Творчество детей в игре на музыкальных инструментах

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляет­ся в импровизациях, т. е. сочинении во время игры на инстру­менте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно возникает на основе имеющегося у детей жизненного и му­зыкального опыта. Накопление, обогащение музыкальных впечат­лений — непременное условие творческих проявлений детей.

Слушание инструментальных и вокальных произведений (в грамзаписи и «живом» исполнении), беседы о выразительных средствах музыкального языка, сравнение тембров инструментов, их выразительных возможностей — все это необходимо детям для последующего творчества, в том числе и инструментального.

Педагог должен развивать основные музыкальные способности детей — ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма, а также другие способности, не специально музыкальные — воображение, образное мышление.

Одно из условий, обеспечивающих успешное инструменталь­ное творчество,— владение элементарными навыками игры на му­зыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы.

На музыкальных занятиях (фронтальных, по подгруппам, ин­дивидуальных) педагог не только разучивает с детьми определен­ный репертуар, обучает навыкам игры на музыкальных инстру­ментах, знакомит с их выразительными возможностями, но и по­буждает к музицированию, импровизациям, сочинению мелодий. Для этого он показывает способы воплощения музыкальных обра­зов на разных инструментах, чтобы дети сами стремились импро­визировать и на занятиях, и в самостоятельной деятельности в детском саду и семье.

На занятиях музыкальный руководитель дает детям творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподра­жаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

При этом эффективны парные задания на импровизацию му­зыкальных образов, контрастных между собой. В младшем до­школьном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум при­ближающегося и удаляющегося поезда). В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию. В старшем возрасте задания усложняют. Широко при­меняются различные виды контрастных сопоставлений: контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например боевого и шутливого), контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поет весело и грустно), контраст в пре­делах одного настроения, передача возможных его оттенков (веселое, торжественное и веселое, нежное; светлая грусть и грусть-жалоба и т. д.).

Такие парные задания заостряют внимание детей на необхо­димости передать определенное настроение в своей импровизации или сочинении, по-разному их эмоционально окрасить.

Задания с различными видами контрастных сопоставлений применяются, как мы помним, и при слушании музыки. Таким образом, дети могут, опираясь на приобретенный музыкальный опыт, по-своему выразить музыкальные впечатления, развить твор­ческие способности.

Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтиче­скими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их, уводит от буднич­ности, помогает окрасить импровизации различными чувствами.

Важно заострять внимание дошкольников на том, что даже простое звукоподражание (например, шум дождя) можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно.

Творческие задания малыши могут выполнять и коллектив­но — шумовой оркестр. Педагог обсуждает с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттен­ками лучше передать тот или иной образ. Творческие задания для шумового оркестра применяют уже в младших группах: передать в музыке цокот копыт, волшебные падающие снежинки. Снежин­ки можно изобразить с помощью звенящих колокольчиков, треу­гольников, металлофонов, а цокот копыт — с помощью деревян­ных ложек, кубиков. Важно, чтобы дети понимали, что, созда­вая какой-либо образ, необходимо выразить настроение, харак­тер музыки (всадник может скакать беззаботно, весело, бодро или торопливо, стремительно, решительно; он может ехать вдалеке, потом приближаться и удаляться). В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определен­ные выразительные средства.

Такое коллективное музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Импровизации на музыкальных инструментах в самостоятель­ной деятельности, в семье можно чередовать с разучиванием оркестровой партии, подбором мелодий по слуху.

В старшем дошкольном возрасте (а иногда и раньше) дети способны запоминать и затем повторять свои импровизации, т. е. сочинять несложные мелодии. Как правило, ребенок стремится в своем сочинении передать какой-либо конкретный программный образ или черты определенного жанра (песня, танец, марш). Нужно побуждать детей сочинять мелодии и без определенной программы, названий, помогать им сделать музыкальные импро­визации, даже самые элементарные, выразительными, окрашен­ными настроением.

Характер руководства педагога инструментальным творчест­вом зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одни дети нуждаются в детальном показе возможных творческих действий, постоянном наблюдении взрослого и помощи, другие действуют более самостоятельно.

