Контроль за развитием музыкальных способностей
Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.
Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей (Б. М. Теплов).
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления1.
Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы (Б. М. Теплов).
Признавая динамичность, развиваемость музыкальных способностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.
Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способности музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свидетельствует о наличии у него музыкально-слуховых представле ний, но одновременно и об отсутствии скоординированности слуха и голоса.
Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями развитости способностей являются приобретенные навыки и умения. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позволяют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы показатели, включающие эмоциональность, выразительность движений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма) только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.
Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).
Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей. Одним из показателей развитости ладового чувства являются любовь и интерес к слушанию музыки .
Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), просьбах повторить произведение, наличии любимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»). Кроме того, развитие ладового чувства определяется по умению различать устойчивые и неустойчивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.
Музыкально-слуховые представления проявляются в двух видах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания могут усложняться: пение хорошо знакомой мелодии с сопровождением, без сопровождения; пение малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной; подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколько раз прослушанной; подбор мелодий и т. д.
К показателям развитости чувства ритма относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети начиная с 5 лет могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.
Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития музыкальных способностей (табл. 1). Диагностика может проводиться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые задания дети выполняют небольшими группами, другие — индивидуально.
Та б л и ц а 1. Диагностика музыкальных способностей детей
Младшая группа
.Чя п/п | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма |
3 4 5 | Внимание Просьба повторить Наличие любимых произведений Внешние проявления (эмоциональные) Узнавание знакомой мелодии | Подпевание знакомой мелодии с сопровождением | Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3—5 звуков Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки Соответствие ритма движений ритму музыки |
Средняя группа
2 3 | Внимание Просьба повторить Наличие любимых произведений Внешние проявления (эмоциональные) | Пение знакомой мелодии с сопровождением Пение малознакомой попевки (после нескольких ее прослушиваний) с сопровождением Воспроизведение хорошо знакомой попевки из 3—4 звуков на металлофоне. | Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии Соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки с контрастными частями Соответствие ритма движений ритму музыки (с использованием смены ритма) |
№ п/п | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма |
7 8 | Высказывания о характере музыки (двухчастная форма) Узнавание знакомой мелодии по фрагменту Определение, закончилась ли мелодия Определение правильности интонации в пении у себя и других |
Старшая группа
Внимание | Пение знакомой мело- | Воспроизведение в хлоп- | |
дии с сопровождением | ках, в притопах, на музыкальных инструментах ритмического рисунка мелодии | ||
Просьба повторить | Пение знакомой мело- | Соответствие эмоциональ- | |
дии без сопровождения | ной окраски движений характеру музыки с малоконтрастными частями | ||
Наличие любимых | Пение малознакомой ме- | Соответствие ритма движе- | |
произведении | лодии (после несколь- | ний ритму музыки (с ис- | |
ких ее прослушиваний) | пользованием смены рит- | ||
с сопровождением | ма) | ||
Внешние проявления | Пение малознакомой ме- | ||
(эмоциональные) | лодии без сопровожде- | ||
ния | |||
Высказывания о му- | Подбор по слуху хорошо | ||
зыке с контрастными | знакомой короткой по- | ||
частями | певки на металлофоне | ||
Узнавание знакомой | Подбор по слуху мало- | ||
мелодии по фрагменту Определение, закон- | знакомой попевки | ||
чилась ли мелодия | |||
Окончание на тонике начатой мелодии |
Примечание. Ориентируясь на перечисленные показатели, педагог дает детям задания. Результаты он заносит в таблицу 2, в которой фиксируются номер задания и оценка по пятибалльной системе.
№ п\п | Фамилия и имя ребенка | Ладовое чувство | Музыкально-слуховые представления | Чувство ритма | Репертуар | |||
№ задания | Оценка | № задания | Оценка | № задания | Оценка | |||
Смирнов Сергей |
Вопросы и задания
1. Охарактеризуйте понятие музыкальные способности.
2. Какие свойства музыкальных звуков отличают их от других звуков, встречающихся в жизни?
3. Какие основные музыкальные способности входят в структуру музыкальности?
4. Назовите виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.
5. Составьте задания для проведения диагностики музыкальных способностей по каждой возрастной группе.
Глава IV
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