Формирование игровых умений и поддержка самодеятельной сюжет-но-ролевой игры.
Заданные игровые сценарии на занятии по развитию речи дают возможность обратить внимание детей на способы выполнения игровых действий: обозначение предметов словом, действий — жестом, действовать в воображаемой ситуации, строить ролевое поведение и воспринимать сверстника как носителя другой игровой позиции, обмениваться речевыми высказываниями, связанными с ролями.
Особую ценность для игры представляет то, что воспитатель создает мнимую ситуацию, работает над выразительностью речи, тем самым и на занятии формируя игровые умения, условные действия и принятие роли (все дети — котята). На занятии педагог обращает внимание на выразительность движений, что позволяет детям затем включать эти умения в сценки по мотивам прочитанных произведений, например, про котяток и перчатки, использовать в играх-драма-тизациях или в кукольном театре.
Организуя предметно-игровую среду для самодеятельных игр, воспитатель учитывает интересы детей к определенным игрушкам, сюжетам, действиям. Игровой материал должен включать в себя как образные игрушки, так и неоформленный материал, который дети наделяют игровым значением, используя в разных игровых ситуациях.
Таким образом, на занятии воспитатель, используя игровые приемы в качестве эффективного средства обучения, формирует игровые умения, позволяющие детям создавать игровые замыслы, принимать роли, вступать в игровое и ролевое взаимодействие.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ «Есть где-то Кошачья планета»
Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать высказываться на темы из личного опыта, аргументировать высказывания. Составлять короткий текст-описание. Активизировать глаголы. Правильно строить предложения разной грамматической структуры. Развивать чувство языка, детское словотворчество. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «ш». Развивать дикцию, артикуляционный аппарат детей.
Материалы, инструменты, оборудование.Игрушки: кошка с котенком, кукла. Веревочка с бантиком на конце.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель загадывает детям загадку:
Мохнатенька, усатенька, Сядет — песенку поет. (Кошка)'
Задает вопросы:
—Как вы догадались, что это кошка?
—Какую песенку поет кошка? А когда кошка сердится, как она
шипит? (Дети произносят хором: «ш-ш-ш».)
—У кого из вас есть дома кошка или котенок? Расскажите о них.
(Свободные высказывания детей.)
Воспитатель читает детям стихотворение «Я учу котенка»:
Мой котенок — черноушка. Назову его — Чернушка.
Мой котенок — рыжеспинка. Назову его — Рыжинка.
Белый хвостик как кудряшка, Назову его — Беляшка.
Мой котенок отзывается, Мой котенок так старается,
Имя учит — И мяучит!2
1 Умный Ивашка, жар-птица и золотое зерно/ Сост.Г.М. Науменко. — М.: Детская
литература, 1991. С. 31.
2 Ясное М. Праздник букваря. — М.: РОСМЭН, 2004. С. 74.
Воспитатель спрашивает детей:
— Какие клички, имена котят вы знаете? Как обычно называют
черных (рыжих) котят? (Выслушивает их свободные высказывания.)
Педагог достает игрушечную кошку. Разыгрывается сценка приветствия. Детям предлагается описать кошку: рассказать про кошку, какая она, что у нее есть, что умеет делать. Ребенок берет в руки игрушку и самостоятельно ее описывает. Если он молчит, воспитатель подсказывает начало фразы. Если говорит тихо, воспитатель громко повторяет слова ребенка (отраженная речь). Выслушивают 3-х желающих. Дети передают игрушку другому ребенку по своему усмотрению.
Педагог обобщает и расширяет детские высказывания: «Кошка — умное, красивое животное. Она пушистая. У нее мягкие лапки, а в лапках — коготки, цап-царапки. Кошка охотится на мышей. Она любит молоко».
Затем дети читают хором строки стихотворения как скороговорку (стоя), помогают себе руками, ритмично сжимая и разжимая пальцы. Читают негромко, в умеренном темпе:
Выпила блюдце кошка. Просит еще немножко1.
Воспитатель продолжает беседу:
— Кошка умеет лакать молоко. А что еще умеет делать кошка?
(Умываться, мурлыкать, мяукать, охотиться, шипеть, подкрадывать
ся, спать, прыгать, играть с клубком и т. д.)