Степень участия педагога в творчестве детей меняется и в зависимости от возраста воспитанников. Прямое участие необ­ходимо, когда ребята овладевают первоначальными ориентировоч­ными действиями (показ приемов звукоизвлечения в зависимости от характера мелодии, возможных вариантов импровизаций; со­здание игровой ситуации, побуждающей к творчеству, и т. д.).

В дальнейшем педагог только поощряет детей к занятиям, создает условия для них, поддерживает желание музицировать, отмечает удачно найденные мелодические интонации, просит сыграть их еще раз, спеть, чтобы закрепить, удержать в памяти. Помогая ребенку запомнить наиболее удачную мелодию, сочинен­ную им, взрослый пропевает ее сам, затем вместе с ребенком, просит сочинить слова («чтобы получилась песенка»).

Один из приемов, стимулирующих и обогащающих творче­ские проявления детей,— аранжировка наиболее удачных сочи­нений музыкальным руководителем, исполнение их на фортепиа­но с сопровождением. Для этого педагог должен уметь быстро подбирать и гармонизировать мелодии.

Звучание придуманной ребенком мелодии с аккомпанементом, сочиненным взрослым, придает «произведению» законченный вид, что радует малышей, стимулирует творчество.

Интересно также инструментовать мелодии для детского ор­кестра, вместе с ребятами найти наиболее выразительные тембры инструментов, придумать различные варианты оркестровки.

Мелодию может играть сам «автор» вместе с другими детьми. Гармоническую основу создает фортепианное сопровождение, со­чиненное взрослым, ритм и характер подчеркивают ударные ин­струменты.

Исполнение оркестром сочиненных детьми мелодий побуждает к коллективному творчеству, прививает интерес к музицированию.

Вопрос и задания

1. Каковы этапы развития песенного творчества детей?

2. Раскройте методы и приемы формирования музыкально-игрового и тан­цевального творчества детей.

3. Назовите задания в порядке возрастания сложности для развития твор­чества в игре на музыкальных инструментах.

Глава X МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

В детском саду дошкольники не только обучаются практи­ческим музыкальным умениям и навыкам, но и получают необхо­димые знания о музыке, способах музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания детей (развитие музыкаль­ных способностей, формирование основ музыкальной культуры) можно решить с помощью различных видов музыкальной деятель­ности. Какое же место занимает музыкально-образовательная деятельность?

Для развития музыкальных способностей детям необходимы определенные знания.

Развитие ладового чувства (различение эмоциональной окрас­ки музыки — характера всего произведения, отдельных частей, фраз, интонаций) предполагает знание того, что содержанием му­зыки являются чувства, настроения, их смена, что изображение в музыке каких-либо явлений окружающего мира всегда имеет конкретную эмоциональную окраску, что средства музыкальной выразительности (мажорный или минорный лад, различный тембр, динамика, интонация и т. д.) создают определенное настроение — нежное или грозное, веселое или торжественное, что музыкальную форму (количество частей в произведении) определяют смена эмоциональной окраски музыки, изменение характера интонаций в отдельных частях и т. д.

Для формирования музыкально-слуховых представлений важ­ны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте.

Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музы­кальные звуки имеют различную протяженность — бывают долги­ми и короткими, что они движутся и их чередование может быть мерным, спокойным или более активным, скачкообразным, с резкой сменой коротких и длинных нот, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узна­ваемыми различные жанры (благодаря ритму мы можем отли­чить вальс от польки, полонеза и т. д.).

Решение второй задачи музыкального воспитания — развитие основ музыкальной культуры — предполагает формирование у детей музыкально-эстетического сознания (потребностей, устано­вок, интересов, чувств, оценок) в различных видах музыкальной деятельности.

Увлекательные рассказы педагога о музыке различных сти­лей, эпох, о жизненном укладе, вкусах, обычаях людей, живших в разные времена, сопровождающиеся музыкой, показом иллюст­раций, репродукций картин, заинтересовывают ребят, создают ус­тановку на восприятие музыки, углубляют чувства, эмоциональ­ные реакции на музыку.

