С поднятием согнутых ног вперед

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

Начиная с правой ноги на каждую четверть или восьмую такта в зависимости от темпа делается небольшой шаг — перескок на низкие полупальцы; колено присогнуто.

Одновременно с перескоком левая нога сгибается в колене и с вытянутой стопой резко поднимается в прямом положении вперед-вверх.

Этот вид бега исполняется с очень небольшим продвижением впе­ред, на месте и с продвижением назад. Корпус прямой, подтяну­тый, плечи расправлены. Руки — в 1-м или в 3-м основных поло­жениях.

Бег с поднятием согнутых ног вперед хорошо сочетается с пооче­редными фиксирующими ударами правой и левой руки по бедру то правой, то левой ноги. Если этот бег повторяет ритмический рисунок переменного шага с притопом, то на паузу, на счет «и», вместо притопа по ноге, находящейся в воздухе в согнутом поло­жении, делается скользящий удар по бедру (от себя или к себе). Этот бег хорошо комбинируется с короткими прыжками — подско­ками на двух ногах, с бегом с отбрасыванием согнутых ног назад и рядом других элементов.

Можно ритмически усложнять исполнение всех видов танцеваль­ного бега.

Например, бег с поднятием ног вперед: два шага — перескока на каждую четверть и три шага — перескока на каждую восьмую, четвертая восьмая — пауза. Или бег с отбрасыванием ног назад:

два шага — перескока на каждую четверть и четыре шага — пере­скока на каждую восьмую и т. д.

Если бег с отбрасыванием ног назад и поднятием ног вперед повторяет ритмический рисунок переменного шага, тогда нога будет выдерживать паузу, остава­ясь на счет «и» в воздухе, а если повторять ритм переменного шага с притопом, то акцент полупальцами, каблуком или полной стопой ноги будет приходиться в пол.

Это лишь несколько вариантов исполнения бега с отбрасыванием согнутых ног назад и бега с поднятием согнутых ног вперед в различных ритмических рисунках.

Все разновидности танцевального бега встречаются в различных групповых плясках и кадрилях многих областей России.

Бег с отбрасыванием ног назад и бег с поднятием ног вперед по своему духу и характеру исполнения ближе к современным пляс­кам, а также к солдатским, матросским и другим групповым сов­ременным пляскам. Бег этот исполняется как парнями, так и де­вушками, если, разумеется, костюм позволяет им делать такое движение.

В репертуаре Государственного ансамбля народного танца СССР есть «Краснофлотская сюита» (постановка И. А. Моисеева, 1945 г.), где целая картина — эпизод «Аврал» — построена набеге с поднятием согнутых ног вперед. Бег исполняется в быстром темпе на восьмые, а в некоторых моментах и на шестнадцатые доли такта. При этом беге руки, согнутые в локтях, подняты на уровне груди по обеим сторонам корпуса; кисти сжаты в кулаки. При исполнении бега руки, не разгибаясь в локтях, делают не­большое движение вперед-назад. Причем если поднимается левая нога, то правая рука движется вперед вверх, а левая отводится назад - вниз, и наоборот.

В ансамбле этот бег с таким движением рук получил название «аврал».

В Государственном русском народном хоре имени Пятницкого «Молодежная пляска с фантами» (постановка А. Климова, 1954 г.) была целиком построена на беге с отбрасыванием согнутых ног назад.

На Урале, в Красноуфимском районе Свердловской области, бытует кадрильная пляска «Крученка», в ней участвуют восемь девушек и четыре парня. Исполняется она тройками: две девуш­ки и один парень.

Вся пляска идет под одну мелодию в стремительном темпе и состоит из замысловатых переходов тройками из одной фигуры в другую фигуру. Основным движением этой кадрильной пляски так­же является бег с отбрасыванием согнутых ног назад.

