Тема: В сказочной стране гномов

Цели урока:

Ø Знакомство с музыкой Э. Грига.

Ø Изучение трёхчастной формы музыки.

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Э. Григ. Шествие гномов (слушание).

Ø Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).

Ø А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).

Дополнительный материал:

ü Портрет композитора Э. Грига.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока «В сказочной стране гномов».

III. Работа по теме урока.

Знаете ли вы, кто такие гномы? Это – маленькие бородатые существа, обитающие глубоко под землёй, в горах, в лесу. В недрах земли они хранят несметные сокровища – золото и драгоценные камни.

Несмотря на малый рост, гномы наделены сверхъестественной силой. Они могут выковать волшебные кольца и мечи.

Гномы умеют колдовать. Их колдовство бывает добрым и безобидным. Но если гномы рассердятся, то непременно отомстят обидчику.

В Северной Норвегии – стране озёр, лесов и гор – родился и вырос композитор Эдвард Григ. В своих музыкальных произведениях он отразил образы природы, народные сказания родной страны.

Одна из фортепианных пьес Э. Грига называется «Шествие гномов».

ü Послушайте музыку Э. Грига. Шествие гномов (слушание).

Запись на доске:

ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА КОНТРАСТ

Обратите внимание: начальный и заключительный разделы пьесы по звучанию совпадают. А средний раздел значительно отличается от них.

НАЧАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ СРЕДНИЙ РАЗДЕЛ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Пьеса Э. Грига «Шествие гномов» написана в трёхчастной форме.

ü Слово «марш» в переводе с французского означает «шествие».

ü Подумайте, почему Э. Григ назвал свою пьесу именно «шествием».

ü Как средства музыкальной выразительности воссоздают характер шествия? При ответе на вопрос обратите внимание на ритм, регистры, динамику, акценты, приём стаккато.

ü Какие картины возникли в вашем воображении при прослушивании среднего раздела пьесы?

ü Что происходит с музыкальным звучанием?

ü Как изменяются средства музыкальной выразительности?

ЗАПОМНИТЕ! РЕЗКАЯ СМЕНА ЗВУЧАНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ НАЗЫВАЕТСЯ КОНТРАСТОМ


Вокально-хоровая работа.

Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение).

А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с музыкой Э. Грига и трёхчастной формой музыки.

V. Домашнее задание.

Разучите песню. Задание на стр. 9

Урок 4

Тема: Многообразие в единстве: вариации

Цели урока:

Ø Знакомство с музыкой П. Чайковского.

Ø Знакомство с вариационной формой.

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø П. Чайковский. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).

Ø В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора П. Чайковского.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока «Многообразие в единстве: вариации».

III. Работа по теме урока.

ü Внимательно рассмотрите рисунок художника «Хоровод матрёшек». В чём их сходство и отличия?

ü Что означает слово «вариация»?

Начальная мелодия (тема) может повторяться в музыкальном произведении несколько раз подряд. При этом каждое повторение отличается от предыдущего: тема как будто меняет свой облик, свою окраску. В таких случаях мы говорим, что звучат вариации.

Слово «вариация» по-латыни означает «изменение».

ТЕМА * ВАРИАЦИИ

ü Послушайте музыку П. Чайковского. Симфония № 4. IV часть. Фрагмент (слушание).

ü Какая русская народная песня стала темой вариаций в финале Четвёртой симфонии П. Чайковского?

ü Как меняется характер темы в последующих вариациях?

Вокально-хоровая работа.

В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение).

IV. Итог урока.

- С чем мы познакомились на уроке?

С музыкой П. Чайковского.

Познакомились с вариационной формой.

V. Домашнее задание.Выучите песню. Задание на стр.12

Урок 5

Тема: «Дела давно минувших дней…»

Цели урока:

Ø Знакомство с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила».

Ø Воспитание патриотизма.

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø М. Глинка. Запев Баяна. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

Ø Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора М. Глинки.

Ø Картинки.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Дела давно минувших дней…»

III. Работа по теме урока.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит…

А.Пушкин

Лукоморье– морской залив.

Поэма – крупноепоэтическое произведение с развёрнутом сюжетом.

Так начинается поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила». В ней повествуется о том, как злобный карлик Черномор похитил во время свадебного пира невесту Руслана Людмилу.

Бесстрашный князь отправляется в долгий и нелёгкий путь: ему предстоит освободить Людмилу.

Эта сказочная история стала сюжетом оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».

ü Послушайтемузыку М. Глинки. Запев Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

ü Каков характер Запева Баяна?

ü Почему Запев звучит неспешно и величаво?