Формирование мотивированной оценки музыкальных произве­дений помимо накопления слухового опыта предполагает опреде­ленные знания о музыке, ее видах (народной, классической; во­кальной, инструментальной), композиторах, музыкальных инстру­ментах, средствах музыкальной выразительности, музыкальных жанрах, формах, накопление «словаря эмоций» (для характери­стики настроений, выраженных в произведении, отдельных час­тях), владение некоторыми музыкальными терминами (регистр, темп, фраза, часть, вступление и т. д.).

Музыкально-эстетическое сознание формируется в различных видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве,

творчество детей в игре на музыкальных инструментах - student2.ru творчество детей в игре на музыкальных инструментах - student2.ru творчество детей в игре на музыкальных инструментах - student2.ru СЛОВАРЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ.

Аккордеон— разновидность хроматической гармоники. Имеет две клавиату­ры: кнопочную (с готовыми аккордами) —для левой руки и фортепианную — для правой руки; это отличает аккордеон от других видов гармоники (в т. ч. и от баяна). Наличие регистров-переключателей позволяет менять тембр и удваи­вать звуки (в октаву и унисон). Используется как сольный и аккомпанирую­щий инструмент, входит в состав различных эстрадных ансамблей.

Альт— 1. Низкий детский (или женский) певческий голос. 2. Струнный смычковый инструмент такого же устройства, как скрипка, но несколько боль­шего размера, отчего звучит в более низком регистре. Самый ранний из пред­ставителей скрипичной группы, появился в кон. XV — нач. XVI в. В поисках наилучшей конструкции альта большую роль сыграл выдающийся итальян­ский мастер Антонио Страдивари. По сравнению со скрипкой этот инструмент менее подвижный. Тембр его — глуховатый, тусклый,. но мягкий, выразитель­ный. С сер. XVIII в. становится непременным участником струнного квартета и симфонического оркестра.

Арфа— струнный щипковый инструмент, один из самых древних в исто­рии культуры. Форма ее, претерпевшая в течение многих столетий значитель­ные изменения, произошла от примитивного стрелкового лука. Простейшие типы арф были известны в Древнем Египте и Ассиро-Вавилонии за 3 тысяче­летия до н. э. Современная арфа представляет собой большую треугольную раму (с корпусом-резонатором), на которую натягиваются струны. Нежный, «воздушно-серебристый» тембр издавна сделал ее незаменимым инструмен­том, сопровождающим пение (не случайно арфа встречается на живописных полотнах XV — XVII вв., изображающих домашнее музицирование или па­радные концерты в замках и дворцах). Подлинный расцвет игры на арфе на­ступает в кон. XIXв. Используется как оркестровый, ансамблевый и соль­ный инструмент.

Балалайка— русский народный щипковый инструмент с тремя (раньше двумя) струнами. Корпус имеет форму треугольника. Способ звукоизвлечения — бряцание (к струнам прикасаются кончиками трех пальцев, сложенных особым способом), щипок, дробь, срыв, тремоло, играют также медиатором. Входит в состав оркестра русских народных инструментов, широко распрост­ранена как сольный инструмент.

Балет— музыкально-хореографический спектакль, в котором органически сочетаются музыка, танец, драматическое действие, элементы изобразитель­ного искусства. Корни этого синтетического жанра уходят в глубокую древ­ность: памятники культуры Египта, Греции, Индии и других стран свиде­тельствуют о его важной роли в жизни общества. Балет в современном пони­мании возник в эпоху Возрождения. Причем самостоятельным видом искусства он в ту пору еще не был: танцы, пляски и пантомима являлись элементами различных представлений, официальных церемоний, торжественных зрелищ (шествия, маскарады, конные турниры, придворные спектакли, трапезы и т. п.). творчество детей в игре на музыкальных инструментах - student2.ru Постепенно балетные представления обретают единый драматургический стер­жень, передовые музыканты, танцовщики и балетмейстеры выдвигают критерии естественности характеров и правды чувства на балетной сцене. Как само­стоятельный музыкально-театральный жанр балет утвердился в кон. XVII в.