— Котята любят играть, охотясь за бантиком. Сейчас вы как будто
котята. Встаньте в круг, присядьте. Ловите! (Воспитатель крутит вере
вочку с бантиком. Дети пытаются дотянуться до бантика).
Далее воспитатель разыгрывает на столе инсценировку:
— Расскажу вам сейчас интересную историю. Жила-была девочка
Маша (появляется кукла). У Маши — котенок Тиша. Маша захотела
научить котенка говорить.
— Тиша, скажи: «Маша».
А Тиша:
— Мяу!
— Тиша, скажи: «Каша».
А Тиша:
— Мяу!
— Тиша, скажи: «Мышка».
А Тиша:
— Мяу!
Мама сказала Маше:
— А ты попроси Тишу сказать «мяу».
— Тиша, скажи: «Мяу!»
— Мяу!
— Научился говорить! Ура! (Хлопает в ладоши).
1 Приходько В. Вот когда я взрослым стану. — М.: Малыш, 1989. С. 70.
Педагог приглашает детей поиграть, как Маша учила Титлу говорить. Можно давать разные свои поручения. Дети разыгрывают инсценировку по желанию. Они передают игрушки и право играть другим детям по собственному выбору. Игра повторяется 3 раза.
Воспитатель обращается к детям:
— Есть такой детский писатель Андрей Усачев, который придумал
планету кошек:
Есть где-то Кошачья планета. Там кошки, как люди, живут: Читают в постели газеты И кофе со сливками пьют1.
— Давайте пофантазируем, придумаем, чем еще занимаются кош
ки на своей Кошачьей планете. (Фантазии детей).
ЛЕПКА «Котенок спит на батарее»
Задачи.Учить детей создавать пластическую композицию: лепить спящую кошку конструктивным способом и размещать ее на «батарее» — бруске пластилина. Развивать способности к формообразованию. Воспитывать интерес к лепке выразительных образов по мотивам литературных произведений.
Предварительная работа.Беседа о домашних животных. Рассматривание изображений кошки в произведениях искусства (мелкая пластика, книжная графика лубок). Тактильное обследование игрушечной кошки или скульптурного изображения (из дерева, керамики, фарфора). Составление описательного рассказа о кошке.
Материалы, инструменты, оборудование.Пластилин — целые бруски для изображения отопительных батарей и комочки черного, серого, белого, коричневого, оранжевого (рыжего) цвета для изображения кошек; стеки, клеенки, салфетки бумажные и матерчатые, подставки или цветной картон для создания пластических композиций.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель кладет на отопительную батарею игрушечную кошку и читает стихотворение В. Шипуновой:
Лижет лапу сибирский кот. Наверно, в гости кто-то придет.
Усачев А. Мы играли в паповоз... — М.: Самовар, 2000. С. 24.
На батарее он ночью живет, Греет пушистый хвост и живот.
На батарее коту теплее,
Как-то уютнее и веселее.
За толстыми шторами так интересно
Мечтать о мышах и мурлыкать песни1.
Воспитатель спрашивает, понравилось ли детям стихотворение, и предлагает слепить кота, который лежит на отопительной батарее, лижет лапку и мурлычет песенку.
Педагог показывает детям целый брусок пластилина, подходит с ним к отопительной батарее, предлагает сравнить внешний вид (без учета размеров) и советует отопительную батарею для кота сделать из целого бруска пластилина любого цвета, не изменяя его форму. Ставит брусок длинной боковой гранью на поворотный диск (см. рисунок), чтобы дети видели, как создается пластическая композиция.
Затем воспитатель спрашивает у детей, как можно слепить кота. После ответов детей напоминает и уточняет технику лепки конструктивным способом (степень сложности поделки зависит от уровня подготовленности детей, поэтому ниже предлагаются два варианта пояснения и показа).
