Чем больше «миров» открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь.
V. Домашнее задание.
Есть ли у тебя любимые старые игрушки или какие-нибудь другие вещи, которые ты не хочешь выбросить? Задумайся и ответь себе: почему? Постарайся вспомнить какие-нибудь случаи, связанные с ними (запиши воспоминания).
Урок 5
Тема: Какой бывает музыка
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент (слушание).
Ø К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).
Ø А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
Ø Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: «Какой бывает музыка».
Ø Л. Бетховен. Симфония № 7. II часть. Фрагмент (слушание).
Обращаясь к передаче человеческих горестей, разочарований, одиночества, музыка становится угловатой и напряжённой, острые мелодии, отрывистые ритмы, диссонирующие созвучия возникают в ней.
III. Работа по теме урока.
Никакое искусство не обнаруживает такого разнообразия чувств, характеров и настроений, такой палитры нюансов, беспрерывно меняющихся, текучих и подвижных, как искусство музыкальное. В каждом его произведении – то порыв, то каприз; раздумье сменяется весельем, безудержный бег – плавной величественной поступью.
Таковы и мы, люди: ведь это мы создаём такую разнообразную музыку и, самое главное, именно такой – изменчивой и разной – воспринимаем её и любим. Значит, эти её свойства близки каким-то и нашим чертам, нашему способу мыслить и чувствовать.
Мир чувств бесконечно подвижен. На него влияют перемены в природе, слова и поступки людей, удачи и неудачи нашей жизни, прочитанные книги и, наконец, услышанная музыка. Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей.
«Когда музыка плачет, с нею вместе плачет всё человечество, плачет вся природа» – сказал французский философ А. Бергсон.
Музыка – огромная сила, способная преображать окружающую жизнь.
Силу музыки люди знали давно. Ещё боги Древней Греции состязались между собой в пении и игре на музыкальных инструментах. Музыканты провозглашались пророками, способными прозревать прошлое и предсказывать будущее благодаря той чудодейственной памяти, которую заключало в себе их искусство. Именно музыкант Орфей был тем единственным человеком, которому открылись ворота в Аид, это мрачное и таинственное место, тщательно охраняемое от всех, кто осмелился бы к нему приблизиться. Однако не войско, не оружие, не титаническая физическая сила открыли Орфею ворота Аида – их открыли божественные звуки его лиры и его волшебного голоса. Не менее примечательна и та часть античных преданий, которая связана с походом аргонавтов. Собираясь в плаванье в Колхиду, они взяли с собой Орфея. Всем им было известно, какую опасность таят в себе моря, населённые демоническими существами. Неминуемую гибель несла встреча с сиренами, обитательницами морских островов. Что же зловещего таилось в этих загадочных существах – полуптицах-полуженщинах, дочерях одной из муз – Мельпомены? Ведь они не нападали на мореплавателей, не преследовали их корабли, у них не было ни пушек, ни ядовитых стрел. Однако был у них другое – божественный голос, необыкновенно притягательный, далеко разносившийся над гладью морских вод. Слышавшие пение сирен, не помня себя, бросались в море на их призывный зов и погибали.
Чернильною водой – морями глаже лака –
Мы весело пойдём между подземных скал.
О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
Взывающие: «К нам!»
(из стихотворения Ш. Бодлера «Плаванье»)
Взятый в плаванье Орфей заглушал сирен пением и игрой на лире. Одиссей же, ещё один герой мифов, проплывая мимо острова сирен, привязал себя к мачте корабля и залил воском уши своих товарищей, чтобы они спаслись от искушающего гибельного призыва.
Среди чудесных оркестровых ноктюрнов К. Дебюсси (один из них – «Облака» – вы слушали в прошлом году) есть пьеса, которая так и называется «Сирены». В его музыке нет ничего зловещего, это – яркая пьеса-картина, в которой звучит и необозримое пространство морских далей, и красочность изумрудных вод, и шум волн, и звучащее над всем этим очаровательным пейзажем прекрасное пение сирен, исполняемое унисоном женских голосов. В образе сирен воплощаются красота и смерть, восторг и гибель – одна из вечных тем искусства.
Ø К. Дебюсси. Сирены. Из симфонического цикла «Ноктюрны». Фрагмент (слушание).
Вокально-хоровая работа.
ü А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
ü Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой. Спасём наш мир (пение).
IV. Итог урока.
Возникающая из эмоционального многообразия человеческой души, музыка обладает волшебным свойством передавать своё состояние множеству людей. Главное значение музыки в способности наделять людей силой, помогать им противостоять отчуждённости и холодному одиночеству, идущей от сердца и умеющая найти путь к другому сердцу.
V. Домашнее задание.
Можешь ли ты припомнить случай, когда твоё настроение улучшилось под воздействием красоты природы, выглянувшего солнышка или радуги? Запишите этот случай или сочини небольшой рассказ (стихотворение).
***
Урок 6
Тема: Волшебная сила музыки
Цели урока:
Ø Учить воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека.
Ø Развивать внимательное и доброжелательное отношение к окружающему миру.
