Тема: Музыкант из Желязовой Воли

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание).

Ø О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение).

Ø В. Серебрякова, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин: Ф.Ф. Скарбек «Берёза и водяная мельница в Желязовой Воле»; Неизвестный художник «Портрет Фридерика Шопена»; М. Стахович «Дожинки»; М. Стахович «Танец в корчме».

Ø Портрет композитора Ф. Шопена.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Музыкант из Желязовой Воли».

Фридерик Шопен (1810 - 1849)

{В местечке Желязова Воля, близ Варшавы, на берегу речки Утраты стоит маленький дом, утопающий в зелени парка, – место паломничества любителей музыки. В 1810 г. здесь в семье учителя родился Фридерик Шопен, гениальный композитор, гордость и слава польского народа, один из любимейших композиторов во всём мире.

Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. Восьми лет он впервые выступал в концерте как пианист, а в девятнадцать – совершил первую зарубежную концертную поездку. Окрылённый её успехом, Шопен на следующий год задумал новое путешествие по Европе. 2 ноября 1830 г. он отправился в путь. Варшава осталась позади, как оказалось, – навсегда. Осенью 1830 г. в Варшаве вспыхнуло национальное восстание, жестоко подавленное. «Николаевская реакция», тягостная и для России, ещё более тяжким гнётом легла на Польшу. Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, и он до конца своей жизни остался на положении эмигранта. Из Парижа слава Шопена распространилась по всей Европе и по всему миру.}

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Гений мировой музыкальной культуры – Фридерик Шопен».

w Знать:

-Краткую биографию композитора;

-Творчество композитора связано главным образом с фортепиано;

-Музыкальные термины: ГЕНИЙ, ДОЖИНКИ, ЭТЮД, ФОЛЬВАРК, КРАКОВЯК.

w Уметь:

-Внимательно слушать произведения;

-Соотносить музыку с поэзией, размышлять;

-Слышать изменения характера музыки, определять характер.

w Применять:

-Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать.

Деревья, пруд, водяная мельница, скромные деревенские усадьбы… Таков облик старинного местечка Желязова Воля, что находится недалеко от Варшавы. Наверное, мы никогда не заговорили бы о нём, если бы не одно обстоятельство. Именно здесь родился гений мировой музыкальной культуры – композитор и пианист Фридерик Шопен (1810 – 1849).

Литературный портрет Шопена точно передала писательница Жорж Санд – близкий друг композитора: «…прекрасный лицом ангел, как величавая печальная женщина, спокойный, как молодой олимпийский бог… Венчало этот облик выражение одновременно нежное и строгое».

Вся непродолжительная жизнь Ф. Шопена неотделима от жизни родной Польши – её истории, культуры, народных обычаев. В его музыке мы слышим интонации польской народной песни и весёлую пляску крестьян; картина торжественного бального танца сменяется тихим мечтательным напевом.

Творчество Шопена главным образом связано с фортепиано. Именно этому инструменту композитор поверял свои сокровенные чувства и переживания.

В двадцатилетнем возрасте он написал Первый фортепианный концерт, в котором блестяще соединились взволнованный порыв (I часть), мечтательная лирика (II часть) и живой народный юмор (IIIчасть).

ü Поэт Борис Пастернак выразил восхищение музыкой Шопена в следующих строках:

…В стихи я внёс дыханье роз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Так некогда Шопен вложил

Живое чудо

Фольварков, парков, рощ, могил

В свои этюды.

Фольварк– усадьба, имение.

ü Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание).

ü Музыка какой части созвучна стихам Б. Пастернака?

Вокально-хоровая работа.

О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение).

В. Серебрякова, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкантом из Желязовой Воли.

V. Домашнее задание.

Выучить песни. Подготовить реферат о жизни и творчестве композитора Ф.Шопена.

Урок 8

Тема: Блеск и мощь полонеза

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Огиньский. Полонез (слушание).

Ø М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмические движения).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин: Ж. П. Норблен де ла Журден «Полонез»; Неизвестный художник «Полонез на свежем воздухе»; М. Стахович «Лагерь повстанческих войск. Весна.1794 год».

Ø Портрет композитора М. Глинки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Блеск и мощь полонеза».

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Блистательный полонез».

w Знать:

-Сюжет оперы М.Глинки «Жизнь за царя»;

-Исторические события, которым посвящен полонез Огиньского;

-Музыкальный термин: ПОЛОНЕЗ;

-Ритмический рисунок полонеза.

w Уметь:

-Сравнивать характеры полонезов, находить сходства и отличия, размышлять, обосновывать свой ответ.

§ Применять:

-Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать.

Старая Польша. Ослепительная зала аристократического дворца. Повсюду знатные кавалеры и дамы…

Взмах дирижёрской палочки возвещает о начале бала. Под звуки полонеза пары торжественно шествуют друг за другом.

Запись на доске:

ПОЛОНЕЗ

Полонез – по-русски польский танец – известен с XVI века. Поначалу он исполнялся на свадьбах и торжественных церемониях, нередко сопровождаясь пением. Позже становится исключительно придворным инструментальным танцем, своего рода символом польского аристократического духа.

Блистательный полонез открывает сцену польского бала в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Высокомерные поляки, уверенные в своей неповторимости, предвкушают скорую победу над Россией.

Лей вина! Пей до дна!

Добычу нам даёт война!

Мы скоро покончим с холопской Москвою!

Грозою стоим мы над русской землёю.

ü М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).

ü Обратите внимание на характерный ритм полонеза. Прохлопайте его. Как правило, этот ритм даётся в партии аккомпанемента.

ü Что определяет уверенный, победный характер полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»?

ü М. Огиньский. Полонез (слушание).

ü Михаил Огиньский, старший современник Ф. Шопена. Полонез был сочинён как отклик на события в Польше1794 года. Тогда в Варшаве разгорелось народное восстание против войск царской России. После его подавления Огиньский навсегда покинул родную Польшу. Отсюда и название произведения – «Прощание с Родиной».

ü Сравните характеры полонезов М. Глинки и Огиньского. Похожи они или заметно отличаются? Почему?

Вокально-хоровая работа.

Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмические движения).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с полонезом польского композитора М. Огиньского и русского композитора М.Глинки.

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Подготовить реферат о танце ПОЛОНЕЗ.

Урок 9

Наши рекомендации