1-й вариант (для хорошо подготовленных детей):
— делим комок пластилина пополам — перерезаем стекой; одна по
ловинка — для туловища и хвоста; другая половинка — для головы и лап;
— вот эта половинка (показывает) — для туловища и хвоста; отрезаем
или откручиваем небольшой кусочек для хвоста и откладываем в сто
рону; лепим туловище — раскатываем в ладошках туда-сюда (прямыми
движениями) большой валик (цилиндр) и округляем с двух сторон; те
перь лепим длинный пушистый хвост — берем маленький кусочек плас
тилина и раскатываем в ладошах; прикрепляем хвост к туловищу;
— этот кусочек (показывает) мы приготовили для головы и лап;
разделим его пополам, одну половинку раскатываем как мячик (кру
говыми движениями ладоней) — это голова; а вторую половинку де
лим на... (сколько лапок у кошки?) — да, на четыре части и лепим
четыре одинаковые лапки; прикрепляем голову и лапки к туловищу:
голову — спереди (хвост уже прикрепили сзади) сверху туловища, а
лапки внизу — две спереди и две сзади — парами;
— аккуратно прикрепляем и сглаживаем все детали, оформляем
голову и мордочку кота (прищипываем и заостряем ушки, делаем
глазки и носик); размещаем кота на батарее (бруске пластилина),
будто он лежит или сидит и лижет лапку, а хвостик свесил вниз или,
наоборот, укутался им, чтобы стало еще теплее.
2-й вариант (для детей, недавно посещающих детский сад):
— делим комок пластилина (или небольшой брусок) пополам —
одна половинка для туловища, другая — для головы и хвоста;
■— берем одну из приготовленных половинок и делаем туловище кота — катаем в ладошках валик (прямыми движениями ладошек туда-сюда), округляем оба конца;
— другую половинку делим на две неравные части: из большей
получится голова, из меньшей — хвост; круглую голову катаем в ла
дошках, как мячик (круговыми движениями ладошек), будто яблоко
катается по тарелочке, ушки прищипываем пальчиками, заостряем; а
длинный пушистый хвост катаем, как колбаску (прямыми движени
ями ладошек);
— соединяем все части: голову прикрепляем к туловищу спере
ди — вверху, а хвост сзади — внизу; лапок у нашего кота не видно,
потому что он поджал их и спит на батарее — вот так (воспитатель
укладывает пластилиновую кошку на
батарею — брусок пластилина): хвост свесил вниз, глазки закрыл и песенку мурлычет во сне.
Воспитатель уточняет, как дети поняли объяснение, и предлагает им выбрать пластилин, чтобы самим слепить красивых котов — серых, черных, белых, коричневых, рыжих или полосатых. Дети самостоятельно выбирают материал — целый брусок пластилина для батареи, комочек задуманного цвета для кота, стеки, цветной картон для подставки и начинают лепить.
ПРИРОДА «Одежда животных»
Задачи.Обратить внимание детей на значение меха, перьев и другого покрова животных, показать различие в покровах («одежде») разных животных.
Материалы, инструменты, оборудование.Детские рукавички, шерстяные носки, шубка, кусочек меха, перья птиц, кусочки льда, картинки с изображениями зайца, белого медведя, волка, лисы или соответствующие игрушки.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель спрашивает детей, есть ли сегодня на них одежда и какая она — теплая или нет, можно ли в такой одежде сейчас выйти на улицу, всегда ли дети ходят в такой одежде или меняют ее. Воспитатель предлагает подумать, есть ли одежда у животных. Дети рассуждают на эту тему, вспо-
Из неопубликованного.
минают беседы, которые проводились во время прогулок. Воспитатель рассказывает:
—Смотрите, что я сегодня принесла. Правильно, это шубка. Из
чего она сделана? Дети трогают, гладят шубу, отвечают: «Из меха».
—Какой мех? Теплый, мягкий, пушистый.
Воспитатель раздает детям кусочки меха, чтобы они их потрогали, погладили.
— Когда мы надеваем шубки? В очень холодную погоду. Шубки и
другая теплая одежда, например, комбинезоны, куртки с мехом, нас
согревают зимой. У кого из вас есть такая теплая одежда? А теперь
давайте погладим этого котенка. Можно сказать, что у него тоже есть
шубка? Какая она? Тоже мягкая, пушистая. И еще очень теплая. Это
меховая шубка. У многих зверей есть мех. Давайте с вами вспомним,
у каких зверей есть шубки.
Воспитатель показывает иллюстрации или игрушки зверей и обсуждает с детьми мех — «шубки» — зайца, волка, лисы, медведя. При этом обращает внимание на цвет меха. Дети отмечают, что у лисы рыжая шубка, у белого медведя — белая и т. п.
