Музыкальное иллюстрирование духовной музыки

¾ Среди первых источников, которые дали жизнь значимой части музыкального наследства – тексты священных писаний – Библия и Евангелия. Музыка, созданная на основе христианских текстов, называется духовной музыкой. Это один из самых возвышенных пластов музыки, недаром огромное количество великих композиторов писали музыку к духовным текстам: Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен. В России – Дмитрий Степанович Бортнянский, Пётр Ильич Чайковский, Сергей Васильевич Рахманинов, Родион Константинович Щедрин и т. д.

Поразительно то, что несмотря на необыкновенную сдержанность, собранность духовной музыки, отсутствие внешних эффектов и эмоциональности, она способна воздействовать на человеческую душу с такой силой, на какую не способна самая страстная и порывистая музыка.

Сегодня мы с вами послушаем одно из самых светлых и лирических вокальных произведений «Ave, Maria» Ф, Шуберта. Латинское «Ave» означает «Радуйся», то есть «Радуйся, Мария».Эта молитва, обращение к деве Марии. Произведение исполняется очень часто, и его называют классическим шлягером.

ü Ф. Шуберт, стихи В. Скотта. Ave Maria (4 класс Диск II № 9). Слушание.

Ø Что вы можете сказать о прослушанном произведении? (От музыки веет светом, чистотой, она очень красива. Произведение звучит плавно, спокойно, размеренно, в нём много распевов, что придаёт ей задумчивость.)

Да, действительно, слушаешь эту музыку, она настолько прекрасна, что иногда не можешь передать словами, всё, что хотел сказать. Но самое главное в музыке – это почувствовать её, слиться с ней душой и мыслями, как при молитве.

Что такое молитва? (Это обращение к Богу, к святым мученикам, к Богородице – мольба о помощи, заступничестве, укреплении духовных сил.)

Откройте учебник на странице 41, что вы видите? (Мы видим картину Рафаэля «Сикстинская Мадонна». На ней изображена Мадонна с младенцем на руках, под ногами у неё облака, слева от неё молодая женщина, справа – старик, а внизу расположились два симпатичных ангелочка. Скорей всего это рай.)

Хорошо. Скажите, знакомы ли вам эти стихи?

В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется

И так, легко, легко…

¾ Кому принадлежат эти строки?

Правильно, Михаилу Юрьевичу Лермонтову, стихотворение которого так и называется – «Молитва».

Посмотрите на то, что находится у меня в руках.

Учитель показывает Владимирскую икону Божьей Матери.

¾ Что это такое? (Это образ, икона Божьей Матери.)

Да это Владимирская икона божьей Матери. Согласно преданию она была написана ещё при жизни Божьей Матери апостолом Лукой на доске стола, за которым трапезовало Святое Семейство. Если вы внимательно посмотрите на икону, то действительно это увидите. Эта чудотворная икона (то есть её список – копия) была преподнесена в дар великому князю Юрию Долгорукому. Сын его Андрей, именуемый Боголюбским, когда перешёл на княжение во Владимир, перенёс икону с собой. С тех пор икона прославилась множеством чудотворений.

Ежегодное троекратное празднование Владимирской иконе установлено по поводу троекратного избавления Москвы от разгрома монголо-татарами. И в память свержения татарского ига. С конца XIV века икона находится в Москве. Все важнейшие государственные акты совершались перед этой иконой: приносили присягу на верность России, молились перед военными походами, избирали Патриарха всея Руси.

Вокально-хоровая работа.

¾ Посмотрите внимательно на этот замечательный рисунок. Его автор ваш сверстник, кто и что здесь изображено? (Конечно же, это наш старый знакомый Маленький принц. Изображён он на паруснике, плывущим, быть может, к мысу Надежды, либо к острову Добра.)

Сегодня доучим эту замечательную песню, но прежде вы ответите на вопрос: кто написал музыку к ней? (Музыку к песне «Маленький принц» написал М. Таривердиев.)

Вокально-хоровая работа над унисоном и достижением однородности звучания регистров, музыкально-исполнительский план.

IV. Итог урока.

¾ Итак, ребята, сегодня вы должны вынести главную мысль этого урока – музыка может взаимодействовать с произведениями любых литературных жанров.

V. Домашнее задание.

Выучить песню.

***

Урок 7

Наши рекомендации