Характеристика тв-ва Г. В. Свиридова. Периодизация.

В историю вошел как лидер течения неофольклоризма. Главное- воспевание русской деревни, обычаев. Опирается на традиции русских композиторов 19 века, особенно Мусоргского.

В 60-70 годы приходит к теме города, через стихи Блока.( Пэма “Петербург”)

Выбрал путь малой формы- песни. ( Романсы, циклы, маленькие кантаты, оратории, концерты для хора. Писал для театральных постановок и к/ф.

Любовь к поэзии помогла открыть ему многих поэтов в музыке, и особенно Есенина.

1 период-30 годы-поэзия Пушкина, Блок

2 период- 40 годы- инструм. музыка, сонаты, квартеты, трио ( влияние Шостаковича

3 период-послевоенные до 60 годы- находит свой стиль, создает поэмы и Патетическую ораторию

4 период- 60-70 годы- тема города. Блок, Пастернак, Твардовский.

5 период- церковная музыка

«Поэма памяти Сергея Есенина». Общая характер-ка №1-3

Сперва написал песню и вокальный цикл на стихи Есенина, но понял что выходит за рамки камерности. Написал как поэму для хора, тенора и оркестра. В 1956 году исполнено. Открыл Есенина как большого русского поэта. Для Есенина главной была любовь к родине. Поэт, как действующее лицо. Поэма- это личные переживания. Можно разделить: 1-6- Русь уходящая, 7-10- Русь революционная.

Драматургия:

1 часть:1-3 номера (картины опустошения), 4-6( зарисовки природы, сельского труда)

2 часть:7-10- образы революции

1 – «Край ты мой заброшенный». Ощущение простора и щемящая грусть. Картины ветхости.
2 – «Поёт зима». Часть почти целиком посвящена изображению вьюги – трехчастный номер
3 – «В том краю, где жёлтая крапива». Смутная тоска и неудовлетворённость жизни. «О людях в кандалах» соло тенора. По интонационному складу она близка русским городским напевам.

«Поэма памяти Сергея Есенина». № 4-10

4-6- зарисовки природы , деревенского быта.

4 -«Молотьба». Предстаёт картина крестьянского труда. Верный своему пристрастию к живописности, воспроизводит не только ритм, звуки молотьбы. Картина молотьбы залита светом.
Между собой объединены два номера (5 и 6). «Ночь под Ивана Купала».
5 – картина ночи. Ночная природа, обряд, девичий хоровод..
6 – образ поэта. Из эпического рассказа народного сказителя , из картины летней ночи вырастает песня поэта.

7-10 –Образы революционные
7– «1919...». Далее приходит революция. Картина разрухи и запустения в родном краю. Завершается часть вопросом.
8 – «Крестьянские ребята». Мужской хор запевает лихую песню с прибаутками. В ней многое идёт от «Яблочка», от красноармейских частушек. Чередуются частушка и короткие маршевые эпизоды.
9– «Я последний поэт деревни». Отпевание самого себя. (ломка и гибель патриархального крестьянского уклада гибель ее песни). Прощальная песня народного певца. Связь с 1-м номером.
10– «Небо как колокол». Финал поэмы торжественного характера. Оркестр и хор сливаются в одном высказывании.
На протяжении всей части звучит колокольный звон (использованы колокола в оркестре). Все голоса хора сливаются в ритме перезвона. Это обеспечивает чёткость произнесения слов, их скандирование

«Пушкинский венок». Общая характер-ка №1-3

Из произведений 70-х годов самое крупное по масштабам и многогранное по содержанию (1979). В на­звании произведения отразилась идея концерта для хора. «Родственные по смыслу и настроению хоры образуют «венок» сложной композиции. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – их связывает музыка. Хор уподобляется оркестру.
«Пушкинский венок» разнообразен по жанрам и темам, и по образности. Разнообразие форм, лада, гармонии, мелодики. Попытка охватить разные этапы и грани человеческой жизни.

1. Зимнее утро-Это утро дня, утро года, утро жизни.
2. Колечушко, сердечушко- в стиле русского фольклора, печаль, одиночество
3. Мери- светлая, застольная в честь возлюбленной, женский портрет

«Пушкинский венок». № 4-10

4. Эхо- глубокое размышление о месте Поэта в мире
5. Греческий пир-только здесь и в № 6 используются инструменты (ударные) изображение пира, расцвет жизни (перевод Эвбула)
6. Камфара и мускус- ироничный х-тер. В восточном стиле.
7. Зорю бьют- размышление о прошлом. Трехплановая фактура.
8. Наташа- женский портрет, поздняя осень, преддверие зимы. Теплая романсовая интонация.
9. Восстань, боязливый- голос духа. 1 часть -начало в форме фуги. 2 часть-соло альта.
10. Стрекотунья, белобока- объединены 2 стиха. Моторика харак-ная для финала. Замыкается годо.вой и жизненный круг. Стремление угадать будущее.

Наши рекомендации