Окрылённость достигнутым - залог продвижения и успехов.
Воспитание навыков самостоятельной работы
«Я - сам!» - любимые слова маленьких детей, но при неправильном воспитании ученик их забывает и вскоре понимает, что не так уж плохо, когда за него думают другие. Но знания, основанные на своих впечатлениях и наблюдениях, намного прочнее и устойчивее, нежели полученные от педагога в готовом виде.
Активность педагога должна проявляться в пробуждении активности у ученика, его умении самостоятельно мыслить, проявлять индивидуальность в исполнении. С первых занятий с учеником необходимо развивать у него навыки самостоятельной работы с произведением, т. е. стремление к внимательному изучению текста.
По мере усвоения нот, длительностей, штрихов, аппликатуры, динамики, ученик должен совершенно самостоятельно производить разбор. Правильно выполненные задания необходимо особенно поощрять, для того чтобы ученик чувствовал радость от завоеванной им высоты.
Воспитание навыков чтения нот с листа
Как только ученик освоил нотную грамоту, он должен на каждом уроке получать домашнее задание по чтению нот с листа. Маленькому ученику достаточно уделять этому хотя бы 10 минут в день. Домашнее задание необходимо проверить и выставить оценку в специальную тетрадь.
Выбор программы для ученика
В последнее время стало дурной традицией вести каждого ученика, независимо от его способностей, по программе профессиональной школы. Нередко педагог считает, что он может свою работу показать тогда, когда ученик играет программу на 1 -2 класса сложнее. Конечно, темпы развития учеников значительно изменились, есть немало одаренных учеников, которым нужно завышать в определенных случаях программу. Но это должно быть достигнуто планомерным и умелым техническим и музыкальным воспитанием ученика. Систематическое завышение программы среднему ученику приведет к снижению требования самого исполнения, к потере качества и самоконтроля. Фактически, обучение такого ученика сводиться к зазубриванию текста, поскольку на другую работу уже не остаётся времени. Окончив музыкальную школу, такой ученик оказывается совершенно беспомощным: он не умеет ни читать с листа, ни грамотно подбирать по слуху, ни разобрать новую для него пьесу.
Детей нужно делить на профессионально ориентированных и получающих общее музыкальное образование. Нельзя бояться того, что ученик, занимающийся не по узко профессиональной программе, сначала отстает от других. В работе с такими учащимися может помочь ориентация на его осознанное восприятие, на внутреннее возбуждение живости ученика, на урок - игру.
Воспитательная работа в классе
Не нужно забывать о том, что обучение ребенка есть лишь часть общеговоспитания, в котором эстетическое начало тесно связано с этическим. Укреплению этой связи способствуют следующие формы работы: совместное посещение музеев, концертов, прослушивание дисков с записью классической музыки, вечера самостоятельных работ, вечера – викторины, лекции- концерты.
Освоение музыкальной грамоты
Значение навыков освоения музыкальной грамоты общеизвестно, однако нельзя допускать, чтобы ознакомление с нотами преобладало над музицированием.
Овладение нотной записью начинается с записи ритма (пульса), т.е. с записи музыкальных шагов. Ребенок должен ритмично проговаривать имена своих друзей, названия зверей, птиц и прохлопывать:
Ли - па, со-сен-ка, Та-ня
Изучение нот лучше не начинать с ноты до, поскольку ученики учатся отсчитывать все остальные ноты от ноты до. Эта нота должна лишь зрительно разделить клавиатуру на две территории, одна из которых предназначена для игры правой рукой, а другая – левой. Лучше объяснять ноты в соответствии со строением клавиатуры, ориентируясь на черные клавиши. Название октав давать не нужно, поскольку сложная информация может испугать ученика, и будет отвлекать его от основного материала. Все ноты сразу объяснять не стоит, потому что это сложно для ребенка. Сначала он должен освоить принцип расположения нот – на линейках и между линейками.