Ходы

Если шаг или бег приобретает свои специфические особенности, своеобразную манеру исполнения и становится типичным, прису­щим лишь для одной области, местности или села, а порой и для одной пляски или хоровода, он уже называется ходом. Иногда составной частью хода той или иной пляски различных об­ластей могут быть дробные движения, подскоки и другие элементы русского народного танца. Но ход — это не только разнообразные шаги, бег и другие движения ног, присущие той или иной пляске, местности или области. Часто при одном и том же движении ног своеобразные положения или движения рук, осанка корпуса, осо­бая манера держать голову и даже темп музыкального или пе­сенного сопровождения сильно разнообразят эти ходы, резко изменяют их характер. Ходы становятся непохожими друг на друга. Со своей особой, специфичной манерой исполнения каждый ход бытует отдельно, самостоятельно в той или иной пляске, местности или области.

Ход — это широкое, емкое понятие, включающее в себя все ком­поненты выразительности.

Сибирский

В плясках и игровых хороводах различных областей Сибири — Омской, Читинской, Иркутской и других — мы наблюдаем шаги, которые начинаются или с высоких полупальцев, или с ребра каб­лука. Такие шаги, не встретишь ни в каких других областях Рос­сии. Положение рук и корпуса здесь тоже особенное, сибирское: широкие и мягкие движения рук, гордая осанка корпуса с высо­ко поднятой головой. Все это: своеобразные шаги, специфические положения рук, корпуса, встречающиеся только в областях Си­бири,— дает нам право назвать этот шаг сибирским ходом.

С каблука (рис. 85)

Движение занимает '/г такта.

Исходное положение ног—1-е прямое.

Руки — в 4-м основном положении («калачиком»).

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru Рис. 85. Сибирский ход с каблука

Рис. 86. Сибирский ход с носка

«И» (затакт) — правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом с «сокращенной» стопой и делает небольшой шаг вперед на ребро каблука. Верхняя часть корпуса мягко начи­нает поворачиваться влево.

«Раз» — одновременно с небольшим приседанием правая нога опускается на полную стопу. Левая с «сокращенной» стопой под­нимается над полом. Колено выпрямляется. Верхняя часть кор­пуса мягко продолжает поворачиваться влево. Голова приподни­мается вверх; взгляд направлен вперед.

«И» — пауза.

При продолжении движения делается шаг левой ногой на ребро каблука.

Парни исполняют этот ход так же, но колени поднимаются выше и резче, чем у девушек. Руки у них, как говорят в Сибири (особенно в Читинской области), «гуляющие» — из подготовительного положения, свободно сгибаясь в локтях, двигаются одновременно - одна вперед, другая назад вместе с движением ног, затем руки меняются. Корпус прямой, повороты вправо и влево гораздо мень­ше, чем у девушек. Голова приподнята вверх или повернута в сторону партнерши. 2) С носка (рис. 86) Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—-1-е свободное. Руки у парней заведе­ны за спину или под пиджак, под поддевку. У девушек — в 4-м по­ложении («калачиком»).

«И» (затакт)—правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается над полом — у девушек невысоко, у парней высоко — и, сделав небольшой шаг вперед, опускается на высокие полупальцы. Ко­лено левой ноги вытянуто.

«Раз» — правая нога опускается на всю стопу с одновременным небольшим приседанием. Одновременно левая нога, сгибаясь в колене, поднимается с вытянутым подъемом над полом — у девушек невысоко, у парней высоко.

«И» — пауза.

При повторении движения шаг делается с левой ноги. Корпус прямой, голова гордо поднята вверх, взгляд направлен: прямо перед собой. Можно также произвольно поворачивать голо­ву то вправо, то влево.

Оба этих хода могут исполняться не только с продвижением впе­ред, но и с продвижением в сторону — вправо или влево. При про­движении в сторону шаги перекрещенные. Например, при движе­нии влево левая нога делает шаг в левую сторону, правая также шаг влево, переступая через стопу левой ноги, затем левая нога снова делает шаг влево и т. д.

За счет сгибания коленей при каждом шаге корпус в этих ходах имеет характерное движение вверх и вниз. Это движение по вер­тикали может быть как плавным, так и немного резким в зави­симости от темпа музыки и характера пляски. Сибирский ход исполняется, как правило, медленно, степенно, гор­до, у девушек иногда — более игриво, особенно если темп музы­кального сопровождения увеличивается.

