ПРИРОДА «Как животные и растения защищаются»
Задачи.Познакомить детей с некоторыми способами защиты животных и растений, развивать логическое мышление, подводить к пониманию отдельных причинно-следственных связей.
Предварительная работа.Дети вместе с воспитателем ищут в уголке природы, экологической комнате или зимнем саду примеры защитных свойств растений и животных.
На прогулке воспитатель обращает внимание детей на растения с колючими ветками, дети по очереди, под присмотром взрослого, очень аккуратно дотрагиваются до колючек, чтобы убедиться, что они острые.
Если в детском саду есть мультфильм или видеофильм о животных, растениях, которые обсуждаются во время занятия, они просматривают соответствующие фрагменты.
Материалы, инструменты, оборудование.Лист зеленой бумаги, рисунки ежа, дикобраза, силуэты кузнечика, гусеницы, божьей коровки, лягушки, живой кактус.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель показывает детям картинку с изображением солдат в камуфляжной форме. Спрашивает их, как они думают, почему эта одежда такого цвета. Затем педагог говорит, что у многих животных «одежда» почти такого же цвета,
как и то место, где они прячутся. Воспитатель берет лист зеленой бумаги и накладывает на него сначала зеленые, а потом красные силуэты кузнечика и лягушки. Задача детей — определить, животные какого цвета будут незаметны на зеленом листе бумаги. Воспитатель подчеркивает, что зеленый кузнечик или зеленая лягушка незаметны среди зеленой травы, особенно, когда они сидят неподвижно. Воспитатель вместе с детьми вспоминает, какие звери и птицы меняют на зиму цвет своей одежды на белый (в средней полосе заяц, а в северных районах — белая куропатка). Дети вспоминают, для чего этим животным зимой нужна белая шубка из меха или перьев. Воспитатель делает вывод: белый цвет тоже помогает защищаться, делает их незаметными на снегу.
Затем воспитатель показывает божью коровку, спрашивает, как называется этот жучок, кто и где его видел, легко ли заметить это насекомое. Может быть, его так же трудно заметить, как и кузнечика в траве? Воспитатель прикладывает силуэт божьей коровки на лист зеленой бумаги, дети определяют, заметна она или нет, и обсуждают, почему же божья коровка не прячется от своих врагов. Воспитатель напоминает детям, что это насекомое выделяет желтые капельки. Эти капельки такие горькие, жгучие, что, если случайно возьмешь в рот пальчик, которым трогал жучка, во рту станет горько. Тот, кто попробует скушать этого жучка, сразу поймет, что он невкусный, и в следующий раз уже не станет ловить его на обед. Так что божья коровка защищается с помощью горькой капельки.
Воспитатель спрашивает детей, как они играют в прятки. (Дети прячутся, чтобы их не заметил водящий.) Воспитатель объясняет, что животные тоже прячутся, например, чтобы их не нашел тот, кто на них охотится. Что дети делают, когда спрячутся — прыгают в своем укромном месте или сидят неподвижно? (Сидят неподвижно, стараются не шевелиться.) Воспитатель объясняет, что некоторые животные тоже стараются не шевелиться, замирают, когда видят, что их кто-то может съесть.
Воспитатель показывает детям рисунки ежа и дикобраза и спрашивает, легко ли взять в руки этих животных. Почему нет? Воспитатель объясняет, что они защищаются с помощью игл. У ежа иглы покороче, а удикобраза подлиннее. От кого защищается еж? (От лисы, волка.) Что делает еж, если ему угрожает опасность? (Сворачивается в шар так, что иголки торчат во все стороны, и взять его не за что.) А есть ли растения с колючками? Воспитатель показывает детям кактус, но не дает его трогать. Рассказывает, что из-за колючек кактус едят немногие животные. Говорит о том, что на некоторых деревьях и кустарниках есть колючки (на шиповнике, розах, акации, барбарисе). Значит, иголки и колючки помогают защищаться животным и растениям.
В заключение воспитатель делает выводы, а дети приводят примеры, о которых узнали на занятии: животные могут защищаться по-разному — они бывают такого же цвета, как и то место, где они прячутся; могут выделять невкусные капельки; угрожать колючками, как еж или Дикобраз; некоторые растения защищаются тоже с помощью колючек.
ФЕВРАЛЬ. 23 НЕДЕЛЯ Планирование работы
Направленность педагогической работы.Приближающийся Международный женский день определит содержание педагогической работы с детьми на этой неделе. Воспитатель будет вовлекать детей в беседы об их мамах, побуждать рассказать о них. Чтение художественных произведений обогатит представления детей о разных профессиях женщин, поможет подчеркнуть мамину заботу о детях, вызовет ассоциативные связи со своим опытом взаимоотношений с мамой. Обсуждение на занятии по художественной литературе сказки Прокофьевой «Великие холода» поможет пробудить у детей ответное стремление заботиться о маме, слушаться, не огорчать ее. Некоторые ситуации взаимоотношений мамы и детей смогут быть проиграны в сюжетно-ролевых играх.
