Пальчиковая игра «пирожки и плюшки»

Педагог.

Мама пироги печет.

Заинька не отстает,

«Печь пирожки» — сверху то одна ладошка, то другая.

Пальчики стараются,

Плюшки получаются.

На дощечке нет уж места,

Развести руками в стороны.

Мама снова месит тесто.

— Отдохни, — сказала мама.

«Месить тесто», сжимая пальцы в кулак то на одной руке, то на другой.

Заинька твердит упрямо:

Отрицательно качать головой.

— У слоненка день рожденья,
Очень любит он печенье,

Прижать ладони друг к другу.

Рыбку любит кошка,

Волнообразные движения кистями рук.

Бублики — Матрешка.

Соединить большие и указательные пальцы.

Все я это испеку,

«Печь пирожки».

Только не жалей муку.

(В. Мирясова)

Вот и вечер. Значит, ужин

Моему зайчонку нужен.

Дам ему томатный сок,

Испеку еще блинок.

Дети рассказывают русскую народную потешку, сопровождая речь движениями

Дубы-дубочки,

Пеку блиночки,

Ритмично хлопать так, чтобы то одна, то другая рука была сверху.

Блиночки горячи,

Не хотят сидеть в печи,

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною.

За окном темным-темно,

Зайке спать пора давно.

— Перед сном умойся, милый!

Вот зубная щетка, мыло,

Ванна с пеной ароматной,

В ней плескаться так приятно!

Будет всюду чистота —

От ушей и до хвоста!

Самомассаж тела «Мочалочка»

Педагог.

Трем рукой-мочалочкой

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Поглаживание и растирание ступни, голени и бедра в поло­жении сидя.

Пятки и носочки —

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Ножку до коленочка —

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Мы помоем чистенько —

Вверх-вниз, вверх-вниз.

А бедро разотрем —

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Отдыхать пойдем —

Вверх-вниз, вверх-вниз.

(по Е. Сайкиной, Ж. Фирилевой)

На ночь заиньке-зайчишке

Я всегда читаю книжки.

— Ты послушай, зайка, сказки,

А потом закроешь глазки.

Кто не вертится в кроватке,

Сон увидит сладкий-сладкий.

Релаксация

Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под зву­чание «Колыбельной».

Занятие 30. «На лесном перекрестке»

Оборудование: игрушки — сорока, лисичка, мишка, зайчик, лягушонок, кот-милиционер, мышонок; детские машины, ве­лосипед, самокат; бубен; три круга — красный, желтый, зеле­ный («светофор»); колечки — по одному каждому ребенку; кас­сета «Волшебство природы» из серии «Нарру bаbу».

Ход занятия

Педагог. Вылетела сорока из гнезда и понесла новость по всему лесу.

1. Массаж биологически активных зон «Сорока»,проговаривая чистоговорку (см. занятие 28)

Закричала сорока:

Хором.

Тра-та-та, тра-та-та!

По лесу пошла молва:

Нынче солнце золотое

В небе водит хоровод

И на праздник на весенний

Лесных жителей зовет!

Сообщила сорока новость и дальше полетела.

2. Дети рассказывают стихотворение «Сорока»,сопровождая
речь движениями (см. занятие 15)

Педагог. Услышали звери про праздник и поспешили на лесную поляну. Кто же первым до нее доберется?

Под кустом, под кустом

Кто-то с рыженьким хвостом.

Это хитрая лисичка,

Под кусточком лисий дом.

— Чтоб на праздник добраться быстрее,

На велосипед я сяду скорее! — говорит лисичка.

3. Ребята проговаривают чистоговорку, ритмично отхлопывая ритм(авторская разработка)

Хором.

Ед-ед-ед — где же мой велосипед?

Хлопки в ладоши.

Да-да-да — быстрая езда.

Скользящие удары ладонями друг о друга («тарелочки»).

Али-али-али — нажимаю на педали.

Поочередные хлопки по коленям.

Аль-аль-аль — быстро мчусь я вдаль.

Удары по коленям одновременно двумя руками.

Педагог. Мишка тоже собирается на праздник. Мишка говорит:

Сшила мама мне штаны

Небывалой ширины.

Я на праздник попаду,

Только стрелки наведу.

Смотрите, как мишка старается, гладит новые штаны, даже язычком и губами себе помогает.

