Сказка четвертая — о звуке И
Жил-был звук Я. Рот у интересного и привлекательного звука Я всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «И, И, И».
Иногда звук Я играл на свирели. И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко:
- Й_ И И И__, Й_ И И И__.
И низко:
- ЙИЙИЙИ И_.
И протяжно:
- И_ И_ И__.
И отрывисто:
- ИИ и и й, ИИ иии.
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука И песню о Чижике-пыжике:
- ИИ ИИ ИИЙ_, ЙИ Иии ИИ Й_.
Когда звук И прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. Как звучали песни звука И? (Игриво.)
3. Почему песни звука И всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался.)
4. На каком музыкальном инструменте играл звук И? (На свирели.)
5. Как могут звучать мелодии звука Я? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто.)
6. Исполни все мелодии звука И. (И И, И , и и и.)
7. Какую песню в исполнении звука И любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.)
8. Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук И, мелодию прохлопай. (ЙИ ЙИ ИИЙ_, ЙИ ИииЙИЙ.)
Сказка пятая — о звуке Э
Жил да был звук Э. Звук Э всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «Э, Э, Э».
Звук Э задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук Э был известен и тем, что любил петь протяжные песни:
— э э э , э э э .
Больше других ему нравилась такая песня:
э э э э э э
э э э э э э,
э э э э э э
э э э э э э.
Так и жил звук Э: задавал вопросы, и получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. В каком положении всегда находился рот и язык у звука Э? (Рот приоткрыт, язык приподнят.)
3. Какие вопросы задавал звук Э7 (Это что? Это зачем? Это почему?)
4. Какие песни пел звук Э? (Протяжные.)
5. Спой и прохлопай мелодию протяжной песни. (Э_Э_Э_, Э_Э_Э_.)
6. Исполни песню, которая больше других нравилась звуку Э. (Э Э Э_ Э Э Э__ Э Э Э Э Э_Э_.)
7. Как пел звук Э? (Приоткрывая рот и приподнимая язык.)
Сказка шестая — о звуке Ы
Жил-был звук Ы. Известен был звук Ы своим низким голосом. Звучал его голос низко-принизко оттого, что пел звук Ы, немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «Ы, Ы, Ы».
Звук Ы умел петь и протяжно:
- Ы_ Ы_ Ы_
И отрывисто:
- Ы Ы ы ы ы.
Иногда звук Ы играл на барабане:
- ыыыыы ы, ыыыыы ы.
Иногда — пел тихие колыбельные песни:
- Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_, Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы_.
Звук Ы жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.
Вопросы и задания
1. О каком звуке эта сказка?
2. Чем был известен звук Ы? (Низким голосом.)
3. Почему у звука Ы был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком.)
4. Как умел петь звук Ы? (Протяжно, отрывисто.)
5. Спой протяжную и отрывистую песню звука Ы, прохлопай мелодии. (Ы Ы Ы , Ы Ы ы ы ы.)
6. На чем иногда играл звук Ы? (На барабане.)
7. Прохлопай и спой мелодию, которую звук Ы исполнял на барабане. (Ы Ы Ы Ы Ы Ы, Ы Ы Ы Ы Ы Ы.)
8. Какие песни иногда пел звук Ы? (Тихие, колыбельные.)
9. Спой колыбельную песню звука Ы. (Ы Ы Ы Ы Ы_Ы Ы__, ...)
10. Как всегда улыбался звук Ы?
Сказка «Живые звуки»
Часть I
Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер: А — радостный и веселый, У — угрюмый, задумчивый, О — очень любил всему удивляться, И — игривый, улыбчивый, Э — медлительный, рассудительный, Ы — самый серьезный и хмурый.
Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько — высоко:
- А, У, О, И, Э, Ы.
И низко:
- А, У, О, И, Э, Ы.
По одному и парами:
- АУ, ОИ, ЭЫ.
По трое:
- АУО, ИЭЫ.
И хором:
- АУОИЭЫ.
Ходили звуки по свету и голосисто пели. За это их стали называть ГЛАСНЫМИ и красные рубашки подарили.
Но однажды задумались звуки:
- Как же так, — говорит А, — у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей — у кого дупло, у кого берлога, — поддержал У.
- О, и у каждой птички есть гнездо, — подхватил О.