Пляска «Золотая цепочка» в Государственном русском народном хоре имени Пятницкого (постановка Т. Устиновой) вся построена на этих двух ходах.

Воронежский девичий плавный

Этим ходом девушки плывут, как лебеди, как утушки. Этот ста­ринный плавный ход — «уточка» или «уточкой» — по настоящее время сохранился в своем чистом виде только в различных райо­нах Воронежской области.

Движение занимает '/г такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в подготовитель­ном положении.

«Раз» — небольшой скользящий шаг правой ногой вперед на всю стопу; колено свободное.

«И» — левая нога, согнутая в колене, скользящим шагом на низ­ких полупальцах подставляется на полупальцы к носку правой ноги.

Движение исполняется все время или с правой, или с левой ноги. Руки то плавно поднимаются в стороны, как крылья, то опускают­ся, то переводятся из стороны в сторону или остаются опущен­ными вниз. Плечи чуть впереди всего корпуса, они как бы опере­жают в своем движении корпус и ноги. Корпус не должен качать­ся вверх-вниз.

Этим ходом можно двигаться только вперед. Движение исполняет­ся в быстром темпе, с большим продвижением вперед, стреми­тельно, но плавно, без рывков. Нередко понятие «плавно» ассо­циируется у исполнителей и даже хореографов с медленной, плав­ной музыкой или песней. Это совсем не так. Часто в народе при­ходится наблюдать, как девушка или парень пляшут под быст­рую музыку или песню, но тем не менее величаво. Движения их корпуса, головы и рук плавны и величественны, хотя ноги и дви­гаются в такт быстрой музыке. Это одна из характерных особен­ностей русского народного танца, о которой нельзя забывать. Так, например, «Девичий воронежский хоровод», поставленный в 1945 г. в Государственном русском народном хоре имени Пятниц­кого Т. Устиновой, полностью построен на воронежском девичьем плавном ходе и идет в сопровождении воронежской песни «Ой со вечера, с полуночи», которая исполняется в быстром темпе, а де­вушки, словно лебеди, плывут по кругу. Благодаря этой плавно­сти и величавости движений исполнителей хоровод оставляет не­забываемое впечатление.

Ход смоленской пляски «Гусачок»

Бытуют ходы, присущие только отдельным пляскам. Так, в Смо­ленской области, в Дорогобужском районе, издавна пляшут «Гусачка». Пляска эта веселая, задорная, увлекательная, исполняет­ся с юмором и с пением частушек.

Гусак по полю ходил,

Гусак семечки носил,— поют парни.

А гусыня отнимала,

На базаре продавала... и-их!!! — подхватывают девчата.

Участники пляски подражают движениям гусей, их повадкам, по­ходке вперевалочку.

Основной ход этой пляски — переменный шаг второго вида (один длинный и два коротких шага), но исполняется он по-особому, своеобразно, со свойственным только этой пляске характером — с поочередным поворотом корпуса то правым, то левым плечом по ходу движения.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки у парней — рас­крыты в стороны и слегка заведены назад, изображая крылья гусака, у девушек — левая в 1-м основном положении, а правая придерживает подол сарафана.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед - вправо на всю сто­пу; колено свободно. Корпус правым плечом поворачивается в сторону правой ноги; голова немного поворачивается вправо, к правому плечу. Девушки при повороте корпуса утрируют дви­жение бедрами вправо.

«И» — левая нога делает «приступку» — подставляется с легким притопом на всю стопу к правой ноге в 1-е свободное положе­ние. Колени обеих ног свободны.

«Два» — правая нога, отделяясь от пола, вновь мягко, с «приступ­кой» опускается на всю стопу.

«И» — пауза.

Этим ходом идут вперед по одному или попарно. Во время испол­нения этого хода парами парень идет немного позади своей парт­нерши, у ее левого плеча. Иногда парень кладет голову правым виском на левое плечо девушки.

Ход «Уральской шестеры»

Этот ход также присущ только одной пляске — «Шестере». Эта современная кадрильная пляска бытует в нескольких районах Среднего Урала. Она была записана большим знатоком и пропа­гандистом уральского фольклора О. Н. Князевой в Покровском районе Свердловской области и поставлена в 1944 г. в Государ­ственном Уральском русском народном хоре.

