Альтернативная классификация

Правило

Народная музыка, музыкальный фольклор[1] — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение[2]. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень)музыкального искусства[2]. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академической[3]. Существует также определение термина «народная музыка» — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры[4].

Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) был одним из первых учёных, описавших народную музыку с теоретической точки зрения. Он, как и другие ранние исследователи, указывали на прямую связь между народной музыкой и природой. В XIX веке народная музыка считалась если не «музыкой природы», то, по меньшей мере, природной, естественной музыкой, не подверженной городским влияниям. Исследователи того времени рассматривали в основном следующие вопросы: существует ли связь между классической и народной музыкой, а также обнаруживаются ли следы происхождения и форм народной музыки в языке или движении. Наибольшее значение в осмыслении народной музыки имели музыкально-этнографические исследования, проведенные под руководством американского филологаФренсиса Джеймса Чайлда (1825–1896) в Великобритании и венгерским композитором и фольклористом Белой Бартоком (1825–1945) в странах Восточной Европы[3].

Традиционная народная музыка

Пение купальских песен. Малороссия, 1879

Альтернативная классификация - student2.ru

Певец-сказитель Остап Вересай. 1873

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям[2]. Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен)[2]. Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).

Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

  1. древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историческая граница связывается со временем официального принятия той или иной государственной религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
  2. средневековье — время складывания народностей и расцвета традиционной народной музыки;
  3. современная эпоха; для многих народов связана с переходом к капитализму, с ростом городской культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в народной музыке, ломаются старые традиции, возникают новые формы творчества.

Данная периодизация не универсальна. Например, арабской музыке не известно столь определённое различие крестьянской и городской традиций, как европейской; типично европейская историческая эволюция народной музыки — из деревни в город, в латиноамериканской музыке «перевёрнута», так же как европейским межнациональным фольклорным связям — от народа к народу — здесь соответствует специфическая связь: европейские столицы — латиноамериканский город — латиноамериканская деревня[2].

Народная и фолк-музыка в XXI веке

Современная народная музыка

Англоязычный термин Современная народная музыка (англ. Contemporary folk music — фолк-музыка) относится к исполнителям народной (обычно американской и английской) музыки, появившимся после успеха Боба Дилана в 1960-х. Во многом благодаря ему исполнители народной музыки изменили свой подход к производству музыкальных произведений, созданию записей для тиражирования[5][6].

Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создаётся, познаётся, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой, поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, она не является основным видом деятельности для музыканта).[3] В отличие от традиционной, «современная народная музыка» не является исключительно акустической[7].

Современная народная музыка, в отличие от поп-музыки, не нацелена на широкую публику и широкую коммерческую выгоду. Основное её отличие от поп-музыки в том, что она опирается на народные традиции и в первую очередь создается из побуждения сохранения этих традиций.[8]. Тем не менее, некоторые её направления имеют свои явно коммерческие формы, однако это относится скорее к сплаву народной и популярной музыки[9]. Одним из первых коммерческих стилей народной музыки стал фолк-ривайвл (англ. folk revival).

Фолк-ривайвл

Альтернативная классификация - student2.ru

Джоан Баэз и Боб Дилан в 1963 году.

Фолк-ривайвл (от англ. folk revival «народное возрождение») — музыкальный стиль в рок-музыке, основанный на народных песнях и имеющий яркое выраженную гражданскую направленность. Возник и распространился в конце 50-х — начале 60-х годов XX века[10][неавторитетный источник? 797 дней]. В 1958—1965 гг. американская народная музыка занимала высокие места в музыкальных хит-парадах. Хиты были в основном созданы музыкантами-профессионалами или полупрофессионалами (а не «народом»), и часто просто в народном стиле (англ. watereddown). Тем не менее, фолк-ривайвл оказал глубокое влияние на будущее поп-музыки и кантри[11].

На Западе фолк-музыка вошла в мейнстрим в 1960-х, создав таким образом новую форму популярной народной музыки, которую обычно обозначают термином «(второй) фолк-ривайвл». Наиболее общее название для этой новой формы — «современная народная музыка» (англ. contemporary folk music) или «музыка народного возрождения» (англ. folk music revival), чтобы показать отличие от традиционной музыки[9].