—Такие теплые шубы не дают зверям замерзнуть даже в моро
зы. К зиме у всех зверей шубки становятся более густыми, теплыми.
Вспомните, у кого из обитателей нашего уголка природы есть мехо
вые шубки. (У морской свинки, хомячка.)
—А как называется эта одежда? (Воспитатель показывает шерс
тяные варежки и предлагает детям надеть по одной.) Когда мы на
деваем варежки? Тепло ли вам в них? Какой вашей руке теплее: той,
что в варежке, или той, которая без нее? (Ответы детей.) А что мы
надеваем на ноги, чтобы не мерзнуть? (Воспитатель показывает шер
стяные носки.) Но ведь многим животным приходится ходить зимой
по льду, снегу. А белый медведь вообще живет среди льдин и снега.
(Воспитатель показывает иллюстрацию или игрушку белого медведя,
а затем дает каждому ребенку потрогать кусочек льда из холодильни
ка.) Какой у нас лед — теплый или холодный? Раз холодный, значит,
белому медведю тоже нужны теплые носки. И они у него есть. Только
они не очень похожи на наши, хотя тоже шерстяные. Просто у белого
медведя зимой на лапах вырастает много теплой шерсти, которая так
хорошо греет, что он совсем не мерзнет даже тогда, когда идет по льду.
—А у птиц есть меховые шубки? (Ответы детей.) Ведь многие
из них прыгают, летают даже в холодную погоду. Каких птиц мы с
вами видели на нашем участке? (Дети перечисляют увиденных птиц
и высказывают свои мнения о том, какая «одежда» согревает этих
животных.) Конечно же, у птиц нет меховых шуб, у них своя теплая
одежда — это перья. Такая одежда есть только у птиц. Перья бывают
разными: длинные и короткие, большие и маленькие. Различаются
они и по цвету. Благодаря перьям птицы не мерзнут. Помните воро
бышка, за которым мы наблюдали в холодную погоду? Он распушил
свои перышки, стал похож на пушистый комочек.
Одежда из перьев очень легкая, ведь птицам нужно летать. Посмотрите, как летают перышки. (Воспитатель подбрасывает небольшие перья, а затем предлагает сделать это детям.)
В заключение воспитатель подводит итог и дает задание: — Теперь мы с вами знаем, что у животных есть «одежда». У зверей это меховые шубки разного цвета, а у птиц — перышки. Такая «одежда» согревает их в холодную погоду. В группе вы понаблюдаете за рыбками в аквариуме. У них тоже есть «одежда». Как вы думаете, есть у рыбок мех? А перышки? Конечно, нет. Зато у рыбок есть красивые блестящие чешуйки. Вот их мы с вами потом и рассмотрим. А сейчас вы можете поиграть с игрушками: волком, зайцем, лисой, медведем, и еще раз потрогать, погладить их шубки.
Последующая работа.Воспитатель вместе с детьми рассматривает рыбок и обсуждает их «одежду», рассказывает, что такой костюм из чешуек помогает рыбкам плавать.
РИСОВАНИЕ «Перчатки и котятки»
Задачи.Вызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам — правой и левой. Формировать точные графические умения — аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент — по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения рук и глаз. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре).
Предварительная работа.Рассматривание зимней одежды с орнаментом — перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков.
Материалы, инструменты, оборудование.Белая или цветная бумага, цветные карандаши и фломастеры, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки; гуашевые краски и листы белой бумаги; игрушечная кошка; книга С. Маршака с иллюстрациями В. Конашевича.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель обращает внимание детей на игрушечную кошку, которая пришла к ним на занятие с книжкой. От лица кошки предлагает детям послушать интересную историю, которая однажды произошла с котятами. Читает детям стихотворение С. Маршака «Перчатки»' (из английской поэзии).
1 Маршак С. Детям. Стихи, сказки, загадки, английские песенки. — М.: Планета Детства, Малыш, 2000. С. 286.
Воспитатель предлагает детям нарисовать котяткам по паре красивых узорных перчаток. Показывает пары перчаток и рукавичек. Обращает внимание на разнообразие орнаментов, называет и описывает декоративные элементы (например: красивые снежинки, маленькие птички, волнистые линии — будто след от санок на снегу, следы птичек на подоконнике, морозные узоры на окошке, нарядные елочки и т. д.).