Пляска исполняется в быстром темпе, с большим задором. Ход «Шестеры» состоит из своеобразного сочетания «молоточков», ко­торые очень распространены на Урале, где их часто называют «уральские молоточки». При выполнении хода «Уральской шесте­ры» верхняя часть корпуса не напряжена, плечи порой даже рас­слаблены. Вместе с движением рук и ног они с акцентом движут­ся вверх и вниз.

Парни и девушки исполняют этот ход одинаково.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е свободное. Руки, согнутые в лок­тях, направлены в стороны и чуть вперед и подняты от локтя вверх параллельно корпусу, как говорят на Урале — «свечкой». Кисти с согнутыми пальцами находятся не выше уровня глаз.

«Раз» — с подскока опуститься на низкие полупальцы или навею стопу присогнутой правой ноги. Левая, сгибаясь в колене, рез­ко отбрасывается назад с «сокращенной» стопой. Кисти рук поднимаются вверх не выше головы. Плечи слегка приподни­маются одновременно с руками.

«И» — короткий удар носком левой ноги в пол позади правой. Руки и плечи опускаются вниз.

«Два» — с подскоком опуститься на низкие полупальцы или на всю стопу присогнутой правой ноги. Левая от колена резко отбрасывается назад. Руки и плечи одновременно поднимаются вверх.

«и» — пауза.

При продолжении движения следующий шаг делается с левой ноги.

Шаркающий (скользящий, кадрильный)

Ход основан на скользящих, шаркающих шагах с одновременным небольшим приседанием и возвращением в исходное положение при каждом шаге. Этот ход чем-то напоминает движения сколь­зящего лыжника.

Особенно он распространен в русских кадрилях, отчего его часто называют кадрильным ходом. На каждую четверть исполняется шаг поочередно то правой, то левой ногой.

Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — шаг правой ногой вперед с проскальзыванием на всей стопе и небольшим приседанием. Пятка левой слегка отделяет­ся от пола, колено слегка сгибается. «И» — правая и левая ноги слегка выпрямляются в коленях. «Два» — шаг левой ногой вперед с проскальзыванием на всей сто­пе и небольшим приседанием. «Я» — левая и правая ноги слегка выпрямляются в коленях. Ход выполняется на присогнутых коленях, как бы пружиня. Необ­ходимо следить за тем, чтобы во время проскальзывания стопы ног не отделялись от пола.

И хотя движение ног в шаркающем ходе одинаковое, в каждой области существуют свои специфические положения и движения рук, своя традиционная манера исполнения, присущая лишь дан­ной местности.

Так, в «Калининской кадрили» этот ход исполняется в довольно быстром темпе, немного резко, корпус, плечи и руки, находящие­ся в 3-м основном положении, свободно покачиваются вверх и вниз в ритме шага. Это придает движению озорной характер. В «Шуйской кадрили» (Ивановская область) этот ход нетороп­ливый, медленный, он исполняется в благородной, степенной манере. Корпус подтянут, даже несколько напряжен. Движения рук у девушек и у парней очень плавные. У девушек руки согнуты в локтях; кисти с присогнутыми пальцами находятся на уровне груди; локти опущены, но не ниже кистей. Руки поочередно слег­ка движутся вперед-вверх и назад. У парней руки в подготови­тельном положении и, степенно, невысоко поднимаясь, движутся вперед-назад. Пальцы рук слегка присогнуты. Часто шаркающий ход имеет свои местные названия, метко и точно характеризующие особенности его исполнения. Так, в «Са­ратовской кадрили» шаркающий ход называют «тропочкой»; в не­которых семейских плясках Читинской области — «шаркун»; в пляске «Сени» Лешуконского района Архангельской области — «нырушкой». Здесь с первым шагом делается легкий наклон голо­вы и корпуса— своеобразное ныряющее движение,— а на второй, третий и четвертый шаги корпус постепенно выпрямляется и голова слегка откидывается назад. Руки находятся в подготови­тельном положении. Затем движение повторяется сначала. Разнообразные по характеру, различные по названиям ходы ярко отражают многообразие местных особенностей исполнения хоро­водов и особенно плясок.

