Тема: Тема Востока в творчестве русских композиторов.

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Тема Шехеразады. Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).

Ø А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Их оперы «Князь Игорь» (слушание).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин: И. Билибин «Синдбад-мореход»; И. Билибин «Половецкий стан»; И. Билибин «Половчанка»; К. Коровин «Эскиз костюма Кончака».

Ø Портреты композиторов: Н. Римского-Корсакова и А. Бородина.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Тема Востока в творчестве русских композиторов».

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Тема Востока в творчестве русских композиторов»;

w Знать:

-Тема Востока – излюбленная в творчестве композиторов «Могучей кучки»;

-Сюжет сюиты «Шехеразада»;

-Сюжет оперы «Князь Игорь».

w Уметь:

-Определять средства музыкальной выразительности, воссоздающий характер моря (ритм, регистры, динамика, акценты), подбирать подходящие словосочетания, распознавать приемы композитора, смену состояний в музыке.

w Применять:

-Подбирать образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски.

-Рассказывать о картинах, возникших в воображении при прослушивании музыки;

Тема Востока стала одной из излюбленных в творчестве композиторов «Могучей кучки». Восточные сказки, песни и пляски звучали в произведениях Н. Римского-Корсакова, М. Балакирева, А. Бородина.

Одно из таких произведений – симфоническая сюита «Шехеразада», написанная по сюжетам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». В звуках музыки перед нами предстаёт удивительный мир Востока – стремительный, коварный, грозный и в то же время полный неги (блаженство, приятное состояние) и таинственного очарования.

ü Н. Римский-Корсаков. Тема Шахриара. Тема Шехеразады. Тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание).

ü Какими показаны в музыке главные действующие лица – султан Шахриар и Шехеразада?

ü Центральное место в первой части сюиты («Море и корабль Синдбада») занимает тема моря. Какое это море – величественное, спокойное, ласковое, грзное?

ü Какой приём использует композитор в низких партиях оркестра?

Тема Востока широка представлена в опере А. Бородина «Князь Игорь».

Действие происходит в 1185 году. Доблестный русский князь- освободитель вместе со своей дружиной попадает в плен к половцам (Половцы – древняя народность тюркского происхождения. Кочевали на юго-востоке Европы в IX – XIII веках.).

Половецкий хан Кончак, проливший «немало вражеской крови», восхищён бесстрашием и мужеством князя Игоря.

Знай, друг, верь мне,

Ты, князь, мне полюбился

За отвагу твою да за удаль в бою.

Кончак повелевает своим невольницам песнями и плясками утешить дорогого гостя.

ü А. Бородин. Половецкая пляска с хором. Их оперы «Князь Игорь» (слушание).

ü Что наблюдается в музыке – выдержанность одного состояния или смена состояний? Подберите образные определения к различным эпизодам Половецкой пляски.

IV. Итог урока.

Тема Востока в творчестве русских композиторов: Н. Римского-Корсакова, А. Бородина была показана на уроке.

V. Домашнее задание.

Подготовить реферат на тему Н.А. Римский-Корсаков.

Симфоническая сюита «Шехеразада».

Прочитать дополнительный материал о русских композиторах: Н.А. Римском-Корсакове, А.П. Бородине.

Урок 5

Тема: Музыка Украины.

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание).

Ø Н. Лысенко. Элегия (слушание).

Ø Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении).

Ø Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ø Репродукции картин: А. Куинджи «Вечер на Украине»; Е. Чемодуров «Эскиз декорации к опере «Сорочинская ярмарка»»; Е. Чемодуров «Эскиз костюмов к опере «Сорочинская ярмарка»»; И. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Ø Портрет композитора М. Мусоргского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Музыка Украины».

Музыкальная культура Украины неразрывно связана с историей и жизнью украинского народа, его бытом, обрядами и праздниками.

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Музыкальная культура Украины».

w Знать:

-Музыкальная культура Украины неразрывно связана с жизнью и бытом народа;

-Сюжет оперы М.Мусоргского «Сорочинская ярмарка»;

-Музыкальные термины:

ГОПАК, БАНДУРА, БАНДУРИСТ, КОЛОРИТ, ЭЛЕГИЯ.

w Уметь:

-Определять лирический характер, темп, динамику музыкального произведения;

-Определять какие черты украинского народного характера выразил в музыке композитор М.Мусоргский;

w Применять:

-Рассказывать о содержании музыкального произведения.

Запись на доске:

ГОПАК БАНДУРА БАНДУРИСТ ЭЛЕГИЯ

В годовщину

Отрывок

Он не один её любил –

Как «свет-красу дивчину»

Давно уж славили певцы

С восторгом Украину.

Её перенимали смех,

Забавы, шутки, пляски,

Как дивные цветы, в венки

Её сплетали сказки.

Тот полюбил в ней старину,

А тот мечту младую.

Он первый полюбил её,

Как любят мать родную.

Леся Украинка

Украинские народные песни необычайно музыкальны. Мелодии песен отличаются широтой и напевностью; многие из них имеют лирический характер.

Выйди!..

Отрывок

Ночка-то, ночка, луной озарённая!

Ну хоть иголки сбирай.

Милая, выйди, трудом истомлённая,

В роще со мной погуляй.

Небо усыпано звёздами, – господи,

Всюду такая краса!

Под тополями жемчужною россыпью

Дивно играет роса.

М. Старицкий

Слова этого стихотворения зазвучали в украинской народной песне «Нiч яка мiсячна, ясная, зоряна».