Барабан— ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Имеет вид цилиндра, с обеих сторон обтянутого кожей. Большой барабан — круп­ный ударный инструмент с мощным низким и глухим звуком, извлекаемым ударами колотушки. Малый (военный) барабан — небольшой по размеру инструмент с сухим, высоким звуком, извлекаемым при помощи двух деревян­ных палочек. В оркестре исполняет ритмическую и шумовую роль.

Баян— русская хроматическая гармоника — пневматический язычковый инструмент с кнопочной клавиатурой, названный по имени легендарного др.-рус. певца-сказителя Бояна («Слово о полку Игореве»). Используется как сольный, аккомпанирующий и ансамблево-оркестровый инструмент.

Бубен— ударный инструмент с неопределенной высотой звука. Состоит из узкого деревянного обруча, с одной стороны обтянутого кожей, маленьких тарелочек, бубенцов или колокольчиков, закрепленных в прорезях обруча. Используется для ритмического сопровождения танцев, в оркестре — как ударный инструмент. На бубне играют, сотрясая его в воздухе, ударяя по мембране ладонью, кулаком, косточками пальцев.

Бурре— старинный французский народный танец. По преданию, зародил­ся в провинции Овернь в среде дровосеков, которые исполняли его с тяжелы­ми прыжками, шутливо, как бы уминая вязанку валежника (франц. bourree — связка хвороста). Со 2-й пол. XVI в. пользуется известностью в Париже, а в XVII в. становится популярным придворным танцем. Темп подвижный, чет­кий, мелодия начинается с затакта.

Валторна— медный духовой инструмент, ведущий происхождение от старинного охотничьего рога. Представляет собой длинную узкоканальную трубку, свернутую спиралеобразно и завершающуюся широким раструбом. Пер­воначально служила для подачи различных сигналов, а позднее — для фан­фарной переклички во время охоты. Тембр мягкий, певучий, богатый краска­ми, великолепно сливается с тембрами струнных и деревянных. Является своеобразным сольным инструментом, а также непременным участником сим­фонических оркестров и различных ансамблей.

Вальс— парный бальный танец, музыкальный размер 3/4. Возник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии. Характерное кружение тан­ца создается аккомпанементом, построенным на чередовании баса на 1-й доле и аккордами на 2-й и 3-й долях. Темп различный: от самого медленного до очень скорого. Вальс обладает огромными возможностями воплощения различных образов и состояний. В 30—40-х гг. XIX в. и позже получил повсеместное рас­пространение как танцевальный и концертный жанр (вплоть до введения в неко­торые симфонии в качестве одной из частей).

Вариации(лат. variatio — изменение, различие) — музыкальная форма, в которой тема при повторном изложении варьируется, изменяется. Каждое видоизменение (вариация) преподносит тему в ином освещении, показывает новые стороны, что позволяет раскрыть ее внутренние возможности. Вариации зародились задолго до появления первых образцов профессиональной музы­ки (например, народные исполнители обычно повторяют свои напевы несколько по-новому). Встречаются в виде отдельных произведений и как часть сюит, сонатных циклов.

Виолончель— струнный смычковый инструмент скрипичного семейства, обладающий ярким звуком с богатой вибрацией и выразительным тембром. По размерам значительно превосходит скрипку и альт, но уступает контра­басу. Появилась в XVI в., ее предками были, по-видимому, народные смыч­ковые инструменты. На рубеже XVIII в. прочно утверждается в оркестре и получает широкое распространение как сольный инструмент.

Вокализ— пьеса для пения без слов; обычно является упражнением для развития вокальной техники. Вокализы самостоятельного художественного значения встречаются редко.

Волынка— народный духовой инструмент. Состоит из кожаного мешка или пузыря, в который нагнетают воздух. К мешку прикрепляется несколько трубок, одна из них имеет игровые отверстия (подобно свирели), и на ней мож­но исполнять несложную мелодию, остальные трубки издают определенный непрерывно тянущийся звук (отсюда выражение «тянуть волынку»). Тембр у инструмента пронзительный, резкий. С древнейших времен волынки встречают­ся у многих народов. В настоящее время сохранились главным образом в Шотландии.

