На ребро каблука с притопом — с продвижением вперед

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — взмах правой ногой вперед.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу.

«И» — правая нога слегка сгибается в колене, левая, согнутая в колене, с сокращенным подъемом, поднимается над полом.

«Два» — притоп левой ногой.

«И» — пауза, или движение начинается с левой ноги.

Все притопы в этом виде шага могут быть заменены ударом каб­луком. Шаг на ребро каблука с притопом или с ударом каблуком может выполняться и с поворотом корпуса, вправо и влево. Этот поворот корпуса описан выше в простом шаге с притопом.

Как в простом шаге с притопом — с продвижением вперед, так и в шаге на ребро каблука — с продвижением вперед притопы и уда­ры каблуком на сильную долю такта могут быть проскальзыва­ющими.

В шаге на ребро каблука с продвижением вперед проскальзываю­щий удар каблуком может выполняться на слабую долю такта.

На ребро каблука с проскальзывающим ударом — с продвижением вперед

Движение занимает 1/2 такта.

«и» (затакт) — взмах правой ногой вперед.

«Раз» — правая нога опускается на ребро каблука и переходит на всю стопу. Центр тяжести переносится на правую ногу. Одно­временно левая, поднимаясь на низкие полупальцы, отрывается от пола.

«И» — проскальзывающий удар каблуком левой ноги у середины стопы правой с последующим небольшим взмахом вперед-вверх; подъем сильно сокращен. Колени обеих ног вытянуты. При продолжении движения проскальзывающий удар каблуком делается с другой ноги. Этот шаг также можно исполнять и с небольшим приседанием на опорной ноге или с поднятием на полупальцы.

Шаг на ребро каблука и шаг на ребро каблука с притопом или проскальзывающим ударом уже не исполнишь в длинном сарафа­не. Это не хороводный шаг. Здесь требуется иной, более короткий костюм; с помощью такого шага изменяется и образ, создаваемый исполнителем. Так, движение — шаг — диктует педагогу или балет­мейстеру характер танца, характер его исполнения. В танце «Вензеля», поставленном

И. А. Моисеевым в Государст­венном академическом ансамбле народного танца России, пер­вая часть танца построена на шаге на ребро каблука с проскаль­зывающим ударом на слабую долю такта и с поднятием на полу­пальцы. Парни и девушки выполняют один и тот же шаг, но с раз­личным характером, различной манерой исполнения. В этом им помогают и руки, и корпус, и голова. У парней левая рука согнута в локте и заведена за спину, правая, вытягиваясь в локте, делает взмах от корпуса, пальцы слегка сжаты в кулак. Взмах произво­дится одновременно с проскальзывающим ударом каблуком пра­вой ноги на счет «и». Одновременно со следующим проскальзыва­ющим ударом каблуком левой ноги, также на счет «и», правая рука сгибается в локте перед грудью, не прикасаясь к корпусу. Пальцы остаются слегка сжатыми в кулак. Голова повернута впра­во, в сторону девушки. Все движения, весь вид парня говорят о смелости и решительности.

Девушки идут таким же шагом, с гордым, независимым видом, что достигается с помощью иных движений рук, положения головы и корпуса. Корпус прямой, подтянутый, голова поднята вверх и повернута в сторону парня, влево. Руки, согнутые в локтях, нахо­дятся на уровне груди. Локти направлены в стороны и находятся на одном уровне с кистями рук; пальцы вытянуты. И девушки и парни идут этим шагом в медленном темпе.

Шаг-притоп

С продвижением вперед

Движение занимает ½ такта.

Исходное положение ног —1-е свободное.

Руки — в 1-м основном положении.

«И» (затакт) — небольшое приседание на обеих ногах, правая нога слегка отделяется от пола.

«Раз» — одновременно с шагом притоп всей стопой правой ноги — крепкий, уверенный у парней и более мягкий, игривый у деву­шек. В момент притопа колени обеих ног вытягиваются. Левая нога остается сзади на низких полупальцах. У парней руки од­новременно с притопом резко, широко раскрываются в стороны в 3-е основное положение. Грудь вперед, голова гордо приподня­та. Сколько удали в этой позе! У девушек руки могут оставать­ся в 1-м основном положении или переходят в 3-е или 4-е основ­ное положение. В момент притопа правой ногой корпус либо прямой, либо правое плечо чуть-чуть поворачивается вперед-влево. Поза гордая и вместе с тем какая-то игривая. Этот шаг очень характерен для русской пляски.

С продвижением назад

С небольшого полуприседания на обеих ногах с «сокращенной» стопой небольшой шаг с правой ноги назад и притоп. В момент притопа ноги в коленях вытягиваются. Левая остается впереди на полной стопе или на низких полупальцах в зависимости от длины шага. Руки могут открываться в 3-е основное положение или оста­ваться в исходном положении.

Наши рекомендации