Игры, направленные на формирование эмоционального контакта с новым взрослым
Игра "Веселый бубен"
Цель: учить ребенка действовать с бубном, подражая взрослому, развивать чувство музыкального ритма.
Оборудование: два бубна среднего размера.
Ход игры: взрослый садится на пол, сажает малыша напротив. Берет бубен. Держа его вертикально, протянув малышу, напевает веселую песенку, выполняя ритмичные удары по бубну ладонью, побуждая ребенка подражать:
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот.
Ой, лю-ли, у ворот!
Ой, лю-ли, у ворот!
Муха песенку поет,
Муха песенку поет.
Ой, лю-ли, вот поет!
Ой, лю-ли, вот поет!
(Русская народная песня "Как у наших, у ворот") Взрослый берет бубен себе, другой дает малышу, выполняя ритмичное движение, стимулирует малыша к подражанию.
Игра "Веселые игрушки"
Цель: учить малыша давать погремушку взрослому, греметь погремушкой под пение взрослого и прятать за спину, когда нет музыки.
Оборудование: две погремушки с удобной, круглой ручкой; корзинка или коробка; яркая косынка.
Ход игры: взрослый кладет погремушки в корзинку и накрывает сверху яркой косынкой или нарядной салфеткой. Обращает внимание малыша на что-то новое, спрятанное под косынкой, предлагает посмотреть. Когда ребенок найдет погремушки, взрослый играет с ним, просит у малыша одну погремушку, напевая песенку, ритмично гремит:
Погремушки, погремушки,
Вот веселые игрушки,
Громко, громко так гремят
И ребяток веселят!
(Русская народная песенка)
Взрослый предлагает ребенку прятать погремушку за спину, когда пение заканчивается, говорит при этом: "Нет музыки! Нет погремушки!"
Игра "Маленькая полечка"
Цель: учить ребенка подражать действиям взрослого, закрепляя положительные эмоции от общения, формировать простейшие представления о связи музыки и движения.
Ход игры: напевая веселую песенку (с музыкальным сопровождением или без него), взрослый выполняет простые плясовые движения, заражает малыша эмоциями и активизирует его подражательные способности.
Взрослый выполняет повороты кистями, слегка вытянутых вперед и поднятых на уровень глаз, рук, поет:
Ручки пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! Вот как пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та!
Ритмично топает одной ногой или двумя поочередно. Ножки пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! Дружно пляшут: Та-та-та, Та-та-та, Та-та-та! (Музыка Е.Тиличеевой, слова А. Шибицкой)
Игра "Послушные ручки"
Цель: формировать у ребенка интерес к музыкальным играм, учить подражать действиям взрослого.
Оборудование: коврик или легкое одеяло.
Ход игры: взрослый садится на пол напротив ребенка, напевает песенку, показывает движения, о которых говорится в тексте, побуждает ребенка к подражанию:
Ручками мы хлопнем - да-да-да-да!
Ручками мы хлопнем - да-да-да-да!
Взрослый хлопает в ладоши, протяжно пропевает слоги "да-да-да", стремится, чтобы ребенок наблюдал за его артикуляцией и подпевал.
Далее взрослый машет руками, выразительно пропевает слог "да".
Ручками помашем - да-да-да-да!
Ручками попляшем - да-да-да-да!
(Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Островского)
В конце игры взрослый эмоционально хвалит ребенка: "Молодец, Дима! Ты хорошо хлопал и пел вместе с тетей "да-да-да".
Игра "Машина"
Цель: закреплять положительные эмоции от общения со взрослым, учить звукоподражанию.
Оборудование: коврик или легкое одеяло.
Ход игры: малыш сидит на коврике или легком одеяле. Взрослый играет с ним в машину. Напевая песенку, тянет коврик спереди так, чтобы он скользил по полу (машина едет):
Машина, машина,
Куда ты идешь?
Машина, машина,
Кого ты везешь?