Вполне оправдывает себя одиннадцати линейная система с двумя нотоносцами и общей нотой до между ними. По этой системе можно сразу дать объяснение скрипичного и басового ключа:
Одновременно с изучением нот, необходимо учить правильному их написанию. Лучше сначала научиться писать ноты, которые находятся на линейках:
- на линеечках сидят
- те в окошечки глядят
Процесс изучения и чтения нот можно условно определить формулой: «увидел – услышал – сыграл» или «услышал – увидел – сыграл». Исходя из этого, изучение нот следует начинать не с обычного заучивания их названий, а с усвоения небольшого отрезка диатонического звукоряда, примерно от 3 до 5 нот. Эти звуки ученик должен суметь спеть, записать и сыграть на инструменте. После этого ему дается домашнее задание самостоятельно составить звуковую последовательность с тем, чтобы уметь её спеть и сыграть на фортепиано. Этот метод пробуждает у ученика любопытство, а затем и интерес к выполнению задачи.
Знакомство с нотами предполагает и изучение длительностей. В качестве основной счетной длительности дается четвертная нота и размер 4/4 .Это упрощает объяснение значения такта и размера (в одном такте – четыре черные ноты). Объясняя длительности, можно пользоваться следующими схемами:
1 Принцип деления крупной длительности на ряд более мелких:
2 Принцип сложения длительностей в ряд более крупных:
+ =
+ + =
+ + + =
Подобной схемой можно пользоваться для объяснения понятия «нота с точкой».
+ =
+ + =
Объясняя длительность звуков, нельзя не сказать о паузах. Прежде всего, дети должны усвоить, что пауза – это знак молчания, то есть перерыв в звучании, но не в движении музыкальной мысли. Это как бы дыхание в музыкальной речи. Можно для более наглядного объяснения пауз привести в качестве примера высказывание А.Д.Артоболевской, которая говорила, что паузы подобны дырочкам в рисунке кружева, узор которого составляет задуманное чередование пустых и заполненных промежутков. Музыкальный узор так же состоит из заполненных звуком и лишенных звука отрезков времени. Чередование тишины (молчания) и звука, собственно и создает саму музыкальную ткань музыки. Однако необходимо помнить, говорила А.Д.Артоболевская, что каждый промежуток в кружеве хорош, если он соответствует узору, а иначе получается искажение, брак.
К изучению нотной грамоты можно подходить множеством способов, при этом важно всегда преподносить материал так, чтобы не отпугнуть ребенка сложностью, чтобы он воспринял это как интересную игру- задачу. Такт, тактовая черта, доля, пульс - все эти понятия несложно объяснить ребенку посредством игры-сказки, или с помощью доступных пониманию ребенка примеров.
Фразировка
Ученик должен знать, что отдельные звуки образуют мотив, который вливается в музыкальную фразу, фраза - в предложение. Как в любом языке, в музыке существуют знаки препинания. Без членения на фразы музыка бессмысленна, но работу над выявлением отдельных фраз необходимо сочетать с работой над внутренней объединённостью музыкальных построений. Музыкальную фразу педагог должен показать ученику на примерах, очень могут помочь в данном случае песни со словами. Все знания ученик должен получать в процессе музицирования. Важно, чтобы сам учащийся приходил к определенным выводам без помощи педагога.
Работа над звуком в начальном периоде обучения
Определяющим моментом работы над звуком в начальный период обучения служит стремление решить определенную звуковую задачу, в связи с которой и надо рекомендовать соответствующие приемы. Такой подход будет формировать мышление ученика в нужном направлении, воспитывать у него правильное понимание соотношения художественной цели и средств, необходимых для её достижения.
Ребенок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Обязательно следует оживить звуки, придумать какую-либо игру, например: ноты веселые и хотят петь, или загрустили и поют нежно и тихо, или поспорили и хотят перекричать друг друга. Это позволит делать замечания ребенку в более мягкой форме (не говорить ему: «что ты так громко играешь, барабанишь!» - а заметить: «что-то у тебя сегодня ноты раскричались, расшумелись»). Тем самым, внимание ребенка концентрируется на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия ученик искал в звуках образ, настроение, и с этим чувством работал над заданием.