Контроль за развитием музыкальных способностей

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-раз­ному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слухо­вые представления — способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие ран­него проявления способностей не является показателем сла­бости или тем более отсутствия способностей (Б. М. Теплов).

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впе­чатления1.

Все три основные музыкальные способности тесно взаимо­связаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональ­ный и слуховой) могут проявляться у разных людей в различ­ных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями (даже абсолютным слухом) и легко воспроизводя мелодию, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой спо­собности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприя­тием звуковысотного (и ритмического) движения, в основе му­зыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмо­циональной выразительности музыки и т. д. Поэтому, если ка­кая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других, так как музыкальные способ­ности не существуют независимо друг от друга. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педа­гогической работы (Б. М. Теплов).

Признавая динамичность, развиваемость музыкальных спо­собностей, бессмысленно проводить какие-либо разовые испы­тания и на основании их результатов предсказывать музыкаль­ное будущее ребенка. Нужны постоянные наблюдения за деть­ми с проведением диагностических срезов развития. Диагности­ка музыкальных способностей, проводимая один-два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждо­го ребенка и соответственно корректировать содержание заня­тий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретае­мыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контро­лировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Навыки и умения иногда выступают показателями развития той или иной способности, например овладение чистотой интонирования в пении является показателем развитости способно­сти музыкально-слуховых представлений. Но эта способность может проявляться не только в пении, но и игре на музыкальных инструментах по слуху. Поэтому, если ребенок затрудняется спеть, но может подобрать мелодию на инструменте, это также свиде­тельствует о наличии у него музыкально-слуховых представле контроль за развитием музыкальных способностей - student2.ru контроль за развитием музыкальных способностей - student2.ru контроль за развитием музыкальных способностей - student2.ru контроль за развитием музыкальных способностей - student2.ru ний, но одновременно и об отсутствии скоординированности слу­ха и голоса.

Как уже подчеркивалось выше, не всегда показателями раз­витости способностей являются приобретенные навыки и уме­ния. Так, способность эмоциональной отзывчивости на музыку (центр музыкальности) не может быть зафиксирована в навы­ках и умениях. Нужны специальные показатели, которые позво­ляют судить о ее развитии у ребенка. Диагностика способности чувства ритма также не может быть приравнена к овладению детьми двигательными навыками и умениями. Необходимы по­казатели, включающие эмоциональность, выразительность дви­жений и их соответствие ритму музыки. Игра на музыкальных инструментах может быть показателем развитости музыкально-слуховых представлений (и чувства ритма) только если мелодия подбирается по слуху, но не воспроизводится по показу или с применением цветовых и других обозначений.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, ка­кие способности в структуре музыкальности считаются основ­ными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкаль­ных способностей — ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).

Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкаль­ности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной спо­собности в соответствии с возрастными возможностями детей. Одним из показателей развитости ладового чувства яв­ляются любовь и интерес к слушанию музыки .

Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пан­томимических), просьбах повторить произведение, наличии лю­бимых произведений и т. д. Как одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку ладовое чувство проявляется не только в виде внешних эмоциональных реакций. В какой-то мере его показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при доста­точном «словаре эмоций»). Кроме того, развитие ладового чув­ства определяется по умению различать устойчивые и неустой­чивые звуки при окончании на них мелодии, узнавать мелодию, по чувствительности к точности интонации.

Музыкально-слуховые представления проявляются в двух ви­дах музыкальной деятельности: пении и подборе мелодий по слуху на музыкальных инструментах. В зависимости от возраста детей задания могут усложняться: пение хорошо знакомой ме­лодии с сопровождением, без сопровождения; пение малознакомой или незнакомой мелодии, несколько раз прослушанной; подбор по слуху хорошо знакомой короткой попевки или несколь­ко раз прослушанной; подбор мелодий и т. д.

К показателям развитости чувства ритма относятся вырази­тельность движений, их соответствие характеру и ритму музы­ки. Дети начиная с 5 лет могут выполнять задания на воспро­изведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.

Для каждой возрастной группы определяются показатели и задания, которые позволяют судить о динамике развития му­зыкальных способностей (табл. 1). Диагностика может прово­диться педагогом в течение нескольких занятий. Некоторые за­дания дети выполняют небольшими группами, другие — инди­видуально.

Та б л и ц а 1. Диагностика музыкальных способностей детей

Младшая группа

.Чя п/п Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
3 4 5 Внимание Просьба повторить Наличие любимых произведений Внешние проявления (эмоциональные) Узнавание знакомой мелодии Подпевание знакомой мелодии с сопровожде­нием Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка мелодии из 3—5 звуков Соответствие эмоциональ­ной окраски движений ха­рактеру музыки Соответствие ритма движе­ний ритму музыки

Средняя группа

2 3   Внимание Просьба повторить Наличие любимых произведений Внешние проявления (эмоциональные) Пение знакомой мело­дии с сопровождением Пение малознакомой попевки (после несколь­ких ее прослушиваний) с сопровождением Воспроизведение хоро­шо знакомой попевки из 3—4 звуков на металлофоне. Воспроизведение в хлопках, в притопах, на музыкаль­ных инструментах ритми­ческого рисунка мелодии Соответствие эмоциональ­ной окраски движений характеру музыки с контраст­ными частями Соответствие ритма движе­ний ритму музыки (с ис­пользованием смены ритма)


№ п/п Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма
7 8 Высказывания о ха­рактере музыки (двух­частная форма) Узнавание знакомой мелодии по фрагмен­ту Определение, закон­чилась ли мелодия Определение правиль­ности интонации в пении у себя и дру­гих    

Старшая группа

Внимание Пение знакомой мело- Воспроизведение в хлоп-
    дии с сопровождением ках, в притопах, на музы­кальных инструментах рит­мического рисунка мелодии
Просьба повторить Пение знакомой мело- Соответствие эмоциональ-
    дии без сопровождения ной окраски движений ха­рактеру музыки с малоконт­растными частями
         
Наличие любимых Пение малознакомой ме- Соответствие ритма движе-
  произведении лодии (после несколь- ний ритму музыки (с ис-
    ких ее прослушиваний) пользованием смены рит-
    с сопровождением ма)
Внешние проявления Пение малознакомой ме-  
  (эмоциональные) лодии без сопровожде-  
    ния
Высказывания о му- Подбор по слуху хорошо  
  зыке с контрастными знакомой короткой по-  
  частями певки на металлофоне  
Узнавание знакомой Подбор по слуху мало-  
  мелодии по фрагмен­ту Определение, закон- знакомой попевки  
   
  чилась ли мелодия    
Окончание на тонике начатой мелодии    

Примечание. Ориентируясь на перечисленные показатели, педагог дает детям задания. Резуль­таты он заносит в таблицу 2, в которой фиксируются номер задания и оценка по пятибалльной системе.

№ п\п Фамилия и имя ребенка Ладовое чувство Музыкально-слуховые представления Чувство ритма Репертуар
№ задания Оценка № задания Оценка № задания Оценка
Смирнов Сергей  

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте понятие музыкальные способности.

2. Какие свойства музыкальных звуков отличают их от других звуков, встре­чающихся в жизни?

3. Какие основные музыкальные способности входят в структуру музыкаль­ности?

4. Назовите виды деятельности, в которых успешно развивается каждая музыкальная способность.

5. Составьте задания для проведения диагностики музыкальных способно­стей по каждой возрастной группе.

Глава IV

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ

Наши рекомендации