Тема: Музыкант из Желязовой Воли
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание).
Ø О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение).
Ø В. Серебрякова, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение).
Дополнительный материал:
Ø Репродукции картин: Ф.Ф. Скарбек «Берёза и водяная мельница в Желязовой Воле»; Неизвестный художник «Портрет Фридерика Шопена»; М. Стахович «Дожинки»; М. Стахович «Танец в корчме».
Ø Портрет композитора Ф. Шопена.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Музыкант из Желязовой Воли».
Фридерик Шопен (1810 - 1849)
{В местечке Желязова Воля, близ Варшавы, на берегу речки Утраты стоит маленький дом, утопающий в зелени парка, – место паломничества любителей музыки. В 1810 г. здесь в семье учителя родился Фридерик Шопен, гениальный композитор, гордость и слава польского народа, один из любимейших композиторов во всём мире.
Музыкальное дарование Шопена проявилось очень рано. Восьми лет он впервые выступал в концерте как пианист, а в девятнадцать – совершил первую зарубежную концертную поездку. Окрылённый её успехом, Шопен на следующий год задумал новое путешествие по Европе. 2 ноября 1830 г. он отправился в путь. Варшава осталась позади, как оказалось, – навсегда. Осенью 1830 г. в Варшаве вспыхнуло национальное восстание, жестоко подавленное. «Николаевская реакция», тягостная и для России, ещё более тяжким гнётом легла на Польшу. Возвращение на родину стало невозможным для Шопена, и он до конца своей жизни остался на положении эмигранта. Из Парижа слава Шопена распространилась по всей Европе и по всему миру.}
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Гений мировой музыкальной культуры – Фридерик Шопен».
w Знать:
-Краткую биографию композитора;
-Творчество композитора связано главным образом с фортепиано;
-Музыкальные термины: ГЕНИЙ, ДОЖИНКИ, ЭТЮД, ФОЛЬВАРК, КРАКОВЯК.
w Уметь:
-Внимательно слушать произведения;
-Соотносить музыку с поэзией, размышлять;
-Слышать изменения характера музыки, определять характер.
w Применять:
-Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать.
Деревья, пруд, водяная мельница, скромные деревенские усадьбы… Таков облик старинного местечка Желязова Воля, что находится недалеко от Варшавы. Наверное, мы никогда не заговорили бы о нём, если бы не одно обстоятельство. Именно здесь родился гений мировой музыкальной культуры – композитор и пианист Фридерик Шопен (1810 – 1849).
Литературный портрет Шопена точно передала писательница Жорж Санд – близкий друг композитора: «…прекрасный лицом ангел, как величавая печальная женщина, спокойный, как молодой олимпийский бог… Венчало этот облик выражение одновременно нежное и строгое».
Вся непродолжительная жизнь Ф. Шопена неотделима от жизни родной Польши – её истории, культуры, народных обычаев. В его музыке мы слышим интонации польской народной песни и весёлую пляску крестьян; картина торжественного бального танца сменяется тихим мечтательным напевом.
Творчество Шопена главным образом связано с фортепиано. Именно этому инструменту композитор поверял свои сокровенные чувства и переживания.
В двадцатилетнем возрасте он написал Первый фортепианный концерт, в котором блестяще соединились взволнованный порыв (I часть), мечтательная лирика (II часть) и живой народный юмор (IIIчасть).
ü Поэт Борис Пастернак выразил восхищение музыкой Шопена в следующих строках:
…В стихи я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Фольварк– усадьба, имение.
ü Ф. Шопен. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. II и III части. Фрагменты (слушание).
ü Музыка какой части созвучна стихам Б. Пастернака?
Вокально-хоровая работа.
О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение).
В. Серебрякова, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с музыкантом из Желязовой Воли.
V. Домашнее задание.
Выучить песни. Подготовить реферат о жизни и творчестве композитора Ф.Шопена.
Урок 8
Тема: Блеск и мощь полонеза
Цели урока:
Ø Формировать потребность в общении с музыкой.
Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.
Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.
Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Ø Обучение основам музыкальной грамоты.
Музыкальный материал урока:
Ø М. Огиньский. Полонез (слушание).
Ø М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).
Ø Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмические движения).
Дополнительный материал:
Ø Репродукции картин: Ж. П. Норблен де ла Журден «Полонез»; Неизвестный художник «Полонез на свежем воздухе»; М. Стахович «Лагерь повстанческих войск. Весна.1794 год».
Ø Портрет композитора М. Глинки.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Блеск и мощь полонеза».
III. Работа по теме урока.
w Беседа
«Блистательный полонез».
w Знать:
-Сюжет оперы М.Глинки «Жизнь за царя»;
-Исторические события, которым посвящен полонез Огиньского;
-Музыкальный термин: ПОЛОНЕЗ;
-Ритмический рисунок полонеза.
w Уметь:
-Сравнивать характеры полонезов, находить сходства и отличия, размышлять, обосновывать свой ответ.
§ Применять:
-Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать.
Старая Польша. Ослепительная зала аристократического дворца. Повсюду знатные кавалеры и дамы…
Взмах дирижёрской палочки возвещает о начале бала. Под звуки полонеза пары торжественно шествуют друг за другом.
Запись на доске:
ПОЛОНЕЗ |
Полонез – по-русски польский танец – известен с XVI века. Поначалу он исполнялся на свадьбах и торжественных церемониях, нередко сопровождаясь пением. Позже становится исключительно придворным инструментальным танцем, своего рода символом польского аристократического духа.
Блистательный полонез открывает сцену польского бала в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Высокомерные поляки, уверенные в своей неповторимости, предвкушают скорую победу над Россией.
Лей вина! Пей до дна!
Добычу нам даёт война!
Мы скоро покончим с холопской Москвою!
Грозою стоим мы над русской землёю.
ü М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание).
ü Обратите внимание на характерный ритм полонеза. Прохлопайте его. Как правило, этот ритм даётся в партии аккомпанемента.
ü Что определяет уверенный, победный характер полонеза из оперы М. Глинки «Жизнь за царя»?
ü М. Огиньский. Полонез (слушание).
ü Михаил Огиньский, старший современник Ф. Шопена. Полонез был сочинён как отклик на события в Польше1794 года. Тогда в Варшаве разгорелось народное восстание против войск царской России. После его подавления Огиньский навсегда покинул родную Польшу. Отсюда и название произведения – «Прощание с Родиной».
ü Сравните характеры полонезов М. Глинки и Огиньского. Похожи они или заметно отличаются? Почему?
Вокально-хоровая работа.
Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, музыкально-ритмические движения).
IV. Итог урока.
Мы познакомились с полонезом польского композитора М. Огиньского и русского композитора М.Глинки.
V. Домашнее задание.
Выучить песню. Подготовить реферат о танце ПОЛОНЕЗ.
Урок 9