Ø Воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.
Ø Развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве.
Ø Формирование слушательской культуры на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства.
Ø Осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание музыкальных жанров и форм, средств музыкальной выразительности, осознание взаимосвязи между содержанием и формой в музыке).
Музыкальный материал урока:
Ø Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание).
Ø А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
Дополнительный материал:
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Тема урока: Волшебная сила музыки
III. Работа по теме урока.
Рихард Вагнер (1813 – 1883)
Он явился одним из крупнейших реформаторов оперного жанра в XIX в. его идеал – возвышенная музыкальная драма, основанная на синтезе искусств, прежде всего поэзии и музыки.
С юных лет он во власти театра. Первые композиторские попытки 15-летнего мальчика возникли из желания написать музыку к трагедии собственного сочинения. С театром связана его дальнейшая жизнь, насыщенная событиями, полная резких контрастов. В 1849 г. дирижёр придворной оперы в Дрездене Рихард Вагнер участвует в дрезденском революционном восстании. После поражения его бежит в Швейцарию (за голову «государственного преступника» полицией обещана награда). Возвращение в Германию становится возможным лишь в 60-е гг. В 1876 г. в Байрейте (Бавария) закончено строительство театра, предназначенного специально для исполнения опер Вагнера. Театр этот , созданный на средства, собранные «вагнеровскими» обществами в разных странах мира, существует и поныне.
Вагнеру принадлежит 13 опер. Все они написаны на собственные поэтические тексты. Сюжеты их большей частью связаны с романтическими легендами, а также древними мифами. Средь бурного моря не знает покоя моряк-скиталец («Летучий голландец»). Рыцарь томится в гроте Венеры, пленённый её чарами («Тангейзер»). В старинных преданиях Вагнер находил нити, связывающие их с современной ему жизнью. Особенно остро эта связь проявилась в грандиозном цикле из четырёх опер под общим названием «Кольцо нибелунга» (1854 – 1874). С огромной силой воплощена здесь трагедия мира, гибнущего из-за безудержной страсти его обитателей к золоту.
На протяжении жизни взгляды Вагнера менялись. Но до конца дней он остался художником, для которого искусство – великая сила, призванная «облагородить нравы народа». Вдохновенным гимном народному искусству является его опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1867).
В строении музыкальных драм Вагнера отсутствует принятое в традиционных операх деление на номера – арии, дуэты… Внутри сцен и действий музыка, тесно связанная со словом, течёт непрерывным потоком. Свободно развитые вокальные партии сплетаются с оркестром, роль которого, как никогда прежде в опере, велика. Симфонические картины из опер Вагнера нередко исполняются и в концертах: Вступление к «Лоэнгрину», Вступление «Смерть Изольды» из оперы «Тристан и Изольда», «Полёт валькирий» и «Шелест леса» из «Кольца нибелунга».
Мощь, красота и новизна музыки Вагнера побудили П. И. Чайковского назвать композитора одной из самых замечательных личностей второй половины XIX в.
Ø Р. Вагнер. Антракт к III действию. Из оперы «Лоэнгрин» (слушание).
В музыке слышатся грусть и смятение, скорбь или тревога, значит, такие чувства вложил в неё композитор, а мы вслед за ним испытываем их и ещё нечто большее, для чего и создано искусство, – чувство сострадания, сопричастности чему-то большому, что возвышает и облагораживает душу. В своём переживании музыки человек становится больше самого себя, он как будто забывает собственные горести и беды, собственное несовершенство, поднимаясь в чистые высоты бескорыстия и великодушия.
Волшебное действие музыки, способной укрощать все грозные силы земли и морей, описано в знаменитой оде древнегреческого поэта Пиндара: «Золотая лира, совместное достояние Аполлона и темнокудрых муз. Тебе повинуется пляска, начало торжества; твоих же указаний слушают и певцы, когда ты искусной рукой изливаешь звуки руководящих хором прелюдий. Ты же погашаешь губительную молнию вечного огня. На Зевсовом скипетре дремлет, свесив быстрые крылья, орёл, царственная птица, и ты, лира, окутываешь ему хищную голову чёрным облаком, погружающим его в сладкий сон, смыкая ему вежды. Очарованный твоими звуками, он, нежась, в дремоте плавно вздымает свою спину. Даже сам суровый Арес, далеко отбросив грозное оружие, услаждает сердце песнью: вот как, о лира, твои звуки смягчают сердца божеств».
Вокально-хоровая работа.
ü А. Калныныш, стихи В. Пурвса. Музыка (пение).
IV. Итог урока.
Волшебные инструменты, заставляющие подчиняться звукам музыки даже сверхъестественные силы, являются «героями» многих сказок различных народов мира. О состязаниях певцов слагаются легенды. Из всего этого множества вымышленных и правдивых историй мы видим, что в восприятии людей музыка предстаёт как сказочная фея и чародейка, которая убаюкивает и подбадривает, утешает и обличает, радует нас и поддерживает, украшает нашу жизнь.
V. Домашнее задание.
Выучить песню.
***
Урок 7