Взрослый останавливается, и выразительно пропевает, наклоняясь к малышу:
Би-би-би, би-би-би!
Продолжает движение, напевая:
Машина, машина,
Ты нас покатай,
Машина, машина,
Быстрей поезжай!
Выразительно пропевает, четко артикулируя:Би-би-би, би-би-би! Продолжает движение, поет:
Машина, машина,
Ты всех обгони,
Машина, машина,
Направо сверни!
Останавливается и выразительно поет, наклоняясь к ребенку:
Би-би-би, би-би-би!
Взрослый поет и "везет" малыша дальше, в конце тормозит, но так, чтобы ребенок не упал:
Машина, машина,
Вези нас домой.
Машина, машина,
Приехали! Стой!
(Музыка К. Волкова, слова Л. Некрасова)
Игру можно разнообразить таким образом: ребенок может посадить в импровизированную машину любимую игрушку и с помощью взрослого и под его пение "возить" ее.
Игра "Кто как кричит"
Цель: формировать эмоциональный контакт ребенка со взрослым, учить ребенка слушать пение взрослого и подражать его звукам
Оборудование: книжка из плотного картона с крупными, цветными рисунками.
Ход игры: взрослый напевает песенку, рассматривая с малышом книжку с соответствующими картинками. Стимулирует его к звукоподражанию, показывая картинку, спрашивает: "Как гусь кричит?" и т. д.
Гусь с гусятами живет
В доме на лужайке.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка! (говорком)
Га-га-га-га-га!
Вот коза козлят ведет
Прямо на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка! (говорком)
Ме-ме-ме-ме-ме!
Воронят своих зовет
Ворон на лужайку.
Кто там голос подает?
Ну-ка, угадай-ка! (говорком)
Кар-кар-кар-кар-кар!
(Музыка Е.Тиличеевой, слова Ю. Островского)
Игра "Подружились, покружились, обнялись"
Цель: закрепить чувство взаимного доверия, внести элемент новизны в общение со взрослым, формировать элементарные представления о связи музыки и движения.
Ход игры: взрослый присаживается перед малышом на корточки и, напевая неторопливую песенку в музыкальном сопровождении или без него, ритмично, осторожно гладит малыша по головке, заглядывая ему в глазки:
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку!
Купите нашу девочку,
Шалунью и плутовку!
Берет ребенка на руки и медленно кружит его в ритме вальса:
Не нужен нам зеленый лук,
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка! (Шотландская песенка)
В конце крепко обнимает малыша.
Игра "Качели"
Цель: формировать у ребенка чувство музыкального ритма, темпа, внося в общение ребенка со взрослым момент остроты и неожиданности.
Ход игры: взрослый встает посреди комнаты, широко расставив ноги, берет малыша под мышки, раскачивает его вперед назад между своих ног, напевая песенку: Ой - да, ой - да, На качели сели. Ой - да, ой - да, Песенку запели.
Постепенно увеличивает темп движения:
А потом еще раз
Быстро раскачались.
Все у нас, все у насВесело смеялись.
(Музыка А.Филиппенко, слова Э.Макшанцевой)
В конце приподнимает малыша так, чтобы он мог видеть улыбающееся лицо взрослого.
Игра "Вместе веселее"
Цель: развивать чувствительность к изменению темпа движения, закрепляя положительные эмоции от общения со взрослым.
Ход игры: взрослый берет малыша крепко за кисти рук, кружит его, отрывая от пола, постепенно, ускоряя темп движения, поет: Греет солнышко теплее, Стало в доме веселее. Мы в кружок, мы в кружок Встанем поскорее. Кружит малыша, постепенно замедляя темп движения.
Мы покружимся немножко,
Веселей пляшите, ножки,
И вот так, и вот так.
Попляшите ножки!
(Музыка Т.Вилькорейской, слова О.Высоцкой)
С окончанием пения останавливается, плавно опустив малыша на пол.