Дроби

Дроби — один из самых распространенных элементов русского на­родного танца.

Дроби любимы народом, их исполняют с большим удовольствием парни и девушки, мужчины и женщины. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тон­кую музыкальность исполнителя, его характер. По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громки­ми— стучащими, но они могут быть и тихими — журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Рус­ская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота испол­нения дробей — в их легкости. Дроби очень разнообразны в рит­мическом отношении. Они могут быть и простыми и очень слож­ными. Этому способствовало ритмическое богатство русских на­родных песен и импровизационный талант народных мастеров — плясунов и плясуний, сочинявших новые дроби. Порой исполни­тель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музы­ки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в мо­мент исполнения.

 

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритми­ческий орнамент по сравнению с дробными движениями, исполня­емыми в танцах других народов.

В наши дни дроби еще больше усложнились. Они получили новые смелые ритмические сочетания, особенно в профессиональных и самодеятельных ансамблях.

Но исполнение дробей не обязательно должно быть лихим и бы­стрым, дроби могут выражать и лирическое и любое другое наст­роение пляшущих.

Что же такое дробь? Это очень распространенное движение рус­ского народного танца, которое в своей основе состоит из сильных и резких ударов ногами в пол — полной стопой, полупальцами и каблуком. Все удары сочетаются между собой в различных ком­бинациях и ритмических рисунках. Они могут быть одинарными и выполняться поочередно - то правой, то левой ногой, двойными — два удара одной ногой и даже тройными — по три удара одной ногой. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Все эти удары могут исполняться на каждую четверть, на каждую восьмую, на шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта.

На этой основе создается огромное количество простых и слож­ных ритмических композиций и орнаментов, разнообразных дро­бей.

Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими.

В женской дроби удар должен быть более острым, а звук тише, нежели у мужчин, и работающая нога поднимается не так высоко.

Дробь может сочиняться и исполняться на музыкальную фразу любой длительности.

Все дроби могут исполняться на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Дробей в русском танце и комбинаций из них множество, не гово­ря уж об исполнении дробей в различных местных манерах. Часто про дробь можно услышать такие выражения: «рассыпал горо­хом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В народе дробь назы­вают «топотухой», «дробью-пристуком», «дробец» и ласково «дробушечка», «дробушечки», «топотушка», «топотушки».

В Ставропольском крае бытует название «горошинка», «горо­шинки», в Астраханской области — «рассыпуха», «рассыпушка», на Урале — «пристуки», «пристук», в Архангельской области —«оттопы» и т. д.

С. Есенин в стихотворении «Плясунья» (1915) описал пляску с дробью в таких строках:

Ты играй, гармонь, под трензель,

Отсыпай, плясунья, дробь!

На платке краснеет вензель,

Знай прищелкивай, не робь!

Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Тропак», «Дробо-туха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и др.

Подготовка к дробям

Прежде чем начать исполнять различные дроби, необходимо усво­ить выполнение ударов — всей стопой, полупальцами и каблуком, так как они являются не только их составной частью, но и под­готовкой к исполнению различных видов дробей.

1) Притопы

Сильный удар ногой в пол всей стопой называется притопом, иногда пристуком.

Притопы входят почти в любое дробное движение, они являются одной из составных частей дроби, и при изучении дробей мы к ним вернемся. Однако притопы могут быть и самостоятельным элементом в пляске. С притопов можно начинать и заканчивать не только любое движение — колено, но и всю пляску. Притопы исполняются лихо, с задором, четко. Не случайно быту­ют такие выражения — «припечатал», «топнул», «при­топнул», «пристукнул» и т. д.

Но притопы могут исполняться и мягко и как бы задумчиво. Притоп можно выполнять из любого основного положения ног. Руки также могут находиться в любом основном положении.

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт)—правая нога, сокращенная в подъеме, сгибаясь в

колене, слегка приподнимается над полом. «Раз» — резкий удар всей стопой в пол. Ноги в коленях вытянуты. «И» — пауза.

