Урок литературы в 10 классе.
Урок литературы в 10 классе.
Тема: Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Урок литературы в 10 классе.
Тема: Поэма – эпопея Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Имя урока: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»
Цели: Определить историческую основу поэмы, замысел автора, жанр и композицию.
Анализ пролога, глав "Поп", "Сельская ярмонка".
Развивать умение коллективной работы в группах над анализом текста.
Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства, пробудить интерес к поэме.
Знать: Историческую основу поэмы.
Понятие поэма-эпопея.
Уметь: Самостоятельно анализировать текст по вопросам и опорным таблицам.
План урока.
1. Оргмомент. (3 мин.)
2. Историческая справка. (4 мин.)
3. Знакомство с историей создания поэмы, композицией. (4 мин.)
4. Анализ пролога.( 4 мин.)
5. Самостоятельная работа в группах. (15 мин.)
6. Отчет творческих групп. (6-7 мин.)
7. Подведение итогов. (3 мин.)
8. Домашнее задание. ( 2 мин.)
9. Рефлексия. ( 2 мин.)
Слайд 1.
Слово учителя.Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?»
Дома вы должны были найти ответ на вопрос: Что значит «поэма-эпопея»?
Образец ответа: Слайд 2-3.
ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.
Что вы дописали в свои тетради?
Примерные тезисы: Слайд 6.
- 1861 год – отмена крепостного права;
- крестьяне получили свободу;
- земля – собственность помещиков;
- крестьяне должны были выкупить землю;
- временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные повинности;
- стоимость наделов завышена в 2-3 раза;
- массовое разорение деревни.
Сейчас вы услышали о том, как принял реформу Некрасов. Думаю, ни у кого из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэма-эпопея. Как же возник замысел, и как создавалось произведение?
1. Замысел поэмы. Реформа 1861 года только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов, среди которых — как и во всей России — нет счастливого. Поиски счастливого среди верхов общества были для Некрасова лишь композиционным приемом. Счастье «сильных» и «сытых» было для него вне сомнения. Само слово «счастливец», по Некрасову, — синоним представителя привилегированных классов. Не случайно в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" звучит горькая строчка: "...но счастливые глухи к добру". Изображая господствующие классы (попа, помещика), Некрасов прежде всего акцентирует внимание на том, что реформа ударила не столько «одним концом по барину», сколько «другим по мужику».
2. История создания поэмы и ее композиция. Слайд 7.Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции. Поэт называет странников «временнообязанными», чем показывает, что поэма начата не позднее 1863 года, так как позже этот термин очень редко применялся к крестьянам.
Под главой «Помещик» имеется поставленная автором дата — 1865 год, которая свидетельствует, что до этого поэт работал над ее первой частью.
Даты написания других глав: «Последыш», 1872 год; «Крестьянка», 1873 год; «Пир на весь мир», 1877 год.
Некрасов писал «Пир на весь мир», уже находясь в состоянии смертельной болезни, но он не считал эту часть последней, намереваясь продолжить поэму изображением странников в Петербурге.
Литературный критик В. В. Гиппиус в статье «К изучению поэмы «Кому на Руси жить хорошо» еще в 1934 году писал: «Поэма осталась незавершенной, замысел поэта непроясненным; отдельные части поэмы следовали друг за другом в разное время и не всегда в последовательном порядке. Два вопроса, первоочередные при изучении поэмы, остаются до сих пор спорными: 1) о взаимном расположении дошедших до нас частей и 2) о реконструкции частей ненаписанных и, прежде всего, развязки. Оба вопроса, очевидно, теснейшим образом связаны, и решать их приходится совместно».
Слайд 8-9.