ü Нiч яка мiсячна. Украинская народная песня (слушание, участие в исполнении).

ü Можно назвать это произведение – лирическим?

ü В чём это проявляется?

ü Каков характер мелодии? Каков темп? Какова динамика?

Широко распространён на Украине народный танец гопак. Это удалой танец-пляска, возникший в быту Запорожского Войска. Исполняется в быстром темпе в размере 2/4.

Для воссоздания яркого национального колорита (Колорит – здесь: характерные особенности.) М. Мусоргский вводит гопак в оперу «Сорочинская ярмарка».

Чего только не происходит в старом украинском местечке Сорочинцы!

С виду – живописное село с садами и огородами, густо усеянными подсолнухами, с красивой рекой, в которой, как в зеркале, отражается небо. Таких сотни на Украине.

Особенно славится это место ярмаркой, шум которой подобен водопаду. Происходят тут и самые невероятные чудеса.

ü М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание). /Название танца происходит от восклицания «гоп», которое произносится во время исполнения./

ü Рассмотрите картину И. Репина «Запорожцы…»э

ü Какие черты украинского народа запечатлел художник?

ü Отражены ли эти черты в «Гопаке» М. Мусоргского?

Одним из любимых музыкальных инструментов украинского народа является бандура.

Искусство бандуристов известно с давних времён. Так, бандура была неизменным спутником запорожских казаков.

Бандуристами часто становились нищие-слепцы, которые странствовали по свету, зарабатывая на пропитание искусством игры на бандуре.

Песни бандуристов прославляли подвиги народных героев, рассказывали о людском горе, призывали народ на борьбу с иноземными захватчиками.

ü Н. Лысенко. Элегия (слушание). (Элегия – от греческого «жалобная песня»).

ü О чём рассказывает эта пьеса?

ü Какому старинному русскому народному инструменту родственна бандура? Почему?

Вокально-хоровая работа.

ü Ой, в лесу есть калина. Украинская народная песня (пение).

IV. Итог урока.

- С чем мы познакомились на уроке?

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Узнать и записать в тетради любую украинскую песню, на уроке можно пропеть.

Урок 6

Тема: Музыка Белоруссии.

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (слушание).

Ø Бульба. Белорусская народная песня (слушание).

Ø Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение).

Ø Реченька. Белорусская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ø Картинки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Музыка Белоруссии».

III. Работа по теме урока.

w Беседа

«Образы Белоруссии».

w Знать:

-О природе Белоруссии;

-Народная музыка Белоруссии представлена хороводными, плясовыми, шуточными песнями;

-Исторические события Белоруссии во время ВОВ;

-Музыкальные термины: ЦИМБАЛЫ, ЦИМБАЛИСТ.

w Уметь:

-Различать лирическую, хороводную и плясовую песню;

-Подбирать словосочетания, близкие характеру музыки, объяснять свой выбор;

w Применять:

-Высказывать свое мнение о содержании музыкального произведения, рассуждать;

Запись на доске:

ЦИМБАЛЫ ЦИМБАЛИСТ

Белый аист летит, над белёсым Полесьем летит…

Белорусский мотив в песне вереска, в песне ракит…

Н.Добронравов

ü А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (слушание).

ü О каких событиях говорится в песне?

ü Начальные фразы «поддерживаются» всего лишь одним звуком в аккомпанементе. Подумайте, почему?

Наверное, каждый, кто побывал в Белорусском крае, навсегда сохранит в памяти милые сердцу образы. Лесные просторы, голубые озёра и реки, низкие туманы, густо стелющиеся по бескрайним равнинам и лугам. И над всем этим – высокий полёт большекрылых аистов.

Полесье

Отрывок

Я люблю твой простор

И болота твои,

Где шуршат тростники,

Где бубнят бугаи

И где травы, как море, легли.

Если лес там – так лес! –

В десять дней не пройдёшь.

А простор – так простор! –

И конца не пройдёшь,

Не охватишь и взглядом земли.

Так писал о родном крае классик белорусской литературы Якуб Колас.

Народная музыка Белоруссии широко представлена хороводными, плясовыми и шуточными песнями. Часто во время «беседных» застолий звучит «Бульба».

ü Бульба. Белорусская народная песня (слушание).

ü Это лирическая, хороводная или плясовая песня?

ü Какому известному танцу близка «Бульба»?

Слова для справок: вальс, полька, гопак. Объясните свой выбор.

Среди самых распространённых народных инструментов в Белоруссии – цимбалы.Это древний струнный ударно-щипковый инструмент, обладающий ярким долго не затухающим звуком. Играют на цимбалах, ударяя о струны деревянными палочками, а при помощи щипка.

Немало музыкальных произведений о Белоруссии посвящено событиям времён Великой Отечественной войны (1941 – 1945). Белорусские партизанские отряды героически сражались в тылу врага. В отместку за это фашисты зверски расправились с мирным населением. Многие города и сёла, где действовали партизаны, были сожжены дотла. Такая страшная участь постигла и деревню Хатынь…

Как память о пережитом звучит песня «Белоруссия». Её авторы – композитор А. Пахмутова и поэт Н. Добронравов.

Вокально-хоровая работа.

Кума моя, кумочка. Белорусская народная песня (пение).

Реченька. Белорусская народная песня (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой Белоруссии.

V. Домашнее задание.

Выучить песни. Узнать и записать в тетради любую белорусскую народную песню, на уроке можно пропеть.

Урок 7

Наши рекомендации