Гавот— старинный французский народный танец. Зародился в XVI в. в виде хороводного танца, отличался умеренным темпом, светлым, энергичным характером с оттенком величавой торжественности. В XVII в. становится по­пулярным придворным танцем и приобретает несвойственные народным гавотам черты жеманности, затем проникает в оперу и балет, в инструментальные циклы.

Гармонь— клавишно-пневматический инструмент, предшественник аккор­деона и баяна. Получила широкое распространение в России, где создано мно­жество ее разновидностей (тульская, саратовская и др.).

Гитара— струнный щипковый инструмент, известный еще в эпоху средневе­ковья. Родина — Испания. Корпус плоский, по форме напоминает цифру 8, снабжен длинным грифом, над которым натянуты струны. Количество их вна­чале колебалось; к XVIII в. общепризнанной стала шестиструнная гитара с настройкой в основном по квартам (в России в это же время утвердилась се­миструнная гитара). Звук гитары, не обладая большой силой, великолепно сочетается с певческими голосами, а также со струнными и духовыми инстру­ментами, что обусловило ее особую роль как аккомпанирующего инструмента и участника различных ансамблей.

Глиссандо— скользящий переход от звука к звуку; исполнительский прием.

Гобой— деревянный духовой инструмент, ведущий происхождение от древней пастушеской свирели. Тембр мягкий, несколько гнусавый. Использу­ется в оркестре.

Гопак— украинский народный танец. Исполняется в быстром темпе с постепенным ускорением. Хореография включает прыжки и другие виртуозные танцевальные движения.

Гусли— старинный русский щипковый инструмент, имеет резонансный корпус четырехугольной неправильной формы с натянутыми струнами. Звук извлека­ют щипком. Существуют также клавишные (педальные) гусли, в которых не

творчество детей в игре на музыкальных инструментах - student2.ru нужные струны заглушаются специальным механизмом. На этих гуслях звук извлекают при помощи медиатора.

Диссонанс(франц. dissonance, от лат. dissonantia — нестройность, нестрой­ное звучание)—созвучие, вызывающее ощущение несогласованного звуча­ния. С точки зрения восприятия диссонанс выступает более напряженным, не­устойчивым созвучием, чем консонанс.

Домра— старинный (XVI в.) русский щипковый инструмент с корпусом круглой формы и длинным грифом. Трехструнная домра настраивается по квартам. Звук извлекают медиатором. В прошлом инструмент использовали скоморохи, создавшие целое семейство: домришка, домра басистая. Сущест­вует и четырехструнная домра с квинтовым строем.

Имитация— полное или частичное повторение в другом голосе только что прозвучавшего мелодического оборота, темы, мелодии.

Импровизация— Г. Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). Была широко распространена в концертной практике XVIII в. Занимает важное место в народном музыкальном творчестве: народные пев­цы, инструменталисты развивают напевы во время исполнения, часто встре­чается в современной джазовой музыке. 2. Музыкальное произведение в сво­бодной форме.

Инструментовка— изложение музыкального произведения для определен­ного инструментального или вокально-инструментального состава. Процесс ин­струментовки завершается созданием партитуры, т. е. распределением звуч­ности пьесы между отдельными инструментами.

Интервал(от лат. intervallum — промежуток, расстояние) — соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Последовательно звучащие звуки обра­зуют мелодический интервал, одновременно звучащие — гармонический.

Интерпретация(от лат. interpretatio — истолкование) — художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зависящее от эстетических принципов школы или направления, к которым принадлежит ар­тист, от его индивидуальных особенностей и идейно-художественного за­мысла.

Интонация— в общем значении — характер произношения. 1. Обладаю­щая самостоятельной выразительностью наименьшая частица музыкального произведения в ее реальном звучании, «произнесении» исполнителем. 2. Мело­дический оборот, то же, что мотив. 3. Качество исполнения музыкальных зву­ков в отношении их высоты, особенно при пении или игре на струнных инстру­ментах; «чистая» или «нечистая» интонация означает верное или неверное (фаль­шивое) исполнение высоты музыкальных звуков.