Затем воспитатель берет 3—4 пары детских перчаток с узорами, просит детей закрыть глаза, раскладывает перчатки вперемешку и просит найти пары. Спрашивает, как детям удалось так быстро найти пары перчаток и делает вывод о том, что в каждой паре один и тот же узор.
Прикрепляет к доске или мольберту лист бумаги белого цвета и показывает способ работы:
— кладу левую руку на лист бумаги — слева, чтобы осталось место
для второй перчатки; пальцы широко растопыриваю;
— беру цветной карандаш и обвожу свою ладошку — пальчик за
пальчиком, нигде не останавливаюсь и плотно прижимаю карандаш
к руке, чтобы он все время касался пальчиков;
— убираю руку с листа и вижу перчатку, соединяю начало и конец
линии;
— точно так же рисую вторую перчатку: правую руку кладу на лист
бумаги справа и обвожу карандашом, который держу левой рукой;
это трудно, ведь мы привыкли все делать правой рукой, но нужно
иногда тренировать левую руку, чтобы она тоже была умелой, как
правая (внимание: если в группе есть левши, воспитатель делает со
ответствующую оговорку);
— рассматриваю пару своих перчаток для котяток и думаю, как бы
их получше да понаряднее украсить.
Воспитатель показывает детям несколько пар перчаток, оформленных разными орнаментами, еще раз обращает внимание на то, что в каждой паре узор повторяется. Затем предлагает нарисовать красивые перчатки для котяток. Советует тем детям, которым трудно изобразить перчатку, нарисовать варежки или рукавички: плотно соединить пальчики и обвести ладошку (показывает упрощенный вариант).
Дети рисуют пары перчаток или рукавичек, обводя свои ладошки (поочередно левую и правую), оформляют узорами по памяти (вспоминают орнамент на своих рукавичках) или по замыслу (придумывают фантазийный узор).
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
«Одежда»
Задачи.Рассказать о разных видах одежды, ее изготовлении. Познакомить с профессией портного (портнихи). Учить бережно и аккуратно относиться к своей одежде.
Предварительная работа.Составление «коллекции» кукольной одежды.
Материалы, инструменты, оборудование.Картинки с изображением разных предметов одежды. Небольшой кусок ткани, бумажная выкройка кофты для куклы, ножницы, иголка с ниткой.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель напоминает детям, что недавно им читали стихотворение про котят, которые потеряли свои перчатки. Показывает детям иллюстрации к этому стихотворению С. Я. Маршака и просит описать, во что еще одеты котята. Затем показывает картинки с изображением разной одежды и просит назвать ее. Спрашивает, как можно назвать все эти вещи одним словом. Говорит, что все это одежда. Педагог спрашивает у детей, какие части есть у одежды — рукава, воротник, пояс, карманы, штанины и т. д.
Затем воспитатель выкладывает несколько картинок (например, брюки — шорты — колготы — пижамные штаны — рейтузы — трусы) и обсуждает с детьми, чем они похожи и чем отличаются друг от друга (подлине штанин, застежке (резинка, молния, пуговицы), ткани, из которой сшиты (тонкая, легкая, толстая, теплая и т. п.).
Воспитатель спрашивает, что из этой одежды как и когда носят:
— что надевают в теплую, а что в холодную погоду;
— что надевают сверху, а что поддевают снизу;
— что носят только на улице, а что только дома; что можно носить
и дома, и в детском саду, и на улице;
— что надевают только ночью и т.п.
Таким образом дети подводятся к классификации одежды. Аналогично проводится работа со следующими картинками: майка — свитер — рубашка — футболка — водолазка — кофта — куртка.
Далее воспитатель обсуждает с детьми, как можно определить, что одежда мала, велика, подходит по размеру. Рассказывает, что размер одежды ребенка определяется по его росту, размер одежды взрослого — по его толщине. Предлагает детям послушать стихотворение С. Пшеничных «Любина шуба»:
Стала короткою Любина шуба. — Я подросла? Удивляется Люба.
А Любин котенок Не знает забот: И сам подрастает И шубка растет!'