В то время как Романтический национализм имел большое влияние на академическую музыку, «второй фолк-ривайвл» более позднего 20-го века породил новый жанр популярной музыки[источник не указан 848 дней] с исполнителями, реализующими свои записи, концерты и телерадиовещание. Важнейшими американскими исполнителями, появившимися в период с 1940-х до начала 1960-х, являются Вуди Гатри, Пит Сигер, Джоан Баэз иБоб Дилан. В Великобритании фолк-ривайвл породил поколение авторов-исполнителей, таких как Донован, Берт Дженш, Ральф Мактелл и Рой Харпер, достигших успеха в 1960-х. В Канаде появляются всемирно успешные Гордон Лайтфут, Леонард Коэн, Джони Митчелл и Баффи Сент-Мари.

Период с середины 1960-х до начала 1970-х был связан с большими изменениями в музыке, политике и образе жизни. Народная музыка также претерпела скачок развития и диверсификации. Основные изменения коснулись наиболее признанных исполнителей, таких как Боб Дилан, Джоан Баэз, Джуди Коллинз, The Seekers и Peter, Paul and Mary, путём создания новых смешанных стилей с рок- и поп-музыкой. Канадские исполнители Гордон Лайтфут, Леонард Коэн, Брюс Кокбёрн и Джони Митчелл также переходят на смешанные стили и пользуются большой популярностью в США. Всё это приводит к формированию новых стилей, таких как фолк-рок, фолк-поп и прочих.

Религиозная музыка

Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.).[2] Аналогичным образом народная музыка влияла на религиозную музыку, в частности, в григорианский хорал проникали элементы народной музыки через гимны, секвенции и тропы[23].

Академическая музыка

Влияние народной музыки на академическую музыку впервые проявилось в XVIII веке, когда люди из высших классов начинают интересоваться традициями, осознавая свою к ним непосредственную принадлежность. Такие композиторы, как Моцарт и Шуберт пишут народные танцы для оркестров и небольших групп инструментов. Народная музыка была использована многими композиторами периода романтизма, в том числе Малером.

Музыкальный фольклоризм[править | править вики-текст]

К музыкальному фольклоризму относят некоторых композиторов XX века, творчески мыслящих в системе музыкального языка той или иной народной музыки, использующих при этом инструменты и жанры серьёзной музыки[24]. К истокам фольклоризма относят течение примитивизма (варваризма) и неопримитивизма (в России начала 1920-х гг.), для которых характерно антиромантическое понимание народного искусства и главенство «первобытной» эмоции, повторяющиеся чёткие ритмические формулы и небольшие мелодические попевки[24].Игорь Стравинский является одним из наиболее значительных композиторов ХХ века. К сочинениям его раннего фольклорного периода относятся балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная» и прочие произведения.[24] Венгерские композиторы Бела Барток и Золтан Кодай с 1905 по 1914 гг. проводили полевые исследования музыкального фольклора на территории Венгрии, Болгарии, Румынии, Турции, Алжира. «Фольклорные» сочинения Бартока были широко известны в Европе (одним из символов фольклоризма является пьеса «Варварское аллегро»), однако в дальнейшем всё большее усложнение и обновление его музыкального языка нередко вызывали яростные протесты консервативно настроенных музыкантов и публики. У Кодая наибольшей известностью пользуется «Венгерский псалом»[24]. Музыкальный фольклоризм в Европе становится устойчивой традицией, в 1920—1940-е гг. это направление развивают чех Богуслав Мартину, польские композиторы Кароль Шимановский и Витольд Лютославский, выдающийся румынский скрипач и композитор Джордже Энеску[24]. В США становится популярным композитор Джордж Гершвин, автор национальной «фолк-оперы» «Порги и Бесс»[24].

Композиторы второй половины XX века также обращались к народной музыке. Так, американский эксперименталист Лу Харрисон часто создавал свои сложные партитуры «по образцам» традиционной музыки оркестра гамелан. Итальянский новатор Джачинто Шельси находил вдохновение в музыке Востока[24].

Популярная музыка

Альтернативная классификация - student2.ru

Демет Акалын — турецкая популярная певица.

Популярная музыка также подвержена влиянию народной музыки[источник не указан 130 дней].

Этническая дифференциация

У славян

У славян народная музыка являлась одной из важнейших составляющих духовной культуры. Она звучала во время проведения обрядов, трудовой деятельности, на праздниках и во время досуга. Считалось, что она имела магическое воздействие на людей, природу и потусторонние силы[25].

Все тексты хранились устно и передавались из поколения в поколение. Большинство произведений рождались на стыке музыки и поэзии, музыки и танцев, или всех этих видов искусства.

Для вокальных жанров музыкального фольклора основополагающим является ритм произнесения слова в пении. Во всех славянских традициях преобладающими являются стих силлабической структуры и отвечающие ему цезурированные музыкальные формы. Исключение составляет севернорусская традиция, где распространение получили тонический стих и связанные с ним равномерно и неравномерно сегментированные музыкальные формы.