Именно В. В. Гиппиус нашел в самой поэме объективные указания на последовательность частей: «Время расчислено в ней «по календарю»: действие «Пролога» начинается весной, когда птицы вьют гнезда и кукует кукушка. В главе «Поп» странники говорят: «А время уж нераннее, подходит месяц май». В главе «Сельская ярмонка» есть упоминание: «Лишь на Николу вешнего погода поуставилась»; видимо, в день Николы (9 мая по старому стилю) проходит и сама ярмарка. «Последыш» также начинается точной датой: «Петровки. Время жаркое. В разгаре сенокос». В «Пире на весь мир» сенокос уже кончается: крестьяне едут с сеном на базар. Наконец, в «Крестьянке» — жатва. События, описанные в «Пире на весь мир», относятся к ранней осени (Григорий собирает грибы), а задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву».
Композиция произведения строится по законам классической эпопеи: состоит из отдельных частей и глав, связанных мотивом дороги. Слайд 10.
Помещик
Чиновник
Священник (поп)
Купец
Вельможа
Министр
Царь
Как вы думаете, что знаменует эта формула? Композиционный замысел или уровень народного самосознания?
Уровень народного самосознания, т.е. его ограниченность – мужики понимают счастье примитивно, сводя его к сытой жизни и богатству.
Работа в группах.
Вопросы и задания для обсуждения главы "Поп" 1 группа
Каждый член группы получает своё задание. Затем заполняют сводную таблицу. Избирают того, кто представит работу группы.
1.Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы? Подтвердите текстом.
2. В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами?
3. Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это?
4. Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю?
5. Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним?
6 .Какие фольклорные элементы можно заметить в главе?
Рабочий лист 1 группы. ( вариант ответов)
вопрос | цитата | вывод |
Можно ли считать, что образ Руси постоянно сопровождает странствия мужиков, является своеобразным "героем" поэмы? | Леса, луга поёмные, Ручьи и реки русские Весною хороши! Деревни наши бедные, а в них крестьяне хворые.. | Глава «Поп» начинается с пейзажа, образ Руси постоянно сопровождает мужиков. |
В какую формулу собирает священник смутные для самих странников представления о счастье? Согласен ли он с крестьянами? | Покой, богатство, честь | Священник не согласен с крестьянами. Он отрицает данную формулу счастья |
Нашли ли мужики счастливого в этой главе? Почему сам поп считает себя несчастливым? Так ли это? | Ну, вот тебе хваленое, Поповское житьё! Покой:«как достаётся грамота поповскому сынку», «болящий, умирающий, рождающийся в мир не избирают времени»,«Зимой, в морозы лютые, и половодье вешнее иди — куда зовут!» «Нет сердца, выносящего без некоего трепета предсмертное хрипение, надгробное рыдание, сиротскую печаль» Почёт: «Кого вы называете породой жеребячьею?» «О ком слагаете вы сказки балагурные, и песни непристойные, и всякую хулу?»«Мать-попадью степенную, Попову дочь безвинную, Семинариста всякого - Как чествуете вы? Кому вдогон, как мерину, Кричите: «го-го-го» Богатство: в прошлом, когда господа были богаты и щедро платили за службу во время рождения, крестин, свадеб и похорон священникам жилось хорошо. «Плодилися и множились И нам давали жить...»Теперь время не то - приношения народа попу очень скромны: «...мирские гривенки, Да пироги по праздникам, Да яйца о Святой» С такого не разбогатеешь.«...не брать, так нечем жить» | Покой – жизнь без душевных затрат, без занятий хлопотливых, хотя и нужных другим. Честь – желание всеобщего уважения. Мечтает о богатствах, полученных в подарок. |
Как в главе изображено положение крестьян? Какие беды выпадают на их долю? | Угоды наши скудные, пески, болота, мхи… Деваться с хлебом некуда!..продашь его за сущую безделицу… | Безрадостна , горька и тяжела жизнь крестьянина. |
Какие слова и выражения рисуют образные картины жизни попа и крестьян? Каково авторское отношение к ним? | А если и раздобрится сыра земля-кормилица... Путь-дорога, солнце-дедушка Солнце красное Да женщины печальницы, кормилицы, поилицы, рабыни, богомолицы и труженицы вечные… | Олицетворения Сравнения Просторечия Безграничная боль о народе, сочувствие, понимание, забота Священник близок к народу, сочувствует ему, поддержит в горести и в радости |
Какие фольклорные элементы можно заметить в главе? | Эпитеты Повтор Сказочный пейзаж Народные приметы: пошли крутую радугу … | Фольклорные строки помогают приобщиться к внутренней жизни, душе народа. |
Слайд 16-17.