Педагог спрашивает у детей, знают ли они, как можно сделать новую шубу. Подводит детей к выводу, что одежду можно сшить. Рассказывает о том, как изготавливают одежду, как работают портные: сначала по выкройке вырезают детали одежды, затем сшивают их на руках, примеряют, подошла ли одежда, потом сшивают детали на машинке и разглаживают утюгом. Показывает, как вырезает детали для маленькой кукольной одежды и быстро сшивает их на руках. Говорит детям, что вечером они смогут завершить начатую работу и дошить одежду кукле.
Затем воспитатель предлагает детям послушать стихотворение Сергея Махотина «Кепка»:
В лужу Упала Нечаянно Кепка...
Мокрую кепку Схватила прищепка И на веревке Ее подсушила, Щетка Почистить ее Поспешила. К вечеру кепка Как новая стала.
Мама — и та Ничего не узнала2.
После чтения стихотворения педагог спрашивает у детей, как кепка из грязной и мокрой стала опять как новая (мальчик ее высушил и почистил щеткой). Рассказывает, что одежду следует стирать, проветривать, расправлять, встряхивать, гладить. Воспитатель обращает внимание детей на то, что у аккуратного и опрятного человека одежда всегда в порядке, обсуждает с детьми, что это означает.
1 Наши друзья — поэты. Часть 2. / Сост. М. Яснов. — СПб.: Агентство образова
тельного сотрудничества, 2006. С. 41.
2 Там же.
Последующая работа.Педагог на глазах у детей шьет одежду для куклы и называет операции (снимаем мерку, кроим, наметываем, примеряем, сшиваем, прострачиваем швы, обрабатываем, выворачиваем налицо, наизнанку, проглаживаем, заделываем, обрезаем и т. п.).
КОНСТРУИРОВАНИЕ «Дети гуляют в парке»
Задачи.Учить конструировать из геометрических форм разной величины динамические фигурки детей в одежде. Отрабатывать навыки аккуратного и точного соединения деталей между собой при построении изображений фигурок детей. Развивать начальные формы взаимодействия детей по правилу при выполнении общей композиции.
Материалы, инструменты, оборудование.Аппликация — пейзажная композиция «Осень», выполненная воспитателем на большом рулонном листе бумаги. Она включает изображение деревьев и 2—3 детей, одетых для прогулок осенью (по-разному). Композиция имеет достаточное пространство для включения в нее изображений других детей (15—20). Для каждого ребенка — лист бумаги, клей-карандаш, фломастеры, набор со-масштабнъгх геометрических фигур, включающий круги, треугольники, овалы, полукруги разного цвета и величины, позволяющие сконструировать фигуры детей, по-разному одетых для прогулок осенью.
Содержание образовательной деятельности.Воспитатель привлекает внимание детей к пейзажной композиции, расположенной горизонтально на свободном столе. Он предлагает рассмотреть фигурки детей и спрашивает:
—Кто это? Как называется одежда детей? (Пальто, шапка, куртка,
брюки, сапоги.)
—Какое пальто у девочки? (Длинное или короткое, какое по цве
ту, форме.)
—Сегодня на улице холодно или тепло? Какую одежду вы надене
те, когда пойдете гулять на улицу?» (Куртка, брюки, шапка, перчатки,
кофта, свитер.)
Воспитатель продолжает: «Дети, которые гуляют в парке, приглашают своих друзей присоединиться к ним, чтобы было весело всем вместе гулять и играть». В это время он конструирует изображение фигурки девочки в пальто (мальчика в куртке), поясняя свои действия: «Начинать работу надо с изображения головы. Она круглая, для этого возьмем розовый кружок. Затем изобразим тело ребенка: его туловище, руки, ноги. Все сделаем из разных овалов; ладошки — из маленьких кружочков. Получилась девочка в спортивном костюме. На девочку наденем пальто. Пальто может быть короткое или длинное, его лучше сделать из треугольника. Возьмем синий большой треугольник
и присоединим его к розовому кругу. Вот так. Рукава пальто сделаем из овалов тоже синего цвета. Пальто длинное, поэтому видны только «носочки» сапожек. Мы их обозначим маленькими кружочками. На ладошки наденем варежки — красные кружочки».
Аналогично воспитатель объясняет и демонстрирует процесс конструирования фигурки мальчика и его одежды из готовых геометрических фигур.
Воспитатель предлагает детям приступить к работе: сначала выложить на листе бумаги фигурку мальчика или девочки, затем «одеть» ребенка.
