Блок 2. контраст в композиции.

Тема 2.1. Виды контрастов в композиции: масштаб, тональность, цвет, простая и сложная форма, смысловой контраст.

Цель:

Познакомить учащихся с понятием «контраст», и видами контрастов. Научить

применять контраст в работе над композицией.

Задачи:

• Познакомить учащихся с понятиями «контраст», видами контрастов,

• Научить видеть и отображать различные виды контрастов в окружающем мире,

• Научить выделять композиционный центр с помощью контрастов.

• Научить использовать контрасты для передачи настроения в композиции,

• Научить применять композиционные наброски и этюды в композиции. Практическое задание:

Упражнение №1. Совместно с учащимися провести разбора репродукций работ художников (натюрморты, пейзажи, жанровые композиции). Выявить, какие виды контрастов использованы в работах.

Упражнение №2. Составить натюрморт с использованием различных видов контрастов используя для этого вырезанные из бумаги фигурки фруктов, посуды и т.д. Практическое задание№1. Выполнить натюрморт, используя выразительность контраста

Домашнее задание: композиционные наброски, этюды пейзажей с различными видами контрастов.

Практическая работа №2. Выполнить композицию пейзажа, используя выразительность контраста.

Упражнение №3. Сидящего ученика осветить лампой. Показать, как изменяется настроение при контрастном освещении, боковом и лобовом. Выполнить наброски фигуры человека.

Домашнее задание: жанровые композиционные наброски с использованием контрастов.

Практическое задание №2. Выполнить жанровую композицию, используя выразительность контраста. Темы: «Праздник», «Базар», «Вечер», «Цирк», «Театр». Материалы:

У учителя: методическое пособие «виды контрастов в натюрморте; репродукции работ художников; работы учащихся, примеры композиционных набросков пейзажей (работы ДХШ, КХУ), репродукции художников, методические пособия для учителя, работы учащихся КХУ, ДХШ, работы ДХШ. У ученика: фигурки из бумаги к упражнению №2, бумага 1/4 или 1/2 листа, графические мягкие материалы, гуашь или акварель.

Время: 16 часов.

Блок 3. Способы передачи пространства в композиции.

Тема 3.1. Роль воздушной и линейной перспективы при построении пространства в композиции.

Цель:

Развитие и формирование пространственного мышления. Знакомство с различными способами передачи пространства Задачи:

• Закрепить знания о линейной и воздушной перспективах, и научить применять их в практической работе.

• Научить применять линейную и воздушную перспективу для решения пространства в композиции.

• Применять композиционные наброски и этюды при работе над композицией. Практическое задание:

• Выполнить жанровую или пейзажную композицию с большим пространством,

применяя законы линейной и воздушной перспективы. Возможные темь композиций: «Летнее впечатление», «Отдых на природе», «В парке», «Праздник: и др. Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: бумага1/4 или 1/2 листа, графические мягкие материалы, гуашь или акварель.

Время: 10 часов.

Тема 3.2. Построение пространства через «раму» (вход в картину), и путем членения пространства на планы.

Цель:

Развитие и формирование пространственного мышления. Знакомство с различными способами передачи пространства.

Задачи:

• Познакомить учащихся со свойствами закона воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости.

• Научить строить пространственную композицию используя «раму».

• Научить строить пространство композиции при помощи членения его на планы. Практическое задание:

Упражнение №1. Из предложенных педагогом предметов составить натюрморт, локальными тональными пятнами изобразить его, создавая иллюзию пространства. Упражнение №2. Учащиеся выполняют эскизы натюрморта с двумя планами, выделяя при помощи освещения композиционный центр (на первом или втором плане). Упражнение №3. Композиционные наброски.

Основное задание. Натюрморт, интерьер, пейзаж или жанровая композиция по

выбору учащегося на заданную или свободную тему.

Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У учеников: бумага 1/4 или 1/2 листа, графические мягкие материалы, гуашь или акварель (на выбор).

Время: 8 часов.

Контрольное задание.

Задачи:

• Выявить уровень полученных знаний. Основные требования к знаниям умениям:

1. Умение использовать наблюдения с натуры (композиционные наброски) при работе над композицией,

2. Грамотное применение контрастов для раскрытия темы и сюжета работе,

3. Умение построить пространство в композиции в зависимости от сюжета Практическое задание:

• Жанровая композиция на свободную тему.

Материалы:

У учеников: 1/4 или 1/2 листа бумаги, мягкие графические материалы, акварель или гуашь на выбор.

Время: 10 часов.

4 КЛАСС

Блок1.Передача психологического и эмоционального состояния героев композиции.

Тема 1.1. Гармония.

Цель:

При помощи законов, правил, приемов и методов композиции передать психологическое

и эмоциональное состояние героев раскрыв основную идею композиции.

Задачи:

• Научить учащихся в обыденной жизни находить сюжеты, отражающие гармонию между людьми и окружающим их миром.

• Познакомить учащихся с основными методами и приемами композиции при помощи которых можно передать гармонию в работе.

• Научить выбирать композиционно-изобразительные средства для наиболее полного раскрытия сюжета.

Практическое задание:

Упражнение №1. Придумать эскиз натюрморта из предложенных преподавателем предметов на создание «гармонии» при помощи изобразительных и композиционных средств.

Упражнение №2. Композиционные наброски по заданным темам.

Основное практическое задание. Жанровая композиция в цвете. Возможные темы: «Вечер в семье», «Мои друзья», «На отдыхе», «Общее занятие», «Театр» и др. Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У ученика: Бумага 1/4 или 1/2 листа, акварель или гуашь на выбор учащегося.

Время: 12 часов.

Тема 1.2. Конфликт.

Цель:

При помощи законов, правил, приемов и методов композиции передать психологическое

и эмоциональное состояние героев раскрыв основную идею композиции.

Задачи:

• Научить учащихся в обыденной жизни находить сюжеты, отражающие конфликт между людьми и окружающим их миром.

• Познакомить учащихся с основными методами и приемами композиции при помощи которых можно передать конфликт в работе.

• Научить выбирать композиционно-изобразительные средства для наиболее полного раскрытия сюжета.

Практическое задание:

Упражнение №1. Придумать эскиз натюрморта из предложенных преподавателем предметов на создание «конфликта» при помощи изобразительных и композиционных средств.

Упражнение №2. Композиционные наброски по заданным темам.

Основное практическое задание.

Жанровая композиция в цвете.

Возможные темы: «В транспорте», «Неприятный разговор», «Театр», «Ссора» и др. Материалы:

У учителя: Методические пособия по теме. Репродукции работ художников. Работы учащихся ДХШ и художественного училища.

У ученика: Бумага 1/4 или 1/2 листа, акварель или гуашь на выбор учащегося.

Время: 12 часов.

Наши рекомендации