Славяне имеют развитые формы многоголосия, включающие в себя: а) гетерофонию или функциональное одноголосие; б) бурдонную диафонию, где одна (иногда две) голосовая партия представляет собой бурдон, а другая, чаще всего в виде гетерофонного пучка голосов, ведет основной напев; в) функциональное двухголосие, где главная мелодия звучит у «басов», а над ними «парит» верхний голос, нередко в виде сольного подголоска. Изредка встречается и функциональное трехголосие.

Вокальные жанры народной музыки делятся на приуроченные (к определенному времени, сезону, календарному или сонному обряду, событию) и неприуроченные. Календарные лесни, обслуживающие обряды годового круга, относятся к наиболее раннему пласту музыкального фольклора[26].

Региональная дифференциация

В современной фольклористике нет единой точки зрения на региональную классификацию народной музыки. Так, американский учёный А. Ломакс[27] выделяет 6 музыкально-стилевых регионов мира: Америку, острова Тихого океана, Австралию, Азию (высокоразвитые культуры древности), Африку, Европу, детализируя их затем по преобладающим стилевым моделям: например, 3 европейские традиции — центральная, западная, восточная и связанная с ней средиземноморская. В то же время некоторые словацкие фольклористы[28] выделяют не 3, а 4 европейские традиции — западную (с центрами английских, французских и немецких языковых областей), скандинавскую, средиземноморскую и восточную (с центрами карпатским и восточно-славянским; сюда же, без достаточных оснований[2], подключены и Балканы). Обычно Европа в целом противопоставляется Азии, однако некоторые специалисты оспаривают это: например, Л. Пиккен[29] противопоставляет Европе и Индии дальневосточную территорию от Китая до островов Малайского архипелага как музыкально единое целое. Неправомерно также выделение Африки в целом и даже противопоставление Северной Африки (севернее Сахары) тропической, а в ней — Западной и Восточной. Такой подход огрубляет реальную пестроту и сложность музыкального ландшафта Африканского континента, который насчитывает не менее 2000 племён и народов. Наиболее убедительна классификация от широких межэтнических регионов к внутриэтническим диалектам: например, восточно-европейский, затем восточно-славянский и русский регионы с подразделением последнего на области северные, западные, центральные, южно-русские, поволжско-приуральские, сибирские и дальневосточные, в свою очередь членящиеся на более мелкие районы.

Африка

Альтернативная классификация - student2.ru

Этномузыкологическая карта Африки, Alan P. Merriam (англ.)русск., 1959 год.

В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и распространения христианства сформировались песенные стили, в которых объединились африканские и европейские музыкальные элементы, получили распространение церковные песнопения. Усиление роли христианства способствовало отмиранию культовой музыки, которая была одним из основных видов африканской музыкальной культуры. Европейская церковная музыка оказала значительное влияние на вокал и музыкальный инструментарий местных народов. Тем не менее, во многих странах долгое время не приживались игра на органе и колокольный звон (например, в Уганде). С течением времени европейская церковная музыка на африканской почве видоизменилась: в процесс богослужения часто включаются танцы, игра на барабанах и другие элементы. Музыкальные традиции Франции вобрали в себя музыка Мадагаскара, Сенегала и др. стран, Португалии – музыка Анголы, латиноамериканские традиции присутствуют в музыке Кабо-Верде[30].

В свою очередь, африканские музыкальные традиции, привезенные рабами из Африки в Новый Свет, значительным образом повлияли на музыку США и особенно стран Латинской Америки (Бразилии, Гаити, Кубы). Трансформация африканской традиции в американской среде привела к появлению в США в кон. 19 в. новых музыкальных жанров, в том числе блюза и спиричуэлса. На культуру Бразилии и некоторых стран Карибского бассейна повлияла музыка рабов-йоруба из Нигерии[30].

Латинская Америка

Жанровая дифференциация

Задолго до возникновения письменных музыкальных традиций из различных форм и типов первобытного синкретизма (обрядовые действа, игры, песне пляски в сопровождении музыкальных инструментов и другие) сформировались и развились самостоятельные жанры народной музыки — песенные, инструментальные и танцевальные[33]. Игра на музыкальных инструментах, песни и танцы находятся в тесной связи между собой, за редким исключением – в Лесото, например, песни делятся на ка маото (сопровождающие танцы) и хо энгое (песни без движений, исполняющиеся во время обряда инициации, а также колыбельные, поминальные и др.)[30]. Исключение составляют также пигмеи Центральной Африки, у которых инструментальная музыка, как отдельный вид искусства, практически не существует[30].

