Тема: Музыка Шопена – Это пушки, прикрытые цветами»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

¾ Ф. Шопен. Этюд до минор «Революционный», соч. 10 № 12 (слушание).

¾ Б. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (слушание, пение).

Дополнительный материал:

Портрет композитора Ф. Шопена.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Музыка Шопена – Это пушки, прикрытые цветами»

III. Работа по теме урока.

Белла Ахмадуллина. Мазурка Шопена

Какая участь нас постигла,
как повезло нам в этот час,
когда бегущая пластинка
одна лишь разделяла нас!

Сначала тоненько шипела,
как уж, изъятый из камней,
но очертания Шопена
приобретала всё слышней.

И забирала круче, круче,
и обещала: быть беде,
и расходились эти круги,
как будто круги по воде.

И тоненькая, как мензурка
внутри с водицей голубой,
стояла девочка – мазурка.
покачивая головой.

Как эта, с бледными плечами,
по-польски личиком бела,
разведала мои печали
и на себя их приняла?

Она протягивала руки
и исчезала вдалеке,
сосредоточив эти звуки
в иглой исчерченном кружке.

Рождённый в польском крае,

Пусть твой талант прославится повсюду.

…..

Хотя покидаешь наш край,

Но сердце твоё среди нас остаётся.

Этими словами друзья провожали двадцатилетнего Шопена в концертную поездку по Европе. Возможно, никто тогда не предполагал, что слова временного прощания окажутся пророческими… (правильно предугадавшие будущее)

В ноябре 1830 года в Варшаве вспыхнуло национально-освободительное восстание.

Узнав о восстании, Шопен стремиться вернуться на родину, чтобы вместе с товарищами сражаться в рядах повстанцев. Однако упорные доводы отца убеждают композитора: оставаясь за пределами Польши, он принесёт больше пользы отчизне своим искусством.

Пламенным откликом на события польского восстания стала пьеса, известная как «революционный этюд».

Вторая половина жизни композитора связана с Францией. В Париже он продолжает работать над созданием музыкальных произведений, часто выступает в концертах как пианист.

Тяжёлая болезнь подтачивала здоровье композитора. По воле Шопена его сердце после смерти было перевезено в Варшаву и захоронено в костёле Святого Креста.

¾ Слово «этюд» в переводе с французского означает «учёба». Это небольшая пьеса, предназначенная для совершенствования техники игры на музыкальном инструменте.

¾ Послушайте! Революционный этюд» Ф. Шопена.

¾ Это исключительно «учебная» пьеса? Обоснуйте свой ответ.

¾ Какие средства выразительности придают музыке этюда драматический характер?

¾ Выражение «Музыка Шопена – это пушки, прикрытые цветами» принадлежит Роберту Шуману. На примере «Революционного этюда» и ноктюрна № 8 постарайтесь доказать правильность его слов.

Слова-помощники:

Характер драматический, лирический; контраст.

¾ Внимательно рассмотрите репродукцию «Последний аккорд Фридерика Шопена». Что в изображении великого композитора обращает особое внимание? Соотнесите свои впечатления с образом стихотворения П.Элюара «музыкант».

…Взгляни на него:

Его голова – не от мира сего,

А руки – земные,

Прекрасные, тонкие руки.

Вокально-хоровая работа

¾ Б. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (слушание, пение).

IV. Итог урока.

Уверена, что вам очень понравилось творчество замечательного польского композитора Шопена.

V. Домашнее задание.

Выучить песню и определение «этюд».

Урок 20

Тема: Арлекин и Пьеро

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).

Ø К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

Ø Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Арлекин и Пьеро

III. Работа по теме урока.

Запись на доске:

КАРНАВАЛ

Карнавал – это народный танец-шествие, первоначально возникший в Италии. Карнавал – это веселье и радость, море красок, обилие зажигательных мелодий и ритмов. Его участники одеты в яркие костюмы и маски.

Привычными гостями итальянских карнавалов являются любимые народно-комедийные персонажи. Среди них задира и насмешник Пульчинелла (итальянский «брат» русского Петрушки), нескладный и ребячливый Арлекин, мечтательно-печальный Пьеро.

Это персонажи показывают весёлые представления. Развлекая народ. Они много балагурят. Танцуют и поют.

Карнавальную тему блистательно отразил в своём творчестве немецкий композитор Роберт Шуман (1810 – 1856). Один из его фортепианных циклов так и называется – «Карнавал». Перед слушателями пёстрой чередой проходят праздничные сценки, танцы, маски.

Нам предстоит познакомиться с двумя пьесами этого цикла – «Арлекин» и «Пьеро».

Ø Р. Шуман. Арлекин. Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание).

Ø К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

¾ Можно ли считать эти пьесы Р. Шумана музыкальными портретами?

¾ Какими показаны персонажи этих пьес? Что отличает их характеры, походку, движения?

¾ К. Дебюсси, стихи Т. Банвиля. Пьеро (слушание).

¾ Только ли потешным комедиантом предстаёт его главный герой? В чём причина несчастья Пьеро?

Обратите внимание: сюжет произведения разворачивается на фоне ночного бульвара, освещённого лунным светом.

Случайно ли присутствие ночного пейзажа? Усиливает ли он состояние грусти Пьеро?

Вокально-хоровая работа.

Ø Н. Савичева, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с персонажами карнавала: Арлекина и Пьеро.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

Урок 21

Тема: В подводном царстве

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Н.А. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание).

Ø Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание).

Ø Г. Фиртич, стихи Е. Черновецкого. Песня о названиях кораблей (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: В подводном царстве

III. Работа по теме урока.

Среди ярких, разнообразных сказочных сюжетов особое место занимает образ подводного мира. В опере-былине «Садко» это образ является одним из наиболее важных. Здесь он предстаёт как самый настоящий персонаж, которому Н.А. Римский-Корсаков дал название «Окиан-море синее».

Подводное царство населяют удивительные обитатели: Морской царь, Царица Водяница премудрая, их дочь – прекрасная Волхова, ручейки – внучата малые, золотые рыбки, чуда морские.

По окиану-морю синему плывут корабли Садко. Вдруг передний Сокол-корабль останавливается с повисшими парусами; то Морской царь разгневался на Садко за то, что тот двенадцать лет не платил ему дани…

На раковине, запряжённой касатками, опускается в терем морского царя Садко. Грозно встречает его царь. Но Волхова просит отца не гневаться, а велеть лучше песню спеть. Понравились Морскому царю пение и игра молодого гусляра, и решает он женить его на своей дочери. Собрались на свадебный пир все чудища морские. Стали песни петь да плясать.

«Оперные либретто»

Ø Послушайте«Шествие чуд морских». Из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Садко» (слушание).

¾ Каким предстаёт образ окиана-моря синего в этом фрагменте?

Слова для справок: ласковым, бурливым, спокойным, грозным, таинственным.

¾ Что присуще музыке «Шествия» – выдержанность одного состояния или изменчивость состояний? Подумайте почему.

¾ Р. Щедрин. Золотые рыбки. Из балета «Конёк-горбунок» (слушание).

¾ Какие картины возникают в вашем воображении при прослушивании фрагмента «Золотые рыбки» из балета Р. Щедрина?

¾ Какое слово вы выберете при сравнении образов в произведениях Римского-Корсакова и Щедрина?

Слова для справок: сходство, контраст.

Вокально-хоровая работа.

Ø Г. Фиртич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей (пение).

Наши рекомендации