4. Логопедическая гимнастика(на стимуляцию движений нижней челюсти)

1) Упражнение. Опускание нижней челюсти с максималь­ным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произне­сением звука «а» на твердой атаке.

2) Упражнение. Выдвигание нижней челюсти вперед при зак­рытом рте.

3) Упражнение. Выдвигание нижней челюсти вперед при от­крытом рте, губы в улыбке.

4) Упражнение. Движение челюсти вправо-влево при закры­том рте.

5) Упражнение. Движение челюсти вправо-влево при откры­том рте.

Педагог.

Раз — штанина, два — штанина.

Ну, теперь пора в машину.

А машина уже ждет медвежонка.

5. Фонопедические упражнения «Машина»по методу В. Емельянова (авторская разработка)

Хором.

Бр-р-р! — ворчит мотор.

Бр-р-р! — где мой шофер?

Бр-р-р! — урчит машина.

Слова произносятся как можно более низким голосом, при проговаривании слова «Бр-р-р!» ощущать вибрацию губ.

Бр-р-р! — проверь-ка шины!

Р-р-р! — бегу, бегу!

Р-р-р! — бензин налью.

Произносить текст фальцетом на одном дыхании.

Р-р-р! — проверю шины.

Р-р-р! — сажусь в машину.

Педагог.

Под березкой маленькой

Притаился заинька.

— Ты чего боишься, зайка?

Ну-ка, зайка, вылезай-ка! —

Папа зайке самокат

Подарил. А зайчик рад!

Встал зайчонок на самокат и поехал на нем на лесную полянку.

Быстро катит самокат

То вперед, а то назад.

6. Подвижная игра «Самокат»(на внимание)

Под подвижную музыку дети бегут по кругу друг за другом, на удар бубна поворачиваются и продолжают бег в другую сторону.

Педагог. Только у лягушонка нет ни машины, ни самоката. Попросил он лисичку подвести его на велосипеде. А у нее вело­сипед какой? Правильно, трехколесный. На нем второго сиде­нья нет. Лисичка и не смогла подвезти лягушонка, одна уехала. Говорит лягушонок:

Не хочет никто лягушонка везти,

Придется пешком мне на праздник идти.

Поскакал лягушонок прямо по дороге, по которой машины ходят.

Динамическое упражнение

Педагог.

Прыг-скок! Прыг-скок!

То вправо, то в бок.

Прыжки вправо-влево в чередовании с пружинистыми при­седаниями.

Мне мама сказала: «Малыш, берегись

Прыжки на двух ногах на месте.

И вовремя в наше болото вернись!»

Прыг-скок! Прыг-скок!

А правила я не хочу соблюдать.

Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Я буду по самой середке скакать!

Прыг-скок! Прыг-скок!

8. Игра-импровизация(действие обыгрывается на игрушках)
Педагог. Скачет лягушонок по дороге. А тут из-за угла выезжают лисичка на... (велосипеде), медвежонок на... (машине), зайчонок на... (самокате). Свернула лисичка в сторону, чтобы не сбить лягушонка, — погнула спицы у велосипедного колеса. Затормозил резко зайчик — сам упал, лапку ушиб. А мишкина машина врезалась в дерево. Вот какая авария из-за лягушонка получилась! Почему? (Ответы детей.) Правильно, лягушонок нарушил пра­вила дорожного движения. Посередине дороги нельзя ходить. Если
нет тротуара, можно идти только по краешку дороги и навстречу
машинам, чтобы видеть их, и, если надо, успеть сойти на обочину.

Пришел тут лесной милиционер — кот. Починил он колесо у велосипеда, перевязал лапу зайчику, помог мишке машину на дорогу вывезти. А лягушонка кот научил переходить через доро­гу по сигналу светофора.

Заучи закон простой:

Красный — ясно, путь опасный!

Желтый — тоже подожди!

А зеленый впереди — проходи!

Подвижная игра «Светофор»

Педагог показывает круги красного, желтого и зеленого цвета, дети имитируют переход в соответствии с показаниями «светофора».

Педагог. Кот говорит:

На посту я в ночь и в полдень,

И зимою, и весной,

Чтобы был порядок полный

На дороге на лесной.

Я скажу вам, братцы, сразу:

Знает весь лесной народ —

От внимательного глаза

Нарушитель не уйдет.

Наши рекомендации