Тематическая дифференциация

Музыкальные жанры можно распределить также по трём универсальным категориям содержания. Это эпос(героическое повествование о прошлом), лирика (повествование, основанное на личном чувственном отношении) и драма (повествование с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода)[34]. Наиболее распространённый жанр вокальной народной музыки — это народная песня[35]. Так, в русской народной музыке, к эпическим песенным жанрам относятся: былина, сказ, скоморошины и небылицы, некоторые духовные стихи, баллады, исторические песни. А к лирическим: песни о любви — счастливой и неразделённой, трагической, протяжные песни, «страдания»,городские песни и канты.

Правило

Народная музыка, музыкальный фольклор[1] — музыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение[2]. Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям (как устным, так и письменным), то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень)музыкального искусства[2]. Одна из главных ветвей, которую обычно сравнивают с музыкой популярной и академической[3]. Существует также определение термина «народная музыка» — традиционная музыка отдельно взятого народа или культуры[4].

Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) был одним из первых учёных, описавших народную музыку с теоретической точки зрения. Он, как и другие ранние исследователи, указывали на прямую связь между народной музыкой и природой. В XIX веке народная музыка считалась если не «музыкой природы», то, по меньшей мере, природной, естественной музыкой, не подверженной городским влияниям. Исследователи того времени рассматривали в основном следующие вопросы: существует ли связь между классической и народной музыкой, а также обнаруживаются ли следы происхождения и форм народной музыки в языке или движении. Наибольшее значение в осмыслении народной музыки имели музыкально-этнографические исследования, проведенные под руководством американского филологаФренсиса Джеймса Чайлда (1825–1896) в Великобритании и венгерским композитором и фольклористом Белой Бартоком (1825–1945) в странах Восточной Европы[3].

Традиционная народная музыка

Пение купальских песен. Малороссия, 1879

Альтернативная классификация - student2.ru

Певец-сказитель Остап Вересай. 1873

Традиционная народная музыка, в основном создающаяся сельским населением, длительное время сохраняет относительную самостоятельность и в целом противостоит профессиональной музыке, принадлежащей более молодым, письменным традициям[2]. Однако профессионализм характерен не только для письменных музыкальных традиций, устное профессиональное музыкальное искусство возникло внутри народного творчества как его органичная часть, в том числе у народов, не имевших самостоятельного, отделённого от фольклора профессионального искусства в европейском понимании этого слова (например, у казахов, киргизов, туркмен)[2]. Существуют также устные профессиональные культуры, в определённой мере противопоставляемые фольклорной традиции (например, индийские раги, иранские дестгахи, арабские макамы).

Можно выделить три основных этапа в эволюции музыкального фольклора:

  1. древнейшая эпоха, истоки которой уходят в глубь веков, а верхняя историческая граница связывается со временем официального принятия той или иной государственной религии, сменившей языческие религии родоплеменных сообществ;
  2. средневековье — время складывания народностей и расцвета традиционной народной музыки;
  3. современная эпоха; для многих народов связана с переходом к капитализму, с ростом городской культуры, зародившейся ещё в средневековье. Интенсифицируются процессы, происходящие в народной музыке, ломаются старые традиции, возникают новые формы творчества.

Данная периодизация не универсальна. Например, арабской музыке не известно столь определённое различие крестьянской и городской традиций, как европейской; типично европейская историческая эволюция народной музыки — из деревни в город, в латиноамериканской музыке «перевёрнута», так же как европейским межнациональным фольклорным связям — от народа к народу — здесь соответствует специфическая связь: европейские столицы — латиноамериканский город — латиноамериканская деревня[2].

Народная и фолк-музыка в XXI веке

Современная народная музыка

Англоязычный термин Современная народная музыка (англ. Contemporary folk music — фолк-музыка) относится к исполнителям народной (обычно американской и английской) музыки, появившимся после успеха Боба Дилана в 1960-х. Во многом благодаря ему исполнители народной музыки изменили свой подход к производству музыкальных произведений, созданию записей для тиражирования[5][6].

Современная народная музыка исполняется как образованными музыкантами-профессионалами, так и любителями. Технический прогресс и СМИ совершенно изменили способ, которым народная музыка создаётся, познаётся, распространяется и используется как музыкантами, так и публикой, поэтому она отличается от академической и популярной музыки скорее по функции, чем по средствам выражения (её исполняют скорее для собственного удовольствия, она не является основным видом деятельности для музыканта).[3] В отличие от традиционной, «современная народная музыка» не является исключительно акустической[7].