Дети конструируют фигурку мальчика или девочки сначала за столами на белых листах бумаги. Воспитатель обращает внимание детей не только на то, чтобы правильно сконструировать данное изображение (передать его структуру), но и на выразительность создаваемого образа: подобрать по цвету геометрические фигуры для изображения «одежды», использовать детали (банты, пуговицы, карманы, козырьки на шапках и помпоны и др.).
Сконструировав фигурку ребенка и «одев» ее по погоде, дети переносят фигурки на фоновую композицию (на листочках, на которых конструировали). Каждый ребенок самостоятельно находит подходящее место для своей фигурки в общей композиции, повторно конструирует ее, согласовывая свои действия с действиями других детей, и только после этого приклеивает ее. Воспитатель помогает детям «выдержать» общую композицию; подрисовать фломастером глаза, рот на лице бумажной фигурки. В случае больших затруднений, предлагает ребенку еще раз рассмотреть фигурки детей, выполненных воспитателем на фоновой композиции.
В конце занятия дети отмечают особенности изображения каждой фигурки и одежды (наклон туловища, поворот головы, цвет одежды, выразительность лица, пропорциональность частей тела). Воспитатель хвалит всех детей за старание, предлагает полюбоваться коллективной работой и дать ей название.
НОЯБРЬ. 12 НЕДЕЛЯ Планирование работы
Направленность педагогической работы.На предстоящей неделе содержание большинства занятий будет способствовать расширению представлений детей о разных видах обуви, ее назначении, способе изготовления, уточнению понятий «одежда» и «обувь». Задачей педагога станет вовлечение детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками, активизация словаря и пополнение его глаголами, умение классифицировать предметы обуви. Поддержат и обогатят эти представления прочитанные детям сказки М. Пляцковского, Э. Биллоу и братьев Гримм, стихотворение А. Усачева. Интересным персонажем недели станет сороконожка из стихотворения Г. Лаг-здынь. Дети будут создавать ее образ на занятии по рисованию и в конструктивной деятельности. Педагог будет развивать у детей способности к восприятию цвета и формы.
В процессе чтения стихотворений К. И. Чуковского о чудо-дереве, воспитатель будет учить детей понимать юмор стихотворения, пытаться интерпретировать его, придумывая собственные аналогичные варианты. По мотивам этого литературного произведения дети создадут коллективную лепную композицию своего варианта чудо-дерева. Педагог будет создавать условия для экспериментирования, формировать у детей навыки сотрудничества (договариваться, размещать свои поделки на общей композиционной основе).
Дети будут осваивать образование числа «три», учиться соотносить геометрическую форму с реальными предметами и выстраивать предметы в ряд в убывающем порядке (от длинного до самого короткого).
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
1 день • | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1 Познание окружающего мира. «Обувь». 2. Физкультура № 12.1. Разучивание построения в круг (всей группой, самостоятельно). Закрепление умения ползать по наклонной поверхности. Развитие быстроты: бег наперегонки в парах, тройках. | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Сова». Игры по инициативе детей. |
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
После сна | Чтение сказки братьев Гримм «Домовой». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
2 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Рисование. «Сороконожка». 2. Музыка № 12.1. Слушание музыки: «Новогодняя хороводная» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденева). Пение: распевка «Елочка», «Новогодняя хороводная» (муз. А. Островского, ел. Ю. Леденева). Музыкальное движение: игра-пляска с пением «Зимняя игра» (музыка, слова и движения А. Мовсесян), игра с пением «Ой, заинька по сеничкам»( рус. нар. песня). | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Чье звено скорее соберется». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение стихотворения В. Инбер «Сороконожки». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
3 день | Утро | Разные виды детских игр. |
После завтрака | 1. Художественная литература. «Чудо-дерево» (Корней Чуковский). 2. Лепка. «Чудо-дерево». | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Динамическая прогулка: подвижные игры «Бездомный заяц», «Целься верней», «Сова». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение по выбору педагога или по желанию детей. | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
4 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Математические представления. Занятие № 6. 2. Музыка № 12.2. Игра на детских музыкальных инструментах: рус. нар. мелодия «Как у наших у ворот». Музыкальное |
День недели | Временные отрезки дня | Содержание образовательной работы |
движение: упражнение «Пружинки и прыжки» (рус. нар. песня «Посеяли девки лен»); упражнения к русской народной пляске: притопы, «каблучки», полуприседания, кружение на беге; рус. нар. пляска «По улице мостовой». | ||
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Бездомный заяц». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение сказки М. Пляцковского «Босо-лапки на кожаном ходу». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. | |
5 день | Утро | Игры по инициативе детей. |
После завтрака | 1. Развитие речи. «Да здравствует Туф-ляндия!». 2. Физкультура № 12.2. Разучивание техники бега по кругу по одному. Закрепление умения прыгать на одной ноге (правой и левой) на месте. Развитие выносливости: непрерывный бег до 1 мин. | |
Прогулка | Наблюдения в природе. Подвижные игры: «Целься вернее», «Сова». Игры по инициативе детей. | |
После сна | Чтение сказки Э. Биллоу «Как ежатам шили на зиму сапоги». | |
Вечер | Игры по инициативе детей. |
Наблюдения в природе.
