Симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 1ч.

Часть ответов

Симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 1ч.

Лишь 4 место в иерархии жанров. Строй симфоний образная яркость, театральность. 7 симфоний. Все симфонии в разных жанрах написаны.

Симфония 7, написана 1952-53 гг. «Стиль новой простоты.»(Прокофьев) Отличают доступность и песенность. Изначально задумывал как сюиту для детей. Называл юношеской симфонией. По жанру- лирико-эпическая. Лирика здесь многогранна ( элегическая, мечтательная, гимническая) Жанрово-бытовая сторона- контраст лирике, использованы мелодии современных песен.

1 часть-лирическая.

ГП- элегически мечтательная

СР- «вьюжный» х-тер

ПП- лирико-гимническая.

ЗП- сказочность, мечты о будущем, работа часового механизма

Разработка- порядок экспозиции

Реприза-арочность с началом (признаки эпики)

Симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 2-4ч.

2 часть- (вальс) жанро-бытовая

Молодежный вальс. Знак эпохи. Написан в сонатной форме без разработки. Есть и лирика, и юмористичность.

ГП- формируется постепенно.

СР- скерцо с ритмич. сбоями

ПП- интонации ГП 1 части. Мечтательная элегия.

Реприза- проведение с появлением новых эпизодов

Кода- праздничная кульминация

3 часть- лирическая.

Тема заимствована из драм. спектакля «Е. Онегин», лейтмотив Татьяны

Осн. Тема- романсовая, мечтательная

СР- сказочный колорит

Реприза- проведение осн. темы с модуляцией

4 часть- жанрово-бытовая

Напоминает спортивный матч. Рондо- соната.

Вступление и ГП-свисток судьи и рефрен в форме галопа.

СР-х-тер пионерского марша

ПП- движение механизма, матч

Рефрен- повтор ГП

Эпизод (разработочный)- просящий х-тер и тема СР

Реприза-без изменений.

Кода- проводятся темы ПП и ЗР 1 части

Характеристика тв-ва Д. Д. Шостаковича. Эволюция тв-ва.

Отличает интерес к нравственной философской проблематике. Интерес к проблемам добра и зла, личности и общества, жизни и смерти. Проблема художника и его предназначения. Шостакович- трагический композитор. Тв-во многогранно:

1 ведущий жанр симфония(15 симф)Продолжил традицию Бетховена, Чайковского-в симфонии-драме.

2 жанр по значимости-камерно-инструментальный (квартет, сонаты, трио)

Далее вокальные и хоровые пр-ния( циклы, хор. поэмы)

На 4 месте театральная (оп.“Леди Макбет Мценского уезда”,балет”Светлый ручей”и т.д.)и музыка к к/ф (“Овод”,”Молодая гвардия”)

Эволюция тв-ва:

1 период-Сочиняет с первых шагов. Период экспериментаторства (20-е г)

2 и 3 симфонии-одночастны, в пролетарском ключе.

Далее работа в области театра ( оперы”Леди Макбет...”(трагедия-сатира) и “Нос”).

В 30-е годы написаны 4,5,6 симфонии, с 5 симфонии начинается классический этап.

2 период- в первые месяцы войны написана 7 симфония. Прославила Шостаковича. В 1943- 8 симфония

Послевоенные годы- Писал хоровые и вокальные кантаты, оратории(Песнь о лесах),вокальные циклы.

В 53 году 10 симфония- впервые появляется монограмма Шостаковича в партитуре.

Поздний период- с середины 60-х- преобладание философских проблем, идеи назначения художника. Выражено в камерных жанрах: ряд квартетов и вокальных циклов, 14 симфония (для 2 певцов и оркестра),занимается оркестровкой циклов, последней написана альтовая соната.

Симфоническое тв-во Шостаковича. Симфония № 5, 1ч.

Написана в 1937. Начало классического периода тв-ва. Через ряд трагических конфликтов, путем душевной борьбы устанавливается оптимизм. Особая классическая драматургия Шостаковича.

1-сонатная часть, 2-жанрово-бытовое скерцо, 3-трагический монолог, 4- финал героический.

1 часть- интеллектуальное начало, образ.

ГП-1 тема- оттенок вступления. Идея долга и чувства

2 тема- размышление, пунктир

3 тема-роль разработки ГП, местная кульминация.

