Тема: Ритм. «Вначале был ритм»

Цели урока:

Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.

Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.

Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.

Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.

Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).

Музыкальный материал урока:

Ø И. Штраус. Сказки Венского леса. Фрагмент;

Ø Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание).

Ø Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание).

Ø М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мери Поппинс, до свидания» (слушание).

Дополнительный материал:

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

Тема урока: Ритм. «Вначале был ритм»

III. Работа по теме урока.

В ритме есть нечто волшебное; он заставляет нас верить, что волшебное принадлежит нам.

И. В. Гёте

РИТМ

Греческое слово «rythmos» означает мерное течение. Термин этот - не только музыкальный. В нашей жизни все подчинено определенному ритму - и наступление времен года, и смена дня и ночи, и биение сердца. Очень трудно дать этому понятию четкое определение. Недаром Маяковский сказал о стихотворном ритме так: «Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя».

Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство. Часто именно он определяет характер и даже жанр музыки. Благодаря ритму мы можем, например, отличить марш от вальса, мазурку от польки. Для каждого из этих жанров характерны определенные ритмические фигуры, которые повторяются в течение всего произведения.

Очень большую роль ритм играет в HYPERLINK "http://www.classic-music.ru/jazz.html"джазовой музыке. Группа ударных инструментов джаз-ансамбля часто восхищает любителей этого вида музыкального искусства виртуозными ритмическими импровизациями.

Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни и ночи. Ритмичны человеческое дыхание и биение сердца. Ритмичны архитектурные сооружения, дворцы и дома с их симметрично расположенными окнами, колоннами и лепными украшениями.

Всё это говорит о том, что ритм является одной из первооснов жизни: он присутствует в живой и неживой природе, мы его слышим и видим – в шуме морского прибоя, в узоре на крыльях бабочки, в срезе любого дерева, любого сучка.

Ø И. Штраус. Сказки Венского леса. Фрагмент;

Сказки венского леса" (нем. G’schichten aus dem Wienerwald, op. 325, 1868) - на ряду с вальсом "На берегу прекрасного голубого Дуная" одно из самых известных творений Иоганна Штрауса.

Иоганн Штраус - сын. (25 октября 1825 — 3 июня 1899) Великий HYPERLINK "http://classicmusic.12not.ru/avstriiskie_kompozitory.htm" \o "Австрийские композиторы."австрийский композитор, дирижёр.

Этого человека по праву называют Король вальсов. Ведь самые красивейшие вальсы в мире пожалуй принадлежат его перу. Штраус

написал очень большое количество произведений, среди них 168 вальсов, 117 полек, 73 кадрили, 43 марша, 31 мазурки, 15 оперетт, комическая опера и балет. Он сотворил с танцевальной музыкой то, что позднее Джордж Гершвин сделал с джазом, а именно вознес до симфонических вершин. Установил рекорд, дирижируя сразу 1000 музыкантами одновременно. Выдающийся мастер дирижёрского искусства, Штраус одновременно был виртуозным скрипачом и совмещал эти дарования в своих концертных выступлениях

Важно не перепутать Штраусов – отца и сына например, ведь оба они композиторы, и оба Иоганны. А ведь есть еще и братья, самые известные из них Йозеф и Эдуард.

Мало того есть еще один выдающийся немецкий композитор Рихард Штраус, который не имеет отношения к семейству австрийских Штраусов. Одно из его самых известных произведений (Рихарда) - это симфоническая поэма "Так говорил Залатустра". Однако Иоганн Штраус - сын на много превзошел своего отца и братьев Йозефа и Эдуарда. Вальсы Иоганна Штрауса младшего отличаются необычайной легкостью, прозрачностью и светом. После прослушивания его произведений всегда поднимается настроение, ведь заряд этих произведений, их чувственная линия не надолго заставляют погрузиться в сказку, в мечту, которой так не хватает в реальности нашей жизни. Музыка вальса «Сказки Венского леса» вызывает в воображении образы солнечного зеленого леса, который полон эльфов, фей и других сказочных существ. Светит солнце, переливаются паутинки, капли росы вздрагивают от легкого ветра, слышатся трели соловья.

Венский лес (нем. Wienerwald). Огромный лесной массив, полукругом охватывающий австрийскую столицу Вену. Его живописность в свое время вдохновляла великих художников, таких как Бетховен, Моцарт, Шуберт и многих, многих других. Надо отметить, что Венский лес мог бы и не сохраниться до наших дней, ведь в не легкие для Австрии времена лес был продан, купцу который торговал древесиной, и мог быть вырублен. Его площадь составляет 1200 кв.км. Венский лес всегда являлся местом для отдыха обычных людей, и знатных особ. Славится своими историческими памятниками, памятными местами, живописной местностью. Если ходить его тенистыми тропами, то можно увидеть очень много интересных исторических объектов, красивых пейзажей природы. Сегодня Венский лес привлекает огромное количество туристов со всего мира.

Фредерик Шопен (1810 - 1849) – композитор, исполнитель.

Родился Шопен 22 февраля 1810 года поблизости Варшавы. Еще в детстве в биографии Фредерика Шопена проявились музыкальные способности, в том числе к импровизации. Во время обучения в училище, Шопен много времени посвящал музыкальным занятиям. Он учился у Войцеха Живного, Эльснера.

Выступать со своими произведениями композитор начал с 1829 года. В следующем году он покинул Варшаву, а в 1831 поселился в Париже. Там моментально стал известным, обрел множество поклонников.

Впервые в биографии Шопена заболевание легких остро проявилось в 1837 году. С тех пор он страдал астматическими приступами. В 1848 году знаменитый музыкант поселился в Лондоне, став не только выступать на публике, но и преподавать. Самочувствие Шопена все ухудшалось, а вскоре после возвращения в Париж, он умер. За свою биографию Шопен создал множество произведения для фортепиано, был одним из ярчайших представителей романтизма в музыке.

Ø Ф.Шопен. Мазурка си-бемоль мажор, соч. 7 № 1. Фрагмент (слушание).

Ø Ф. Шопен. Полонез ля мажор, соч. 40 № 1. Фрагмент (слушание).

Вокально-хоровая работа.

Ø М. Дунаевский, стихи Н. Олева. Непогода. Из телефильма «Мери Поппинс, до свидания» (пение).

IV. Итог урока.

Музыкальный ритм – это чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов. Ритм – яркое выразительное средство.

V. Домашнее задание.

Выучить песню «Непогода».

Урок 12

Наши рекомендации