Бывают и другие виды притопов.

а) С полуприседанием

Движение занимает !/2 такта. Исходное положение ног—1-е сво­бодное. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт)—левая нога сгибается в колене; правая, сгибаясь в колене, слегка приподнимается над полом.

«Раз» — сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоя­нии стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в коленях. Голова поворачивается в сторону правой ноги.

«И» — пауза.

б) С подскоком
Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — левая нога сгибается в колене и после подскока

опускается на всю стопу. Правая сгибается в колене и припод­нимается над полом.

«Раз» — сильный удар всей стопой правой ноги в пол на расстоя­нии стопы от левой. Обе ноги вытягиваются в коленях.

«И» — пауза.

в) «Печатка» (одновременный притоп двумя ногами) Движение занимает '/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — одновременный притоп двумя ногами, резкий, короткий, почти без прыжка на присогнутых ногах.

«И» — пауза.

Все притопы могут выполняться как на сильную, так и на слабую долю такта — синкопа.

В зависимости от характера пляски руки во время притопов могут находиться в различных основных положениях или одновременно с ударом одной или двух ног в пол раскрываться в 3-е, закры­ваться в 1-е основное положение и быть самыми разнообразными, в зависимости от индивидуальности исполнителя

2) Удары полупальцами

Другой составной частью дроби является удар полупальцами — подушечкой стопы (в редких случаях носком). Поочередные вы­стукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или каж­дую восьмую в различных темпах дают возможность отрабаты­вать и нарабатывать технику исполнения дробей. Удары выпол­няются как на сильную, так и на слабую долю такта. Но удары полупальцами — не только составная часть дроби. Они существуют и исполняются самостоятельно, как элемент русского народного танца, и комбинируются со многими другими элемен­тами.

Из одних ударов полупальцами можно составить интересные по рисунку и ритму движения. Приведем лишь один пример.

«Переборы» (рис. 87).

Этот элемент основан на ударе полупальцами с последующим акцентированным ударом в 3-м свободном положении поочередно то с одной, то с другой ноги.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 3-е свободное. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт)—удар полупальцами правой ноги в пол в 3-м сво­бодном положение.

«Раз» — перескок на правую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно левая, сгибаясь в колене,

слегка поднимается над полом с сокращенным подъемом в сво­бодном положении назад.

«И» — удар полупальцами левой ноги в пол в 3-м свободном по­ложении сзади правой.

«Два» — перескок на левую ногу с акцентированным ударом полу­пальцами в пол. Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, слегка приподнимается вперед с сокращенным подъемом в сво­бодном положении.

«И» — пауза.

Это движение можно выполнять на месте, с продвижением в сто­роны и с поворотом вокруг своей оси.

Руки могут находиться также в 3-м или 4-м основных положе­ниях.

Удары каблуком

Удары каблуком также являются составной частью дроби, хотя они (правда, уже в меньшей степени) могут быть в танце и самостоятельным движением. Из одних ударов каблуком можно соста­вить интересные комбинации.

Например: поочередные удары каблуками на каждую четверть или восьмую долю такта с небольшим продвижением вперед. Ноги с «сокращенными» стопами находятся в 1-м прямом положении. Корпус наклонен вперед. Руки постепенно раскрываются из поло­жения «подбоченившись» в стороны.

В движении «переборы», описанном выше, вместо ударов полу­пальцами можно выполнять удары каблуками.

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru
С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru
С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru

Рис. 87. «Переборы»

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru
С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru
С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru
С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru

Основные виды дробей

Дробей в русской пляске великое множесто, мы опишем лишь несколько простых, но основных видов дробей, имеющих опреде­ленные традиции исполнения и устоявшиеся названия. Без усвоения этих дробей трудно будет овладеть техникой исполнения более сложных дробей, а тем более сочинять новые сложные рит­мические рисунки — орнаменты и дробные композиции.

1) «Дробная дорожка»

— простая мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблу­ка, поочередно - то с одной, то с другой ноги (рис. 88).