Камерная музыка(от ср.-век. лат. camera — комната)—первоначально, в XVI в., вся светская музыка в отличие от музыки церковной, впоследствии, со 2-й пол. XVIII в., в связи с зарождением и развитием симфонии и симфо­нической музыки, термин камерная музыка часто стали относить лишь к произ­ведениям, рассчитанным на небольшое количество исполнителей и ограни­ченный круг слушателей. Это мадригал, романс, дуэт, трио, квартет, квин­тет, вокальный и вокально-инструментальный цикл, соната и т. д.

Канон— многоголосное произведение, в котором все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно, с опозданием.

Кантата— в нач. XVII в.— произведение для пения с инструментальным сопровождением в отличие от чисто инструментального жанра — сонаты, позднее — произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из нескольких законченных частей и предназначенное для концертного испол­нения. По форме подобна оратории, но отличается от нее меньшим размером, преобладанием лирики и относительной драматической ограниченностью сю­жета.

Кантилена—1. Напевная мелодия (вокальная или инструментальная). 2. Напевность музыки и ее исполнения, способность певца к напевному ис­полнению мелодии, важный элемент вокального мастерства.

Каприччо— инструментальная пьеса свободной формы в блестящем вир­туозном стиле.

Кастаньеты — испанский ударный инструмент с неопределенной высотой звука, распространен также в Италии и странах Латинской Америки. Сос­тоит из двух или трех деревянных пластинок в форме раковины, с одной сто­роны соединенных шнурком. Так называемые оркестровые кастаньеты при­крепляются к специальной рукоятке с двух ее сторон. Балетные кастаньеты на­деваются на руку, используются артистами во время исполнения испанских танцев.

Квартет—1. Ансамбль из четырех исполнителей — певцов или музыкан­тов. По составу может быть однородным (мужской, женский, струнный смыч­ковый, деревянный духовой, медный духовой и т. д.) и смешанным (сопра­но, альт, тенор, бас; две скрипки, альт, виолончель; фортепиано, скрипка, альт, виолончель, и т. д.). 2. Музыкальное произведение для четырех испол­нителей с самостоятельной партией у каждого.

Квинтет—1. Ансамбль из пяти исполнителей — певцов или инструмента­листов. По составу может быть однородным (струнный смычковый, деревян­ный духовой и т. д.) и смешанным. Наиболее распространены квинтеты — струнный смычковый (квартет с удвоенным альтом или виолончелью), фор­тепианный (смычковый квартет и фортепиано). 2. Музыкальное произведение для пяти исполнителей.

Клавесин— старинный клавишный щипковый инструмент с несколькими клавиатурами (мануалами) и регистрами. Звук сильный, но недостаточно пе­вучий, извлекается при помощи щипков медиатором (гусиные перья, кожаные плектры) или металлическими шипами, прикрепленными к клавишным рычагам. В различных странах клавесин называли по-разному: в Англии — верджинел, в Италии — чембало, в Германии — кильфлюгер, во Франции — вицитериум. В XVIII в. был вытеснен фортепиано. В настоящее время входит в состав ан­самблей старинной музыки.

Кларнет— деревянный духовой инструмент, подобно гобою ведущий происхождение от пастушеской свирели. Далекими предками считают некото­рые деревянные духовые, существовавшие в Древнем Египте 4 тысячелетия назад. Обладает многообразной тембровой палитрой: нижние звуки несколько мрачноваты, однако по мере перехода к высоким звучание становится более теплым, а в самом верхнем регистре — ясным, чистым, пронзительным. С сер. XVIII в. прочно закрепляется в оркестре как один из ведущих духовых инструментов.

Колокола— ударный инструмент симфонического оркестра. Набор метал­лических трубок — колоколов разного размера, свободно подвешенных на

творчество детей в игре на музыкальных инструментах - student2.ru творчество детей в игре на музыкальных инструментах - student2.ru перекладине и относительно точно настроенных. Звук извлекается колотушкой. В оркестре имитируют колокольный звон.

