Дети рассказывают русскую народную потешку, сопровождая ее движениями
Хором.
Киска, киска, киска, брысь!
Качают головой вправо-влево, на слово «брысь!» делают руками отталкивающее движение от себя.
На дорожку не садись!
Грозят пальцем.
Наша деточка пойдет,
Ходьба на месте.
Через киску упадет!
На последний слог присесть.
Педагог.
Стала петь мышонку кошка:
— Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
— Голосок твой так хорош!
Очень сладко ты поешь! —
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать...
Занятие 25. «Сказка об умном мышонке»
(по мотивам сказки С. Маршака)
Оборудование: иллюстрации к сказке — кошка, мышонок, хорек, белки, ежик, лягушка, сова, мышка-мама; колокольчик, платок; маски кошки, мышонка, совы.
Ход занятия
Мимическое упражнение
Педагог.
Унесла мышонка кошка
И поет: — Не бойся, крошка.
Дети передают мимикой различные эмоции: притворную ласку, испуг, уговаривание, отрицание, хитрость, задор.
Поиграем час-другой мы
В кошки-мышки, дорогой. —
Перепуганный спросонок,
Отвечает ей мышонок:
—В кошки-мышки наша мать
—Не велела нам играть. —
—Мур-мур-мур, — мурлычет кошка, —
—Поиграй, дружок, немножко. —
А мышонок ей в ответ:
— У меня охоты нет.
Поиграл бы я немножко,
Только пусть я буду кошкой.
Ты же, кошка, хоть на час
Мышкой будь на этот раз! —
Засмеялась кошка Мурка:
— Ах ты, дымчатая шкурка!
Как тебя ни называть,
Мышке кошкой не бывать. —
Говорит мышонок Мурке:
— Ну, тогда сыграем в жмурки!
Завяжи глаза платком
И лови меня потом. —
Завязала кошка глазки,
Но глядит из-под повязки,
Даст мышонку отбежать,
И опять бедняжку — хвать!
Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком»
Дети встают в круг, внутри которого находятся «мышонок» с колокольчиком и «кошка» с завязанными глазами. «Мышонок» бегает и все время звонит в колокольчик, «кошка» старается его поймать.
Педагог.
Говорит он хитрой кошке:
—У меня устали ножки,
—Дай, пожалуйста, чуть-чуть
Мне прилечь и отдохнуть.
—Хорошо, — сказала кошка. —
—Отдохни, коротконожка,
—Поиграем, а затем
Я тебя, голубчик, съем.
Стал мышонок отдыхать, усталые ножки массажировать.
3. Массаж ступни и пальцев ног
Педагог.
Пальчики на ножках,
Дети (босиком) массируют, «вращают» руками пальчики на ногах.
Как на ладошках.
Я их смело покручу
И шагать научу.
Разведу вперед-назад
Один палец тянуть рукой на себя, другой — от себя.
И сожму руками.
Здравствуйте, пальчики,
Сжимание ладонями пальцев ног.
Гномики лесные!
Здравствуйте, пальчики,
Игрушки заводные!
(Ж. Фирилева, Е. Сайкина)
Кошке — смех, мышонку — горе...
Но нашел он щель в заборе,
Сам не знает, как пролез.
Был мышонок — да исчез!
Гимнастика для глаз
Педагог.
Вправо, влево смотрит кошка:
Смотреть глазами вправо-влево, вверх-вниз.
— Мяу-мяу, где ты, крошка? —
А мышонок ей в ответ:
— Там, где был, меня уж нет! —
Покатился он с пригорка,
Видит: маленькая норка.
В этой норке жил зверек —
Длинный, узенький хорек.
Острозубый, остроглазый,
Был он вором и пролазой.
И бывало, каждый день
Крал цыплят из деревень.
5. Динамическое упражнение «Хорек»
Педагог.
Хомка-хомка, наш хорек,
Повороты корпуса вправо-влево, руки на поясе.
Юркий маленький зверек.
Хомка раненько встает,
Поднять руки вверх, потянуться за ними.
Щечки моет, шейку трет.
Погладить ладонями щеки и шею.
Подметает хомка хатку
Имитировать подметание пола.
И выходит на зарядку.
Ходьба на месте.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
Сжать пальцы в кулаки, сгибать руки к плечам и разгибать их.
Х-х-х...
Поставить руки на ребра, вдохнуть, не поднимая плеч, и на выдохе продолжительно произносить звук «х-х-х...».
Вот пришел хорек с охоты.
Гостя спрашивает: — Кто ты?
Коль попал в мою нору,
Поиграй в мою игру.
— В кошки-мышки или в жмурки? —
Говорит мышонок юркий.
— Нет, не в жмурки. Мы, хорьки,
Больше любим в «уголки».
— Что ж, сыграем, но сначала
Посчитаемся, пожалуй.
Массаж пальцев
Хором.
Я — зверек,
И ты — зверек,
Я — мышонок,
Поочередно массировать пальцы на левой руке, начиная с большого. При повторении считалки массировать пальцы на правой руке.
Ты — хорек,
Ты хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот вышел вон!
Педагог.
—Стой! — кричит хорек мышонку
И бежит за ним вдогонку.
А мышонок — прямо в лес
И под старый пень залез.
Стали звать мышонка белки:
—Выходи играть в горелки!
—У меня, — он говорит, —
Без игры спина болит.
Тогда белочки стали играть сами.