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«Раз» — небольшой перескок вперед на всю стопу правой ноги в прямом положении, колено присогнуто и направлено вперед. Левая нога сгибается в колене и с «сокращенной» стопой высо­ко отделяется от пола в прямом положении назад - вверх.

«И» — удар каблуком левой ноги в пол в 1-м прямом положении; стопа сокращена.

«Два» — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги; правая отделяется от пола.

«И» — удар каблуком правой ноги в пол в 1-м прямом положе­нии; стопа «сокращена».

В дроби, исполняемой девушкой, удар каблуком должен быть более острым, чем у парней, а звук тише. Нога, отделяющаяся от пола, в прямом положении поднимается назад - вверх не так высо­ко, как у парней. Колени находятся на одном уровне с корпусом исполнителя, двигаются они довольно ограниченно. Движение может выполняться на месте, с продвижением вперед и в повороте.

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru

Рис. 89. «Дробь с подскоком»

2) «Дробь с подскоком»

— с двойным ударом одной ногой — каблуком и всей стопой (рис. 89).

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — подскок на левой ноге. Правая, сгибаясь в коле­не, с «сокращенной» стопой невысоко поднимается над полом впереди корпуса в прямом положении. Левая с резким прито­пом всей стопой в пол опускается в 1-е прямое положение.

«Раз» — резкий удар каблуком правой ноги у каблука левой. Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении пра­вая нога опускается на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Левая нога, сгибаясь в колене, отделяется от пола с «сокращенной» стопой впереди корпуса в прямом поло­жении.

«И» — небольшой подскок на правой ноге. Левая, сгибаясь в коле­не, с «сокращенной» стопой невысоко приподнимается над по­лом в прямом положении. Правая с резким притопом всей сто­пой в пол опускается в 1-е прямое положение.

«Два» — резкий удар каблуком левой ноги у каблука правой. Одновременно со вторым ударом в 1-м прямом положении левая нога опускается на всю стопу. Центр тяжести перено­сится на левую ногу. Правая нога, сгибаясь в колене, отделяет­ся от пола с «сокращенной» стопой.

«И» — пауза.

Движение исполняется задорно, четко, живо. Не надо бояться большого подскока в этой дроби, особенно при разучивании дви­жения.

Хорошо помогают в раскрытии характера этой дроби своеобраз­ные движения рук у девушек. Движение занимает '/2 такта. Руки — в 3-м основном положении.

«И» (затакт)—руки скрещиваются на уровне груди, локти от­ведены от корпуса, пальцы полусжаты в кулачки.

«Раз» — руки, не вытягиваясь в локтях, резко расходятся в сто­роны.

Дробь с подскоком исполняется на месте, с продвижением вперед или назад; продвижение происходит в момент подскока. Полный поворот корпуса на 360° выполняется за 1 такт. Если вращение делается вправо, то каждый новый поворот начинается с правой ноги, и наоборот.

При исполнении этих двух основных видов дробей необходимо обратить особое внимание учащихся на различное положение ног и коленей. В «дробной дорожке» колени обеих ног находятся на одной линии с корпусом, а в «дроби с подскоком» колено и стопа той или иной ноги находятся впереди корпуса.

3) «Мелкая разговорная дробь» (жен.) (рис. 90)

Эта дробь представляет собой усложнение «дробной дорожки».

Движение занимает 2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) —удар каблуком правой ноги об пол в 1-м прямом

положении. Колено присогнуто, подъем сильно сокращен.

Первый такт

«Раз» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу правой ноги. Колено присогнуто и направлено вперед. Левая, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращенным подъемом.

«И» — удар каблуком левой ноги об пол в 1-м прямом положе­нии; стопа сокращена.

«Два» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу левой ноги. Правая нога, согнутая в колене, приподнимается над по­лом с сокращенным подъемом слегка назад.

« и » — удар каблуком правой ноги об пол в 1-м прямом положе­нии; стопа сокращена.

Второй такт

«Раз» — перескок вперед с акцентом в пол на всю стопу правой ноги. Левая, согнутая в колене, приподнимается над полом с сокращенным подъемом.