- И люди в домах живут, — тихонько заметил И.
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, — возмутились Э и Ы.
Подумали-подумали да и начали дома мастерить. А да И нашли по три палочки. А сделал шалаш с перекладиной. И к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
У и Ы взяли по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
О увидело колесо, оно ему и подошло. Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился — домик появился и у него.
Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть БУКВАМИ.
У звука А — домик-буква А, у звука У — домик-буква У, у звука О — домик-буква О, у звука И — домик-буква И, у звука Э — домик-буква Э, у звука Ы — домик-буква Ы.
С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.
Часть II
Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «Й Й Й Й...» Смотрят — какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «Й... Й... Й...»
Прислушался И и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали И-кратким, потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.
Слушали-слушали звуки и наконец поняли — это И-краткий в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же И-краткого петь научить.
Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...
Для начала домик ему построили — такой же, как у его родственника, звука И, но с козырьком, для отличия. Домик И-кратпкого назвали буквой И-краткой.
Обрадовался И-кратпкий, благодарит всех за домик-букву:
- Й ..., Й .., Й...
Поселился И-кратпкий в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать:
- Й..., Й ..., Й
Слушал-слушал А, да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем.
Ты начинай, а я подхвачу.
И-кратпкий согласился, и они запели:
- ЙА, ЙА, ЙА.
- У вас здорово получается, — задумчиво протянул У, — ну а сомной петь будешь? — обратился он к И-краткому.
- Буду, — ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
- ЙУ, ЙУ, ЙУ.
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, — попросил О. -Пожалуйста.
- ЙО, ЙО, ЙО, — полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, — рассудил Э, — споем вместе, — предложил он И-краткому.
Следующая песня звучала так:
- ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ.
Радуется И-краткий: поет с А — получается «ЙА, ЙА, ЙА», поет с У — получается «ЙУ, ЙУ, ЙУ», поет с О — получается «ЙО, ЙО, ЙО», поет с Э — получается «ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ».
Опечалены были только И да Ы.
- Мило, очень мило, — вздыхал И, слушая пение друзей, — хотелось бы мне спеть с И-кратким, но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с И-кратким тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, — горевал Ы.
Так сидели они, слушали песни: «ЙА», «ЙУ», «ЙО», «ЙЭ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы И-краткий мог выступать с концертами со звуком А, со звуком У, со звуком О, со звуком Э.
Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой Я, в нем И-краткий стал петь со звуком А.
Второй домик назвали буквой Ю, в нем И-краткий стал петь со звуком У.
Третий домик назвали буквой Ё, в нем И-краткий стал петь со звуком О.
Четвертый домик назвали буквой Е, в нем И-краткий стал петь со звуком Э.
Так до сих пор и поют в домиках-буквах Я, Ю, Ё, Е.
А звук И-краткий за то, что согласился петь с гласными, стали называть согласным, да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у И-краткого действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.
Пели звуки много — и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а И-краткий — в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.
Вариант окончания сказки для дошкольников
Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета.
Все остальные звуки — согласные:
o мягкиесогласные обозначаются зелеными кружками,
o твердые согласные — синими.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!
Вариант окончания сказки для школьников
Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть
Гласных букв десять. (В четырех буквах-домиках: Я, Ю, Ё, Е поет И-краткий дуэтом, т. е. вдвоем? С гласными А, У, О, Э.)
Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются СОГЛАСНЫМИ. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие — зеленый, согласные твердые — синий.
Вот и сказочке конец, кто запомнил — молодец!
Приложения
Приложение 1 Образцы таблиц
Демонстрационные таблицы для чтения слогов изготавливаются по типу наборного полотна с «прозрачными карманами», в которые вставляются буквы (размер «карманов» зависит от размера карточек с буквами).
Таблица 1 — для чтения прямых и обратных слогов.
Таблица 2 — для чтения слогов с твердыми и мягкими согласными звуками.
Такие таблицы позволяют не только развивать навык слогового чтения, но и проводить игры на развитие зрительного и слухового внимания: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Найди ошибку» и другие, т.к. буквы можно вынимать, менять местами, частично закрывать. Игры способствуют закреплению образов букв, развитию интереса к чтению. (Таблицы можно использовать и в работе по автоматизации и дифференциации звуков.)
