7, 1/8 деления струны, так как они ненадежны и практически неприменимы.
Если же эти флажолеты искать у подставки, то есть в местах 4/5, 5/6, 6/7, 7/8 деления струны, то их извлечению в какой-то мере будет мешать сам смычок, так как эти точки деления слишком близко расположены к месту ведения смычка и интенсивная вибрация струны не позволяет точно сохранить флажолет.
Для деления на большое количество надежно звучащих отрезков струны скрипки слишком коротки и ее части 1/6, 1/7, 1/8 столь малы, что их практически почти невозможно найти для того, чтобы извлечь соответствующие флажолеты.
Искусственные флажолеты на скрипке (от прижатой струны) применяются только квартовые или большие терцовые, так как нормальное положение крайних пальцев на одной струне дает именно кварту.
В виде исключения возможно получить искусственный квинтовый флажолет, но и то, главным образом, не на 1-й позиции, а на 3-й или 4-й, где растяжение между пальцами значительно меньше. Кроме того, искусственный квинтовый флажолет требует приготовления и употребляется в крайних случаях.
Флажолеты меньше квартового звучат плохо по ранее описанным причинам.
Игра искусственными флажолетами (квартовыми) на скрипке аналогична игре октавами с той лишь разницей, что 1-й палец (ведущий) плотно прижимает струну, а 4-й (ведомый) слегка к ней прикасается на расстоянии кварты от места прижатия струны [1].
[1] Возможна даже вибрация искусственными квартовыми флажолетами. При этом вибрируют оба пальца — ведущий и ведомый.
<стр. 47>
Запись искусственных флажолетов включает в себя место укорочения струны 1-м пальцем и место прикосновения к укороченной струне 4-м пальцем. Тем самым эта запись напоминает запись интервала кварты, где верхняя нота (место прикосновения) обозначается ромбиком:
Часто над этими основными данными выписывается мелкими мотами звуковой результат:
Более сокращенная запись искусственных флажолетов основана на том, что записывается лишь результат — нота, которая должна прозвучать; способ же ее извлечения предоставляется исполнителю. Например: реально исполняется следующим образом:
Часто натуральные флажолеты также записываются сокращенно, а именно: , что практически может быть исполнено лишь так: .
<стр. 48>
В случаях сокращенной записи композитор пишет только желаемый результат, не указывая, натуральными или искусственными флажолетами следует его достигнуть. Например, пассаж, записанный следующим образом:
исполняется так:
Флажолеты, звучащие выше ноты с5, не употребляются, так как их тембр неопределенен и лишен художественной выразительности.
Искусственные флажолеты на струне E хуже других; они имеют свистящий призвук и при малейшей неточности пропадают.
Аккорды
При оркестровой игре неупотребительны все трехзвучныеаккорды, в которых один палец занят через струну:
Очень удобны аккорды, включающие квинту и более широкие интервалы, потому что в этих случаях левая рука будет находиться в прямом положении: .
Примечание. Аккорд, обозначенный *, несколько ненадежен в интонационном отношении из-за квинты в двух верхних голосах (подробнее об этом см. в сноске на с. 51).
<стр. 49>
Из них особенно удобны аккорды, включающие открытые струны:
Менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, включающие один интервал меньше квинты. Однако это обстоятельство имеет меньшее значение, если в аккорде можно использовать открытые струны: .
Если же по характеру аккорда невозможно использовать открытую струну, то исполнение аккорда становится менее удобным:
Однако в отдельных случаях использование открытой струны в середине аккорда тоже доставляет некоторые неудобства, так как ее нужно не затронуть пальцами, лежащими на соседних струнах:
Наиболее удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда:
Примечание. Эти два аккорда, несмотря на наличие терции и секунды, берутся в прямом положении левой руки.
Неудобны аккорды, состоящие из двух интервалов меньше квинты. Здесь рука находится в обратном положении:
<стр. 50>
Удобны все четырехзвучные аккорды к прямом положении, особенно если в них входят открытые струны:
Менее удобны аккорды с одним интервалом меньше квинты (особенно если он в середине), так как они берутся в комбинированном положении левой руки: .
Еще менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, когда в аккорде имеются два интервала меньше квинты:
Также неудобны аккорды, извлекаемые при обратном положении руки (даже если в середине есть пустая струна):
Открытые струны сверху или снизу аккорда обличают его исполнение. В середине аккорда они освобождают один из пальцев, но, с другой стороны, создают трудности, связанные с опасением затронуть соседние струны.
Трудные аккорды нужно всегда подготовлять — перед ними должна быть остановка. Квинта в верхних голосах аккорда звучит плохо, особенно если она удалена от порожка, так как при этом струны широко расходятся и сильно приподняты над грифом, и палец в этих случаях (чаще всего 4-й) может провалиться между струнами или неравномерно их прижать. От этого нарушается
<стр. 51>
чистота интонации [1]. Поэтому приведенный аккорд звучит плохо:
Лучше брать такие аккорды, не выходя за пределы с3:
Некоторые аккорды и интервалы можно взять двумя способами: с прямым порядком струн и с перемещенным.
Все аккорды на ручных смычковых инструментах берутся и направлении от нижних нот к верхним.