Колокольчики— оркестровый ударный инструмент. Представляет собой ряд металлических пластинок, свободно закрепленных на брусках в два ряда. Звук извлекают при помощи специальных молоточков. По типу колоколь­чиков устроен детский музыкальный инструмент — металлофон.

Колыбельная— 1. Народная песня, служащая для убаюкивания ребенка. Отличается спокойным, монотонным характером, повторами попевок и рит­мических фигур, замедленным движением, однообразием припевных слов. Отно­сится к древнейшим жанрам фольклора, сохраняет традиционные напевы, бытую­щие в разных вариантах. 2. Вокальная или инструментальная лирическая ми­ниатюра, а также эпизод в крупном сочинении (опере, , балете, симфонии), где композитор интерпретирует жанр народной колыбельной песни в индиви­дуальной манере. Известны колыбельные песни сказочного и драматическо­го характера.

Колядка— старинная народная (реже авторская) обрядовая песня с пожеланиями богатства и здоровья. Пелась под Рождество, Крещение, Новый год; в древности была связана с весенними культами плодородия. Характер­ны элементы игрового действа (пляски и шествия ряженых, хороводные игры, диалоги). Напевы основаны обычно на неоднократно повторяющихся мелоди­ческих попевках. Жанр колядки нашел применение в профессиональной му­зыке (Н. А. Римский-Корсаков, И. Ф. Стравинский и др.).

Консонанс(франц. consonance, от лат. consonantia — созвучие, соглас­ное звучание) — звучание, воспринимаемое как благозвучное; слитное соче­тание одновременно слышимых звуков.

Контрабас— самый большой по размеру и самый низкий по звучанию инстру­мент из семейства струнных смычковых. Появился в кон. XVI в. Предками были старинные басовые виолы, от которых он заимствовал многие особен­ности своей конструкции. Техника несколько ограничена громоздкостью инст­румента и неудобным положением смычка (на весу). Получил широчайшее распространение в симфоническом оркестре, в камерных и эстрадных ансамблях.

Концерт(от лат. concertare — состязаться и от итал. concerto — гармо­ния, согласие) — показательно, что оба эти значения в равной степени от­ражают сущность жанра: с одной стороны, в концерте «соревнуются» солист и оркестр, с другой — их взаимодействие и взаимопроникновение в конечном счете образуют гармоничное целое. 1. Виртуозное произведение для солирую­щего инструмента (реже для 2—3-х) с сопровождением оркестра. Инструмен­тальный концерт зародился в Италии в кон. XVII в. 2. Публичное исполне­ние музыкальных произведений.

Краковяк— польский народный танец. Возник в Краковском воеводстве. Упоминается уже в XIV в. Имеет острый, четкий ритм, быстрый темп.

Ксилофон— ударный инструмент, издающий звуки определенной высоты. Представляет собой расположенные на мягкой подстилке специально подоб­ранные деревянные бруски различной величины (а следовательно, и различ­ной настройки), по которым ударяют двумя деревянными молоточками особой формы. Звук отличается пронзительностью и выделяется своим звонким щел­канием даже на фоне полного оркестрового звучания. Используется в симфо­ническом оркестре лишь последние 50 лет.

Кульминация— момент наибольшего эмоционального напряжения в музы­кальном произведении или какой-либо его части. Важный элемент музыкаль­ной драматургии.

Лад— объединение звуков различной высоты, тяготеющих один к дру­гому и в конечном счете к одному отдельному звуку (тонике) либо построен­ному на этом звуке интервалу или аккорду (обычно тоническому трезвучию). В тоническом трезвучии тоника лада является основным тоном, а терцовый и квинтовый тоны образуются из звуков, входящих в состав лада. Звуки лада называются ступенями лада и нумеруются римскими цифрами от тоники (I сту­пень) вверх. Лады отличаются строением звукорядов, т. е. качеством интер­валов между ступенями, а также характером связей (тяготений) между ступеня­ми. Каждый лад имеет определенное название: мажор, минор и др. По своей сущности лад — коренная эстетическая категория музыки, обозначающая еесокровенную специфическую «сердцевину» (в отличие от других элементов — ритма, динамики, высотной линии и прочих, встречающихся и вне музыки).