ü Звучание какого музыкального инструмента воспроизводится в оркестре?

Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами,

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мёртвыми костями?»

А.Пушкин

Эти стихи легли в основу арии Руслана.

Ария– оперный фрагмент, исполняемый одним певцом в сопровождении оркестра.

Тяжёлые и мрачные интонации арии сменяются решительными и победными. Руслан понимает: только мужество и смелость помогут ему победить злых врагов.

ü М. Глинка. Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

ü Как средства музыкальной выразительности помогают «нарисовать» мрачный образ «мрачного поля»?

ü Какой темп выбрал композитор?

ü Какие использованы регистры?

ü Какова динамика?

ü В середине арии характер музыки резко меняется. С чем это связано?

Вокально-хоровая работа.

Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение).

IV. Итог урока.

Мы познакомились с оперой М. Глинки «Руслан и Людмила». Узнали новые понятия: ария, лукоморье, поэма.

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Задание на стр. 15.

Урок 6

Тема: «Там русский дух… там Русью пахнет!»

Цели урока:

Ø Воспитание патриотизма.

Ø Былинные темы в музыке.

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание).

Ø А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).

Ø Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет А. Бородина.

Ø Картинки.

Ø Репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Там русский дух… там Русью пахнет!»

III. Работа по теме урока.

«Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой…»

Запись на доске:

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО * СКАЗКИ * БЫЛИНЫ

Кто из вас не любит русские народные сказки с их излюбленными персонажами – добрыми молодцами, красными девицами, Бабой Ягой, Кащеем Бессмертным?

Сказки рассказывают нам о жизни русского народа, о его могучей силе, подвигах и победах, о его красоте.

Возникли сказки в далёкие времена. Их создателем является НАРОД. До возникновения письменности сказки передавались из уст в уста от отцов к детям.

Поэтому народные сказки относятся к устному народному творчеству.

ü Послушайте фортепианную пьесу Т. Чудовой «Протяжная».

ü Картины каких знакомых вам русских народных сказок оживают в звуках музыки?

ü Сколько разделов вы услышали в пьесе?

ü Как изменяется характер музыки в среднем разделе?

ü Какие русские народные инструменты могли бы «украсить» музыкальное звучание?

ü Придумайте свои варианты названия музыкальной пьесы.

Запись на доске:

* ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ *

Эпическим произведениеммыназываем произведение искусства величественно-спокойного, величественно-героического характера.

К произведениям народного творчества относятся ибылины.В отличии от народных сказок былины исполняются нараспев. Как и сказки, былины исполняет сказитель – неспешно, величаво. Музыканты в таких случаях говорят: «Исполнитель в былинном, эпическом стиле».

Главным персонажем былин всегда выступает богатырь – мужественный, честный, благородный. Кому не известны имена славных русских богатырей – Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича?

«Богатырская» тема представлена в музыке русского композитора Александра Порфирьевича Бородина.

Вторая симфония Бородина так и называется – «Богатырская». Слушая эту музыку, испытываешь «ощущение силы, бодрости, света… радость от сознания, что живёшь».

ü А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» I часть. Фрагмент (слушание).

ü Подтверждает ли музыкальное звучание название Второй симфонии А. Бородина – «Богатырская»? опробуйте обосновать свой ответ.

Вокально-хоровая работа.

ü Ю. Антонов, стихи М, Пляцковского. Родные места (слушание, пение).

IV. Итог урока.

Мыпознакомились с устным народным творчеством: былинами и эпическими произведениями.

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Задание на стр. 18.

Урок 7

Тема: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).

Ø Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).

Дополнительный материал:

Ø Портрет композитора С. Прокофьева.

Ø Репродукции картин.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу…»

III. Работа по теме урока.

ü Рассмотрите репродукции картин И. Билибина: «Князь Игорь» и «Александр невский».

«Святая Русь не пуста стоит, на Святой Руси есть сильны могучи богатыри» – так говорил Илья Муромец о доблестных защитниках земли Русской.

В минуты тяжёлых испытаний в России всегда находились великие герои, ведущие на борьбу с врагом. Князь Игорь, Александр Невский, Александр Суворов, Михаил Кутузов… Имена этих русских полководцев навсегда вошли в историю Российского государства.

«Кто с мечом на русскую землю придёт,

от меча и погибнет».

Александр Невский

Много военных подвигов совершил новгородский князь Александр Ярославич. Его войско героически сражалось со шведами на Неве-реке. За победу над врагом прозвал народ великого князя Невским.