Слово учителя (к выводу): во второй половине 19 века проблема духовенства была одной из самых актуальных. Не получая никакого постоянного жалования, священник жил только подношениями прихожан. Уже с поступления в духовные училища, находившиеся в крайней бедности, будущие священники испытывали моральные и физические страдания.
Вопросы и задания для обсуждения главы 2
"Сельская ярмонка" Слайд 18-19
1. Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? | |
2. Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? |
3. Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению?
4. Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? |
5. Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы?
вопрос | цитата | вывод |
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? | Весна нужна крестьянину и ранняя и дружная, а тут – хоть волком вой! Как грязи тут не быть… Ох, жажда православная, куда ты велика! Когда …дадут понять крестьянину, что розь портрет портретику, что книга книге розь? | Природные условия, не позволяющие вовремя выйти в поле. Невежество, безграмотность. |
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? | Стр. 232 | Похож на купца. Любит народ, его песни |
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению? | Стр. 233-234. | Картины выбирают поярче да подешевле, с генералами предпочтительнее. Среди книг нет Гоголя и Белинского – «народных заступников». Необразованность. |
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? | Хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом! Так были разутешены, так рады словно каждого он подарил рублём! Случись, работой, хлебушком ему бы помогли… Вставляют слово меткое, какого не придумаешь, хоть проглоти перо! | Умение веселиться, забыв о горестях и невзгодах. Умение радоваться за других. Умение, сопереживать, сочувствовать, поделиться последним. Мудрость, остроумие. |
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? | И рад бы в рай, да дверь то где? Всю жизнь свою ты кланялся. Замок – собачка верная… Видимо-невидимо | поговорка загадка элементы сказок |
Подведём итоги анализа главы. Что показал Некрасов в этих главах? Каково его отношение к русскому народу? Назовите темные и светлые стороны русской души по Некрасову. Какими средствами пользуется автор, изображая своих героев?
Выводы. Некрасов задумал изобразить широкое полотно жизни русского народа и его основной массы - русского крестьянина пореформенной эпохи, показать грабительский характер крестьянской реформы и ухудшение народной участи. Но главное - это показ таланта, воли, стойкости и оптимизма русского мужика. По своим стилевым особенностям и поэтическим интонациям поэма близка к произведениям фольклора. Композиция поэмы сложна, прежде всего, потому, что на протяжении времени менялся его замысел, произведение так и осталось незавершенным. Темные стороны – суеверие, пьянство, семейный деспотизм. Светлые стороны – талантливость, одарённость, стремление и способность осмыслить своё положение, несогласие с существующим порядком. |
Согласны ли вы с формулой счастья, сформулированной священником?
Выразите одним словом: Счастье – это ….. Слайд 20.
Домашнее задание. Слайд 21-22.
На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам-правдоискателям.
1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).
2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4).
3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).
4-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4—8).
План сообщения (Получает каждый).
1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
6. Почему странники не признали героя счастливым?
7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?
Рабочий лист. 1 группа
|
Рабочий лист. 2 группа
Вопрос | цитата | вывод |
Какие жизненные обстоятельства, по мнению Некрасова, мешали крестьянам быть счастливыми? | ||
Каким вам представляется Павлуша Веретенников? Каков его образ жизни? Какие авторские характеристики этого образа вам удалось заметить? Какова его композиционная роль в главе? | ||
Какой смысл автор вкладывает и изображение на ярмарке лавочки "с картинами и книгами"? Каково его отношение к народному просвещению? | ||
Какое настроение вызывает эта глава? Почему, несмотря на невзгоды, русский крестьянин не считал себя несчастным? Какие качества русского мужика восхищают автора? | ||
Как в главе отразился фольклорный колорит поэмы? |
Урок литературы в 10 классе.