Современная народная музыка, в отличие от поп-музыки, не нацелена на широкую публику и широкую коммерческую выгоду. Основное её отличие от поп-музыки в том, что она опирается на народные традиции и в первую очередь создается из побуждения сохранения этих традиций.[8]. Тем не менее, некоторые её направления имеют свои явно коммерческие формы, однако это относится скорее к сплаву народной и популярной музыки[9]. Одним из первых коммерческих стилей народной музыки стал фолк-ривайвл (англ. folk revival).

Фолк-ривайвл

Альтернативная классификация - student2.ru

Джоан Баэз и Боб Дилан в 1963 году.

Фолк-ривайвл (от англ. folk revival «народное возрождение») — музыкальный стиль в рок-музыке, основанный на народных песнях и имеющий яркое выраженную гражданскую направленность. Возник и распространился в конце 50-х — начале 60-х годов XX века[10][неавторитетный источник? 797 дней]. В 1958—1965 гг. американская народная музыка занимала высокие места в музыкальных хит-парадах. Хиты были в основном созданы музыкантами-профессионалами или полупрофессионалами (а не «народом»), и часто просто в народном стиле (англ. watereddown). Тем не менее, фолк-ривайвл оказал глубокое влияние на будущее поп-музыки и кантри[11].

На Западе фолк-музыка вошла в мейнстрим в 1960-х, создав таким образом новую форму популярной народной музыки, которую обычно обозначают термином «(второй) фолк-ривайвл». Наиболее общее название для этой новой формы — «современная народная музыка» (англ. contemporary folk music) или «музыка народного возрождения» (англ. folk music revival), чтобы показать отличие от традиционной музыки[9].

В то время как Романтический национализм имел большое влияние на академическую музыку, «второй фолк-ривайвл» более позднего 20-го века породил новый жанр популярной музыки[источник не указан 848 дней] с исполнителями, реализующими свои записи, концерты и телерадиовещание. Важнейшими американскими исполнителями, появившимися в период с 1940-х до начала 1960-х, являются Вуди Гатри, Пит Сигер, Джоан Баэз иБоб Дилан. В Великобритании фолк-ривайвл породил поколение авторов-исполнителей, таких как Донован, Берт Дженш, Ральф Мактелл и Рой Харпер, достигших успеха в 1960-х. В Канаде появляются всемирно успешные Гордон Лайтфут, Леонард Коэн, Джони Митчелл и Баффи Сент-Мари.

Период с середины 1960-х до начала 1970-х был связан с большими изменениями в музыке, политике и образе жизни. Народная музыка также претерпела скачок развития и диверсификации. Основные изменения коснулись наиболее признанных исполнителей, таких как Боб Дилан, Джоан Баэз, Джуди Коллинз, The Seekers и Peter, Paul and Mary, путём создания новых смешанных стилей с рок- и поп-музыкой. Канадские исполнители Гордон Лайтфут, Леонард Коэн, Брюс Кокбёрн и Джони Митчелл также переходят на смешанные стили и пользуются большой популярностью в США. Всё это приводит к формированию новых стилей, таких как фолк-рок, фолк-поп и прочих.

Альтернативная классификация

Английский термин world music (рус. мировая музыка) возник в конце 20-го века для обозначения незападныхмузыкальных традиций (то есть не относящихся к Северной Америке и Великобритании)[12], однако приобрёл впоследствии более широкое значение. World music включает как традиционную, так и просто локальную музыку(например местную поп-музыку)[13][14], происходящую из разных регионов мира, а также смесь разных традиций. При этом такие жанры, как регги или латин-поп, выделяют в обособленные жанры в виду своих масштабов, а всё остальное, от китайского до африканского фолка, классифицируют как world music[12]. Иногда под термином world music подразумевают всю музыку мира, однако в таком понимании он становится бессмысленным[15][16]. В отчёте оglobalFEST 2014 года Anastasia Tsioulcas из National Public Radio заявила, что термин world music является ужасно проблематичным, который не удовлетворяет абсолютно никого[17].

Тем не менее, термин world music, несмотря на свою неоднозначность, остаётся широко употребляемым, удобным при классификации смеси разных традиций и включает в себя следующие стили:

  1. уорлд-фьюжн (англ. world fusion) — world music с влиянием джаза[18];
  2. уорлдбит (англ. worldbeat) — world music с влиянием западной поп- и рок-музыки[19];
  3. этник-фьюжн (англ. ethnic fusion) — world music с влиянием электронной музыки[20].

Наши рекомендации