Занятия по изобразительной деятельности будут посвящены изготовлению подарков маме. Педагог будет стимулировать желание детей самостоятельно находить изобразительно-выразительные средства для превращения упаковки в вазу для цветов. Цветы, вылепленные руками детей, помогут позже передать образ цветка с помощью красок и кисти.
На прогулках дети будут сравнивать признаки зимы и весны, наблюдать за ветром, растениями и птицами, за появлением первых листочков на срезанных ветках, стоящих в вазе с водой.
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
1день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Развитие речи. «Как люблю я маму». 2. Физкультура № 23.1. Разучивание техники ходьбы на повышенной поверхности. Повторение техники прыжка на дальность. Развитие выносливости: медленный бег до 1,5 мин. | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: упражнение с хоккейными клюшками «Попади в ворота». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. |
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
2 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Математические представления. Занятие №11. 2. Музыка № 23.1. Пение: «Кто мне песенку споет?» муз. Е. Ботярова, ел. Р. Сефа; «Бабушка моя» муз. и ел. Е. Гомоновой; «Песня Аленушки», «Ау», «Заключительный хоровод» (игра-драматизация «Аленушка и лиса» муз. Ю. Слонова). Музыкальная игра-драматизация: работа над сценами «Лиса и Аленушка», «Возвращение домой». | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Пятнашки» (народная игра). Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение сказки М. Пляцковского «Как ослик учился уважать старших». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
3 день | Утро | Разные виды детских игр. |
После завтрака | 1. Познание окружающего мира. «Будни и праздники». 2. Лепка. «Букет тюльпанов». | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: самостоятельные игры с различным инвентарем по желанию (на санках, лыжах, с хоккейными клюшками и т. д.) Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине», беседа с детьми о том, как они заботятся о маме. | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
4 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Рисование. «Цветы в подарок». 2. Музыка № 23.2. Музыкальное движение: «Танец с ленточками» (муз. В.А. Моцарта). Музыкальная игра-драматизация: работа над музыкальной сказкой «Аленушка и Лиса» (муз. Ю. Слонова). |
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры по выбору детей. Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение рассказа М. Потоцкой «Барсун-дук». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
5 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Художественная литература. «Великие холода» (Софья Прокофьева). 2. Физкультура № 23.2. Разучивание техники метания в горизонтальную цель. Упражнение в ходьбе на повышенной поверхности. Развитие гибкости (наклоны, повороты, махи с увеличением амплитуды). | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: упражнение с хоккейными клюшками «Попади в ворота». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение по выбору педагога или желанию детей. | |
Вечер | Игры по инициативе детей. |
Наблюдения в природе.
Наблюдения на прогулке. Если детский сад находится в средней полосе или южных районах, воспитатель напоминает, что заканчивается последний месяц зимы — февраль, и предлагает на прогулках находить признаки зимы и весны. Например, еще не растаял снег, но солнце светит ярко, и день стал длиннее, и т. п. Воспитатель вместе с детьми продолжает наблюдать за снегом (влажный или сухой снег, белый или сероватый, зернистый или нет), ветром, растениями и птицами. На прогулках дети собирают упавшие ветки деревьев, кустарников и приносят их в группу для наблюдения. Срезать ветки специально для организации наблюдений нельзя! Помимо опавших можно использовать ветки, которые остаются после декоративной обрезки растений на улицах.
Наблюдение в уголке природы. Воспитатель напоминает, что на прогулке дети собрали упавшие веточки деревьев, кустарников, уточняет их названия. Дети рассматривают веточки, трогают их, находят бугорки. Воспитатель объясняет, что это — почки, из которых появляются листочки. Воспитатель подчеркивает, что скоро наступит вес-
на, и растения уже готовятся к ней. Как только станет тепло, почки станут увеличиваться, набухать, и из них вылезут маленькие зеленые листики. Воспитатель спрашивает, где сейчас теплее — в комнате или на улице, и, выслушав ответы детей, предлагает поставить веточки в вазу и понаблюдать за тем, что с ними произойдет. Воспитатель ставит веточки в пустую вазу и спрашивает, правильно ли она сделала, обращая тем самым внимание детей на значение воды в жизни растений. После ответов детей в вазу наливают воду. Воспитатель предлагает детям наблюдать за развитием растения и делать зарисовки или фотографии.