Вскоре после Невской битвы на руст двинулись отряды немецких рыцарей-крестоносцев. Чёрными крестами были расшиты их знамёна, Чёрные кресты были и на щитах рыцарей. Строй крестоносцев русские прозвали «железной свиньёй»

Весной 1242 года на Чудском озере разыгралось кровавое побоище.

«Александр Невский был в самой гуще боя… Сеча (сражение) кругом шла такая, что льду озёрному стало жарко. Русские дрались яростно. Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным названием – Русь.»

О. Тихомиров

Это историческое событие нашло отражение в киноискусстве и музыке. Кинофильм «Александр Невский» - замечательная работа режиссёра С. Эйзенштейна и композитора С. Прокофьева.

С. Прокофьев. Кантата «Александр Невский»

Запись на доске:

Слово КАНТАТА происходит от итальянского «кантаре», что означает «петь». Кантата состоит из нескольких номеров (частей). Предназначена для отдельных певцов (солистов), хора и оркестра.

ü С. Прокофьев. Ледовое побоище. Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» (слушание).

ü Какие черты русскогохарактера отразил С. Прокофьев в музыке хора «Вставайте, люди русские»?

= Решительность, призыв к борьбе слышны в звучании хора «Вставайте, люди русские». Русский народ предстаёт как народ-освободитель.

ü Сравните звучание двух мелодий – русских освободителей и немецких рыцарей. Что в них общего? Чем они отличаются?

= Затаённо, тихо начинается «тема нашествия» немецких рыцарей. В оркестре выделяется звучание медного духовного инструмента тубы. Оно получило название «скок свиньи»

ü Каким музыкальным термином можно определить развитие музыки в «Ледовом побоище»? Почему?

Слова для справок: Крещендо, диминуэндо.

Вокально-хоровая работа.

Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. Край, в котором ты живёшь (пение).

IV. Итог урока.

-С чем мы познакомились на уроке?

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Задание на стр. 21,22.

Урок 8

Тема: Бег по кругу: рондо

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).

Ø М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Бег по кругу: рондо».

III. Работа по теме урока.

Мы знаем: с давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев.

Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

По-французски «круг» – «рондо».

Многие композиторы использовали форму рондо в своих произведениях. Неизменные припевы получили названия рефренов, а изменяемые куплеты – эпизодов.

Часто рондо звучит в подвижном темпе. Имеет шутливый, иногда озорной характер.

ü Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?

Запись на доске:

РОНДО – по-французски «круг». РЕФРЕН – неизменный припев. ЭПИЗОД – изменяемый куплет.

ü Послушайте пьесу Л. Бетховена. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).

ü Каков характер рондо Л. Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша»? С чем это связано?

ü М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

ü В какой форме написано это произведение?

ü Каков характер?

Вокально-хоровая работа.

В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

С чем мы познакомились на уроке?

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Задание на стр. 25 – 27.

Урок 9

Тема: Бег по кругу: рондо

Цели урока:

Ø Формировать потребность в общении с музыкой.

Ø Учить воспринимать музыку как важную часть жизни человека.

Ø Формирование эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру.

Ø Учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Ø Обучение основам музыкальной грамоты.

Музыкальный материал урока:

Ø Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).

Ø М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

Ø В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: «Бег по кругу: рондо».

III. Работа по теме урока.

Мы знаем: с давних времён люди любили петь песни и водить хороводы. Нередко во время исполнения хороводных песен запевала (солист) пел куплеты, а хор подхватывал припев.

Куплеты отличались по музыке друг от друга. Припев повторялся без изменений. Движение музыки шло как бы по кругу.

По-французски «круг» – «рондо».

Многие композиторы использовали форму рондо в своих произведениях. Неизменные припевы получили названия рефренов, а изменяемые куплеты – эпизодов.

Часто рондо звучит в подвижном темпе. Имеет шутливый, иногда озорной характер.

ü Из каких музыкальных разделов складывается форма рондо?

Запись на доске:

РОНДО – по-французски «круг». РЕФРЕН – неизменный припев. ЭПИЗОД – изменяемый куплет.

ü Послушайте пьесу Л. Бетховена. Ярость из-за потерянного гроша (слушание).

ü Каков характер рондо Л. Бетховена «Ярость из-за потерянного гроша»? С чем это связано?

ü М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание).

ü В какой форме написано это произведение?

ü Каков характер?

Вокально-хоровая работа.

В. Алеев, стихи Т. Науменко. Весёлое рондо (пение).

Работа над звукообразованием, дикцией, дыханием, характером исполнения.

IV. Итог урока.

С чем мы познакомились на уроке?

V. Домашнее задание.

Выучить песню. Задание на стр. 25 – 27.

Вторая четверть

Урок 10

Наши рекомендации