Лейтмотив— характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовы­вают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определенную драматическую ситуацию и звучат при появлении пер­сонажа на сцене, при упоминании о нем или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения.

Литавры— ударный инструмент, настраиваемый на определенный тон. Представляет собой систему двух или нескольких медных котлов, открытая сторона которых затянута кожей. Инструмент азиатского происхождения, в Европе известен с XV в. Применяются литавры трех размеров: большая, сред­няя и малая. Настройка может быть изменена по указанию композитора во время исполнения произведения (в паузах); повышение или понижение строя достигается при помощи винтов, усиливающих или ослабляющих натяжение кожи. Звук литавры похож на звук большого барабана, но слабее и имеет определенную высоту. Играют двумя палочками с мягкими головками, ко­торые позволяют получить более или менее продолжительные звуки или ха­рактерное тремоло (быстрым чередованием ударов обеих палочек), создавать яркие динамические нарастания и спады. Один музыкант может играть на трех или даже четырех литаврах.

Ложки— русский народный ударный инструмент. Набор включает 3—5 ло­жек разного размера (одна большая), изготовленных из специально высу­шенной древесины (клен, ясень и др.). Исполнитель, зажав ложки в правой руке выпуклыми сторонами друг к другу, чередует прямые и скользящие удары о ладонь левой руки и о колено. В современных ансамблях и оркестрах народных инструментов используются модернизированные ложки (введены в кон. XIX — нач. XX в.) с удлиненной рукояткой и бубенцами и иной техникой игры.

Мадригал(итал. madrigale, от ср.-век. лат. matricale — песня на родном языке) — светская песня эпохи Возрождения, исполнявшаяся на итальянском языке. Первоначально одноголосная, в XVI в. многоголосная (ансамблевая, хоровая) песня, обычно любовного содержания и изысканного харак­тера.

Мазурка— польский народный танец с четким ритмическим рисунком, рез

кими акцентами на любых долях такта. Темп различный — от умеренного до стремительного, со многими промежуточными градациями. Ритмическзя жи­вость и гибкость мазурки позволяют воплотить самые различные образы и состояния. В нач. XIX в. получила широкое распространение как бальный та­нец и как жанр художественных произведений.

Маракасы— парный ударный инструмент латиноамериканского происхож­дения, первоначально представлял собой пустой кокосовый орех, в который засыпали камешки и косточки маслин. Современные маракасы изготовляются из металла, дерева, пластмассы, внутрь засыпают дробь. Звук извлекают по­тряхиванием.

Марш— пьеса четкого ритма, предназначенная для сопровождения кол­лективного шествия. Призван объединять движение (шаг) идущих, а также создавать у них определенное настроение, отсюда разные типы маршей, отли­чающиеся темпом и характером музыки: парадный, походный, встречный, похоронный и т. д. Художественные образы и форма разновидностей марша часто используются в инструментальной музыке, предназначенной для концертно­го исполнения, а также в песнях.

Мелодия— напев, важнейшая основа музыкального произведения, вырази­тельное средство музыки. Способна воплотить самые различные образы и состояния. Осмысленно-выразительное и законченное по построению одного­лосное проследование звуков, объединенных определенными отношениями высоты, длительности и силы (на основе лада и метра). Может существовать также в соединении с другими голосами или с сопровождением.

Менуэт(франц. menuet, от menu — маленький, мелкий) — старинный та­нец французского происхождения. Исполнялся маленькими шагами, в умерен­ном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями. Имеет трехдоль­ный размер. В кон. XVII— нач. XVIII в. становится популярным танцем во всех странах Европы. В России XVII в. его танцевали на ассамблеях Петра I. Позднее форму этого танца использовали в оперных и балетных произве­дениях, он входил во многие инструментальные циклы. На протяжении XVIII в. его характер значительно изменяется: постепенно ускоряется темп, в движениях

Наши рекомендации