«И» — удар каблуком левой ноги об пол в 1-м прямом положе­нии; стопа сокращена. И тут же удар подушечкой стопы. Левая нога, сгибаясь в колене, поднимается вверх. Пятка правой ноги отрывается от пола.

«Два» — удар пяткой правой ноги.

«И» — удар всей стопой левой ноги — в случае продолжения дви­жения удар каблуком левой ноги.

С поднятием согнутых ног вперед - student2.ru

[а] [б] [в] [г ] [ д ]

Рис. 90. «Мелкая разговорная дробь»

4) «В три ножки» (рис. 91)

Иногда эту дробь называют «трилистник», а в Саратовской об­ласти — «тринашки».

а) Подряд

Движение занимает III такта.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки —в 1-м основном положении.

«Раз» — левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей стопой в пол подставляется к правой в 1-е прямое поло­жение. Колени обеих ног присогнуты.

«И» — обе ноги вытягиваются в коленях.

Дробь исполняется чаще всего с одной ноги. Темп исполнения довольно быстрый, но эта дробь может исполняться и в медлен­ном темпе.

б) С переступанием

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног—1-е прямое. Руки — у девушек в под­готовительном, у парней — в 1-м основном положении. «И» (затакт) — правая нога делает небольшой шаг и с ударом ребром каблука опускается у середины стопы левой ноги. И тут же, опускаясь с ребра каблука на всю стопу, ударяет подушеч­кой стопы в пол. Колено правой ноги свободно, стопа сильно «сокращена».

«Раз» — левая нога отделяется от пола и одновременно с ударом всей стопой в пол подставляется к правой в 1-е прямое поло­жение. Колени присогнуты.

«И» — небольшой шаг вперед правой ногой с одновременным при­топом. Колени выпрямляются.

«Два» — левая нога, делая небольшой шаг вперед, одновременно с притопом подставляется к правой в 1-е прямое положение. Ноги в коленях вытягиваются.

«И» — пауза.

На следующий такт движение может начинаться как с правой, так и с левой ноги. Руки могут находиться в 3-м или 4-м основ­ном положении.

Дробь может исполняться не только в быстром, но и в медленном темпе.

Корпус на один такт делает поворот вправо, на другой такт — влево, даже если движение продолжается с одной и той же ноги. У парней поворот корпуса немного меньше, чем у девушек, но резче.

Руки у девушек расслабленные и двигаются вслед за поворотом корпуса. Голова удерживается прямо, не поворачиваясь вместе с корпусом. Руки у парней — в 1-м основном положении.

Так как «дробь в три ножки» (подряд и с переступанием) чаще всего исполняется с продвижением, дано описание именно этого варианта.

Для выполнения дроби на месте шаг вперед вначале движения не делается, а правая нога с ударом опускается на ребро каблука около каблука левой ноги.

5)«Дробь хромого» (трехчетвертная)

Эта дробь интересна и неожиданна тем, что в ней на музыкаль­ный размер 2/4 ложится трехчетвертной ритмический рисунок ног.

Движение занимает 1 такт.

Исходное положение ног — 2-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении

«Раз» — удар каблуком правой ноги по 2-му свободному поло­жению. Подъем сокращен, колено согнуто и направлено вперед. Колено левой ноги присогнуто.

«И» — перескок на подушечку стопы правой ноги, колено при­согнуто. Левая нога, согнутая в колене, слегка поднимается над полом с сокращенным подъемом и тут же коротко ударяет каб­луком об пол около носка правой.

«Два» — удар подушечкой стопы левой ноги об пол. Правая нога, согнутая в колене, слегка поднимается над полом с сокращен­ным подъемом.

«И» — пауза.

Движение начинается все время с правой ноги. Если эту дробь исполнять несколько раз подряд, то удары каблуком правой ноги будут попадать то на сильную, то на слабую долю такта.

Богатство и разнообразие дробей заключается не только в раз­личных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, прису­щей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби, исполняемые в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т. д. Мы приведем один пример с тройным дробным выстукиванием. Такие тройные выстукивания (притопы) очень распространены по всей России.

6) Тройные поочередные выстукивания (притопы)

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног—1-е прямое, правая нога приподнята

над полом. Р

Наши рекомендации