Приложение 2 Игра «Эхо»
Вариант 1
Цели: закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний), а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:
[А], [У]-... | [У],[А],[Ы]-... |
[И], [О] - ... | УА, ЫИ -... |
[И], [О], [Э] -... | ЭИ, АО -... |
Вариант 2
Цели: автоматизировать звук (например звук [С]), развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд слогов (слов), а дети повторяют их в той же последовательности.
СА—СО—СУ— ...
СУ—СА—СЫ—...
АС—ИС—УС —...
СЫ—СА—СО—СУ — ...
СУ—СО—СЫ—СА — ...
ЭС—АС—УС—ИС —...
СА—ИС—СО —...
ОС—УС—СЫ —...
СО—АС—СУ— ...
САД—САНИ—САМОЛЕТ — ...
СОМ—НОС—УСЫ — ...
ОСА—КОСА—ВЕСЫ — ...
СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …
Вариант 3
Цели: дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р]), закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).
ЛА—РА — ...
АЛ—АР—АЛ — ...
РЫ—ЛЫ — ...
ИЛ—УР—ОЛ — ...
РА—ЛА—РА — ...
ИЛ—АР—ЛУ — ...
ЛЫ—РЫ—ЛО — ...
РА—ИЛ—РЫ — ...
АЛ—АР — …
ОР—УЛ — ...
РЫБА—ЛУЖА — ...
ЛОДКА—РАМА — ...
РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ — ...
ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА — ...
КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО — ...
АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА — ...
РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК — ...
РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК — ...
Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Ребята, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Ребят», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Ребята» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.
Приложение 3. Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха
«Услышишь — хлопни».
Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.
«Кто больше?»
Цели: развивать фонематические представления, слуховое внимание.
Ход игры-соревнования. Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)
«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»).
Цели: развивать фонематические представления, внимание.
Ход игры. Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.
«Нужное слово».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ.
Ход игры. По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
«Зоркий глаз»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.
Ход игры. Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, определить его место в слове.
«Чудесный художник»
Цели: развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.
Ход игры. Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука (СНОСКА: Обозначение звуков см. в цветном приложении).
«Запоминайка».
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из двух слов, далее их количество постепенно увеличивается (три, четыре, пять и т. д.), например:
сад—сани
сок—шок
сумка—суп—сапоги
шапка—сын—шуба
При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.
«Бусы»
Цели: развивать фонематические представления, анализ, слуховое внимание, память.
Ход игры. После слов ведущего:
- Рассыпались бусы... Мы их соберем, Нанижем на нитку И слово найдем. — участники игры по цепочке произносят слова-«бусинки» на определенный звук (без повторов), например:
на звук [Р] — радуга—ракета—каравай—пар—рука — ... на звуки [Р]—[Л] — рак—лампа—нора—лук—рыба—мыло — ...
«Повтори и прибавь»
Цели: развивать слуховое внимание, память.
Ход игры. Первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т. д. Каждый участник увеличивает ряд на одно слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук [Ж] —
жук
жук, жаба
жук, жаба, ужи
жук, жаба, ужи, ежи и т. д.
«Сложи звуки».
Цели: развивать фонематический синтез, слуховое внимание, память.
Ход игры. Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: [П], [А] - ПА; [Н], [О], [С] - НОС.
«Скажи наоборот».
Цели: развивать фонематическое восприятие, фонематические представления, анализ и синтез, слуховое внимание и память.
Ход игры. Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
1 вариант — с гласными звуками А, У — У, А И, О —...(О, И) У, О, А — А, О, У Э, Ы,И—... (И,Ы, Э)
2 вариант — с твердыми согласными звуками
ПА — АП | АП — ПА |
ПО — ...(ОП) | ОП—...(ПО) |
ПУ — ... (УП) | ЫП — ... (ПЫ) |
ПЭ— ...(ЭП) | УП—...(ПУ) |
ПЫ — ... (ЫП) | ЭП — ... (ПЭ) |
3 вариант — с твердыми и мягкими согласными звуками
ПА — ПЯ | ПЯ — ПА |
ПУ — ... (ПЮ) | ПИ — ... (ПЫ) |
ПЭ—...(ПЕ) | ПЮ—...(ПУ) |
ПО—...(ПЁ) | ПВ— ...(ПО) |
ПЫ — ... (ПИ) | ПЕ — ... (ПЭ) |