ПП-романтическая, хрупкая

Разработка-конфликт на стыке экспозиции и разработки. Прием вторжения, душевная борьба.

Реприза-стерта граница между разработкой и репризой.

Кода- реминесценция(2 тема ГП)

Симфония № 7 Шостаковича 1ч. Общая характеристика

Была написана в 1941 году, Предвосхищение победы. Посвятил городу Ленинграду. Отличается от 5-й симфонии. Есть элементы программности. Х-тер эпический, это драма народа.

1 часть- повествует о мирной жизни людей.

ГП- х-тер бодрой песни.

ПП- (вечер опускается на землю) истаивающий х-тер

СР- тема нашествия (12 вариации), тема сопротивления

Реприза- кульминация. Противостояние злу.

В ПП репризы-скорбь матери.

Кода- 2 раздела (реминисценция темы нашествия)

Прелюдии Скрябина

Самое значительное сочинение Скрябина- опус № 11( 24 прелюдии) Написаны с 1888-1896 гг

Первым написал прелюдии Шопен, но в отличии от него, прелюдии Скрябина без связи с бытовыми жанрами.

Это энциклопедия музыкальных образов, типичных для первого периода творчества Скрябина, сомкнутых в цепь ярко контрастирующих между собой миниатюр, каждая из которых воплощает какое-либо одно настроение. Среди них и страницы тончайшей скрябинской лирики (№ 2, 5), и состояния жизнерадостной возбужденности (№1) , и тревожные, драматические переживания, столь характерные для молодого Скрябина. Из прелюдий особенно выделяются 10-я, 14-я и 24-я — прекрасные образцы скрябинской патетики. Прелюдии замечательны выражением тончайших нюансов душевных переживаний, воплощенных в отточенной сжатой форме.

Тональный план- квинтовый круг с параллелями.

Мажорные прелюдии: быстрые- полетные, медленные- созерцательные.

Минорные прелюдии: быстрые- патетические, медленные- элегические.

«Поэма экстаза» Скрябина

Написана с 1905-1907 гг. В эти годы находит свое мироощущение и поэма характеризует этот период. К поэме есть литературная программа. Это стихотворный текст самого композитора. Музыкальный текст строится по спирали. Каждый раздел- это виток. Образные сферы поэмы- это и тонкая лирика, и полетные образы, и образы героического преодолевания, и образы драматические. По выражению Скрябина- «Чем выше, тем тоньше, чем тоньше, тем мощнее» Многотемная поэма. Особая тема- тема «самоутверждения»

Четверной состав оркестра. Использован принцип оркестровой драматургии (например труба- героика, соло скрипки- лирика) Основная тональность- до мажор.

Экспозиция: Вступление- 1- тема томления, 2- тема воли.

ГП- тема мечты, внутренняя активность

СП- тема полета

ПП- тема возникающих творений. Этап сотворения

ЗР- 1 тема ритмов тревожных, 2 тема воли, 3 тема самоутверждения (квартовый оборот)

Разработка- 1 раздел-тема вздоха ( томление по высокому)

2 раздел- героическое усилие ( темы самоутверждения и ритмов тревожных, в кульминации тема протеста)

3 раздел-1 тема воли,2 тема самоутверждения (частичная победа)

Реприза- в побочной тональности. Без особых изменений.

Кода- 1 раздел- роль 2-й разработки

2 раздел- яркая главная кульминация. Тема самоутверждения у меди. В конце пианиссимо ( тема вздоха) как отрыв в высшие сферы.

Часть ответов

симфоническое тв-во Прокофьева. Симфония №7, 1ч.

Лишь 4 место в иерархии жанров. Строй симфоний образная яркость, театральность. 7 симфоний. Все симфонии в разных жанрах написаны.

Симфония 7, написана 1952-53 гг. «Стиль новой простоты.»(Прокофьев) Отличают доступность и песенность. Изначально задумывал как сюиту для детей. Называл юношеской симфонией. По жанру- лирико-эпическая. Лирика здесь многогранна ( элегическая, мечтательная, гимническая) Жанрово-бытовая сторона- контраст лирике, использованы мелодии современных песен.

1 часть-лирическая.

ГП- элегически мечтательная

СР- «вьюжный» х-тер

ПП- лирико-гимническая.

ЗП- сказочность, мечты о будущем, работа часового механизма

Разработка- порядок экспозиции

Реприза-арочность с началом (признаки эпики)

Наши рекомендации