Наблюдения на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на то, что перед выходом на прогулку они стали больше времени тратить на одевание и спрашивает, почему. Воспитатель подчеркивает, что на улице становится все холоднее, и дети надевают все больше теплой одежды. На прогулке воспитатель предлагает детям отправиться в небольшое путешествие по территории и выяснить, как выглядят после снегопада участки. Во время путешествия воспитатель объявляет «остановки», например:
— Остановка клумба. Что мы видим? Есть ли на ней цветы? Можно ли сейчас назвать нашу клумбу разноцветной? А какая она? Белая, покрыта снегом.
—Остановка огород. Есть ли на нем овощи? (Нет.) А что здесь
есть? Снег. Наш огород стал белым.
—Остановка дерево. Посмотрите на его ветки. Что на них лежит?
Снег. Он как будто нарядил деревья в белые одежды.
После путешествия воспитатель обобщает:
— Давайте вспомним, какого цвета была клумба (огород и т. п.).
Все стало белым, потому что выпал снег. Помните, мы с вами срав
нивали снег с белым одеялом, покрывалом? Это белое пушистое
покрывало не дает земле, растениям, животным замерзнуть. А еще
снег можно назвать белой теплой шубой. Мы с вами надеваем теплую
одежду, и у природы она есть — это ... (высказывания детей) снег. Да
вайте проверим, хорошо ли укрыты корни наших деревьев, кустарни
ков снегом, ведь без него они могут замерзнуть.
Дети выполняют просьбу воспитателя. Если снега у дерева мало, дети лопатками сгребают снег и укрывают им корни растений.
На одной из прогулок воспитатель рассказывает, что она нашла на снегу что-то необычное, и ведет детей туда, где птицы, кошки оставили свои следы. Воспитатель говорит, что нашла на снегу непонятные рисунки и спрашивает, не знает ли кто-нибудь из ребят, что это такое. Если дети не могут ответить, воспитатель предлагает им оставить на снегу свои следы и сравнить их по размеру, узорам на подошве. Воспитатель вместе с детьми рассуждает, кто же мог оставить следы на снегу на территории детского сада.
— Может, к нам в гости приходил тигр? Или медведь? Может, зай
ка беленький скакал под нашей елочкой? Может, это была лягушка?
А почему нет?
Во время такой беседы дети могут вспомнить, каких животных нельзя увидеть зимой, поскольку они впадают в спячку, а каких нельзя увидеть, потому что они не живут в городе (поселке) и т. п. В конце концов, воспитатель вместе с детьми вспоминает, за какими животными они наблюдали на территории детского сада, и кто мог оставить следы. Воспитатель обращает внимание детей на следы птиц: часто они оставляют следы хвоста, крыльев, когда дотрагиваются ими до земли. Наблюдение за следами продолжается и в другие дни. Воспитатель может нарисовать следы какого-нибудь животного и предложить детям поискать их на территории участка, в ближайшем парке.
Наблюдения в уголке природы, зимнем саду, экологической комнате. Если в уголке природы есть большие клетки с песком для черепахи и других животных, воспитатель предлагает детям понаблюдать, не остаются ли на песке следы.
Воспитатель выставляет достаточно большую емкость с песком, чтобы дети могли в ней сделать следы ладошками или с помощью разных предметов. Такие наблюд