Награды, присуждаемые исполнителям world music

Главной американской наградой, присуждаемой в области world music, является Grammy Award for Best World Music Album. При этом для американской народной музыки существует отдельная награда Grammy Award for Best Folk Album.

Британская награда BBC Radio 3 Awards for World Music присуждалась радиостанцией BBC Radio 3 в период между 2002 и 2008 гг. В ответ на решение BBC об упразднении данной награды, британский журнал Songlines учредил собственную награду Songlines Music Awards[21].

Европейская награда WOMEX Awards существует с 1999 года[22]. Награда Grand Prix du Disque for World Music, присуждаемая организацией Académie Charles Cros, является частью главной французской награды Grand Prix du Disque.

Существует также множество других наград, как, например, Spin the Globe Best World Music CDs, присуждаемая американской радиостанцией KAOS (FM).

Взаимосвязи с другими музыкальными направлениями

Религиозная музыка

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).[2] Аналогичным образом народная музыка влияла на религиозную музыку, в частности, в григорианский хорал проникали элементы народной музыки через гимны, секвенции и тропы[23].

Академическая музыка

Влияние народной музыки на академическую музыку впервые проявилось в XVIII веке, когда люди из высших классов начинают интересоваться традициями, осознавая свою к ним непосредственную принадлежность. Такие композиторы, как Моцарт и Шуберт пишут народные танцы для оркестров и небольших групп инструментов. Народная музыка была использована многими композиторами периода романтизма, в том числе Малером.

Музыкальный фольклоризм[править | править вики-текст]

К музыкальному фольклоризму относят некоторых композиторов XX века, творчески мыслящих в системе музыкального языка той или иной народной музыки, использующих при этом инструменты и жанры серьёзной музыки[24]. К истокам фольклоризма относят течение примитивизма (варваризма) и неопримитивизма (в России начала 1920-х гг.), для которых характерно антиромантическое понимание народного искусства и главенство «первобытной» эмоции, повторяющиеся чёткие ритмические формулы и небольшие мелодические попевки[24].Игорь Стравинский является одним из наиболее значительных композиторов ХХ века. К сочинениям его раннего фольклорного периода относятся балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и прочие произведения.[24] Венгерские композиторы Бела Барток и Золтан Кодай с 1905 по 1914 гг. проводили полевые исследования музыкального фольклора на территории Венгрии, Болгарии, Румынии, Турции, Алжира. «Фольклорные» сочинения Бартока были широко известны в Европе (одним из символов фольклоризма является пьеса «Варварское аллегро»), однако в дальнейшем всё большее усложнение и обновление его музыкального языка нередко вызывали яростные протесты консервативно настроенных музыкантов и публики. У Кодая наибольшей известностью пользуется «Венгерский псалом»[24]. Музыкальный фольклоризм в Европе становится устойчивой традицией, в 1920—1940-е гг. это направление развивают чех Богуслав Мартину, польские композиторы Кароль Шимановский и Витольд Лютославский, выдающийся румынский скрипач и композитор Джордже Энеску[24]. В США становится популярным композитор Джордж Гершвин, автор национальной «фолк-оперы» «Порги и Бесс»[24].

Композиторы второй половины XX века также обращались к народной музыке. Так, американский эксперименталист Лу Харрисон часто создавал свои сложные партитуры «по образцам» традиционной музыки оркестра гамелан. Итальянский новатор Джачинто Шельси находил вдохновение в музыке Востока[24].

Популярная музыка

Награды, присуждаемые исполнителям world music - student2.ru

Демет Акалын — турецкая популярная певица.

Популярная музыка также подвержена влиянию народной музыки[источник не указан 130 дней].

Этническая дифференциация

У славян

У славян народная музыка являлась одной из важнейших составляющих духовной культуры. Она звучала во время проведения обрядов, трудовой деятельности, на праздниках и во время досуга. Считалось, что она имела магическое воздействие на людей, природу и потусторонние силы[25].

Все тексты хранились устно и передавались из поколения в поколение. Большинство произведений рождались на стыке музыки и поэзии, музыки и танцев, или всех этих видов искусства.

Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.

Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведет основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска. Изредка встречается и функциональное трехголосие.

Вокальные жанры народной музыки делятся на приуроченные (к определенному времени, сезону, календарному или сонному обряду, событию) и неприуроченные. Календарные лесни, обслуживающие обряды годового круга, относятся к наиболее раннему пласту музыкального фольклора[26].

Региональная дифференциация

В современной фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию народной музыки. Так, американский учёный А. Ломакс[27] выделяет 6 музыкально-стилевых регионов мира: Америку, острова Тихого океана, Австралию, Азию (высокоразвитые культуры древности), Африку, Европу, детализируя их затем по преобладающим стилевым моделям: например, 3 европейские традиции — центральная, западная, восточная и связанная с ней средиземноморская. В то же время некоторые словацкие фольклористы[28] выделяют не 3, а 4 европейские традиции — западную (с центрами английских, французских и немецких языковых областей), скандинавскую, средиземноморскую и восточную (с центрами карпатским и восточно-славянским; сюда же, без достаточных оснований[2], подключены и Балканы). Обычно Европа в целом противопоставляется Азии, однако некоторые специалисты оспаривают это: например, Л. Пиккен[29] противопоставляет Европе и Индии дальневосточную территорию от Китая до островов Малайского архипелага как музыкально единое целое. Неправомерно также выделение Африки в целом и даже противопоставление Северной Африки (севернее Сахары) тропической, а в ней — Западной и Восточной. Такой подход огрубляет реальную пестроту и сложность музыкального ландшафта Африканского континента, который насчитывает не менее 2000 племён и народов. Наиболее убедительна классификация от широких межэтнических регионов к внутриэтническим диалектам: например, восточно-европейский, затем восточно-славянский и русский регионы с подразделением последнего на области северные, западные, центральные, южно-русские, поволжско-приуральские, сибирские и дальневосточные, в свою очередь членящиеся на более мелкие районы.

Африка

Награды, присуждаемые исполнителям world music - student2.ru

Этномузыкологическая карта Африки, Alan P. Merriam (англ.)русск., 1959 год.

В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и распространения христианства сформировались песенные стили, в которых объединились африканские и европейские музыкальные элементы, получили распространение церковные песнопения. Усиление роли христианства способствовало отмиранию культовой музыки, которая была одним из основных видов африканской музыкальной культуры. Европейская церковная музыка оказала значительное влияние на вокал и музыкальный инструментарий местных народов. Тем не менее, во многих странах долгое время не приживались игра на органе и колокольный звон (например, в Уганде). С течением времени европейская церковная музыка на африканской почве видоизменилась: в процесс богослужения часто включаются танцы, игра на барабанах и другие элементы. Музыкальные традиции Франции вобрали в себя музыка Мадагаскара, Сенегала и др. стран, Португалии – музыка Анголы, латиноамериканские традиции присутствуют в музыке Кабо-Верде[30].

В свою очередь, африканские музыкальные традиции, привезенные рабами из Африки в Новый Свет, значительным образом повлияли на музыку США и особенно стран Латинской Америки (Бразилии, Гаити, Кубы). Трансформация африканской традиции в американской среде привела к появлению в США в кон. 19 в. новых музыкальных жанров, в том числе блюза и спиричуэлса. На культуру Бразилии и некоторых стран Карибского бассейна повлияла музыка рабов-йоруба из Нигерии[30].

Наши рекомендации