Общая характеристика музыкального направления.
Значение данного направления. Социальная обусловленность данного направления. Характерные темы, жанры, тенденции преобразования выразительных средств музыки. Связи данного направления с явлениями в других областях искусства данного периода. Связи данного направления с художественными (прежде всего – музыкальными) явлениями предшествующих и последующих периодов.
Общая характеристика стиля композитора.
Основные области творчества композитора, важнейшие произведения. Связь творчества композитора с социальными и культурными особенностями данного периода. Связь творчества композитора с соответствующими художественными направлениями и традициями. Связь творчества композитора с бытовой музыкой (в первую очередь с родным фольклором). Ведущие идеи, основные образные сферы. Основные черты музыкального языка, характерные принципы формообразования. Основные периоды и эволюция творчества композитора. Историческое значение творчества композитора.
Общая характеристика оперного творчества композитора.
Значение опер в творчестве композитора. Характерные сюжеты. Жанры. Соотношение словесного текста, драматического действия и музыки. Характерные черты драматургии (значение принципов музыкальной драмы, темп действия, соотношение драматических, лирических и эпических элементов, соотношение массовых сцен и сцен с участием малого количества персонажей). Соотношение вокальных и оркестровой партий и их значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Принципы композиции. Значение принципов музыкального формообразования. Эволюция оперного творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности). Связь оперного творчества композитора с соответствующей традицией (традициями).
Общая характеристика балетного творчества композитора.
Значение балетов в творчестве композитора. Характерные сюжеты. Жанры. Соотношение драматического действия, хореографии и музыки. Значение традиционных типов танцев (классический, характерный). Принципы композиции. Значение принципов музыкального формообразования. Эволюция балетного творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности). Связь балетного творчества композитора с соответствующей традицией (традициями).
Общая характеристика ораториально-кантатного творчества композитора.
Значение произведений ораториально-кантатного типа в творчестве композитора. Характерные сюжеты, идейные концепции. Жанры. Степень театрализации. Соотношение словесного текста и музыки. Соотношение вокальных и инструментальных партий и их значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Принципы композиции. Значение принципов музыкального формообразования. Эволюция ораториально-кантатного творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности). Связь ораториально-кантатного творчества композитора с соответствующей традицией (традициями).
Общая характеристика симфонического творчества композитора.
Значение симфонических произведений в творчестве композитора. Характерные идейные концепции, сюжеты (при наличии программных произведений). Типы симфонизма. Жанры. Значение программности. Степень преобразования традиционных форм симфонической музыки. Характерные черты оркестровой фактуры. Эволюция симфонического творчества композитора (в случае ее отчетливой выраженности). Связь симфонического творчества композитора с соответствующей традицией (традициями).
Общая характеристика камерного вокального творчества композитора.
Значение камерных вокальных произведений в творчестве композитора. Характерные темы, сюжеты, идеи. Жанры. Черты театральности (в случае их отчетливой выраженности). Соотношение словесного текста и музыки. Соотношение вокальной и инструментальной партий и их значение. Преобладающий тип (типы) вокальной мелодики. Значение типовых формул инструментального сопровождения. Значение принципа сквозного строения (в случае его отчетливой выраженности). Эволюция камерного вокального творчества композитора. Связь камерного вокального творчества композитора с соответствующей традицией (традициями).