Тема: Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Урок литературы в 10 классе.
Тема: Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»
Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.
Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".
Развивать умение коллективной работы в группах над анализом текста.
Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.
Знать: Историческую основу поэмы.
Понятие поэма-эпопея.
Уметь: Самостоятельно анализировать текст по вопросам и опорным таблицам.
План урока.
1. Оргмомент. (3 мин.)
2. Историческая справка. (4 мин.)
3. Знакомство с историей создания поэмы, композицией. (4 мин.)
4. Анализ пролога.( 4 мин.)
5. Самостоятельная работа в группах. (15 мин.)
6. Отчет творческих групп. (6-7 мин.)
7. Подведение итогов. (3 мин.)
8. Домашнее задание. ( 2 мин.)
9. Рефлексия. ( 2 мин.)
Слайд 1.
Слово учителя.Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?
Образец ответа: Слайд 2-3.
ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.
ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.
Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)
Слайд 4. Имя урока: « Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»
Н.А.Некрасов.
Из какого произведения эта строка? (Стихотворение «Элегия»)
Вы уже знакомы с содержанием поэмы. Как вы думаете, почему именно таково имя урока?
(Передаёт основную мысль – позицию Некрасова по отношению к крестьянской реформе 1861 года.)
Что вы знаете о реформе? Запишите тезисы.
Начнем урок с исторической справки. Прослушайте и добавьте новое к уже записанным тезисам.
Историческая справка. Слайд 5.
19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?
Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.
Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).
Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.
Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.
Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.