Сочетание быстрой и медленной читки

Многие эмси любят часто менять скорость читки. Часть такта они могут зачитать на скорости, а затем вернуться к нормальному темпу, или на одних треках они читают быстро, а на других медленно.

E-40

Иногда я читаю быстро, иногда медленно, но в основном я не читаю слишком быстро, это просто чуваки медленно слушают. На своём последнем альбоме я решил притормозить, чтобы все могли за мной угнаться. Но время от времени я всё равно чуть ускоряюсь. Я сочетаю читку в разных темпах, я продолжаю читать быстро, но вдобавок читаю и медленно тоже, потому что не всем хватает терпения расшифровывать что я там говорю.

Цезура

Как говорилось в главе 4, цезура возникает, когда эмси делает паузу на первой, второй, третьей или четвёртой доле такта, вместо того, чтобы сразу же произнести следующий слог. Цезура – ключевой элемент ритма, и в тексте она выполняет несколько функций.

СОЗДАНИЕ ПАУЗ ДЛЯ ВДОХА

Одна из основных функций цезуры – это создание промежутков в тексте, чтобы артисту всегда хватало воздуха для чтения текста.

E-40

Между словами приходится делать вдохи. И для этого нужно предусмотреть места для пауз.

Joell Ortiz (Джоэл Ортиз)

В тексте я обычно письменно помечаю места для вдоха.

Gift of Gab, Blackalicious

Дело в том, что дыхание нужно сделать частью флоу. В местах, где есть паузы нужно делать короткие вдохи, только так ты сможешь дышать. Читают текст на выдохе, а когда возникает пауза, нужно пополнить запас воздуха, чтобы продолжать читать.

Цезуры могут быть добавлены после того, как текст впервые исполнен вслух. Если оказывается, что его трудно читать, не задыхаясь, то нужно подкорректировать флоу, создав больше пауз для вдохов.

Masta Ace

Бывает я напишу текст, реализовав сложный ритмический рисунок, который я себе вообразил, и он звучит классно, но когда я пишу, я же не произношу его вслух, поэтому не осознаю, что его будет трудно исполнить. Потом я убеждаюсь в том, что в строке слишком много слов, и убираю кое-какие из них, освобождая себе место для дыхания.

Подробности о выборе моментов для вдоха смотрите в главе 13.

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ИЛИ РАЗБИВКА КУПЛЕТА

Как и ритмические рисунки, состоящие из слогов, цезуры могут применяться как средство придания флоу определённой структуры. К примеру в первом куплете своего трека “22 Twos” (066) Jay-Z размещает цезуру почти на каждой первой доле двухтактовой фигуры. Похожую технику демонстрирует и Slick Rick в каждом куплете трека “I Own America” (102).

Цезуры могут также играть роль разделителей куплета. Во втором куплете трека “Yellow Brick Road” (103) Eminem читает восемь тактов без цезур до самой последней доли, четвёртой доли восьмого такта, где цезура появляется. Следующие двенадцать тактов он читает с другими схемой рифмовки и флоу. Таким образом цезура обозначает смену флоу и служит разделительной линией между двумя различными частями куплета.

ВНЕСЕНИЕ РИТМИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ

Цезура также может придать тексту ритмическое разнообразие, если паузы расставлены в неожиданных местах.

Vinnie Paz, Jedi Mind Tricks

Иногда я намеренно добавляю пустоты. Умение организовать незаполненное пространство порой важно так же, как и умение правильно расположить слова.

Ill Bill

Расстановка пауз и всё такое у меня происходит абсолютно бессистемно. Они могут располагаться так, как это предусмотрено изначально в тексте, или, если я не определился с подачей, я их организую уже по ходу записи в студии.

Трек “Get with Da Wickedness (Flow Like That)” (104) The Lady of Rage содержит несколько цезур в неожиданных местах, где они рассекают текст, придавая флоу изюминку. То же можно сказать о треках Mystikal “Danger” (105) и “Shake Ya Ass” (106).

В то же время, некоторые куплеты содержат очень мало или совсем не содержат цезур и читаются с более ритмически насыщенным флоу. Экономия на цезурах – хороший способ увеличения числа слогов в строке, что может быть использовано в построении более сложных ритмрисунков.

ПОДЧЁРКИВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ

С помощью цезур можно подчеркнуть содержание текста. Обычно это достигается размещением цезуры сразу после весомой фразы, вызывая момент тишины, что позволяет фразе зафиксироваться в сознании слушателя.

Примером тому служит куплет GZA в треке Wu-Tang Clan “Clan in Da Front” (107) с их альбома “Enter the Wu-Tang (36 Chambers)”:

’Cause I don’t know you, there- fore show me what you know.
I come sharp as a blade and I cut you slow.

Текст первого такта венчается цезурой на первой доле следующего такта. Это добавляет значительности произнесённой фразе.

Альтернативный способ выделения текста – это размещение цезуры на четвёртой доле, которая направляет внимание к слогам, произносимым на слабой доле после неё. В треке “Dear Mama” (108) 2Pac несколько раз прибегает к этой технике, схема которой выглядит следующим образом:

you al- ways was a black queen, Mama.

Цезура, приходясь на четрвёртую долю, делает слово “Mama” более заметным.

Часть III

Композиция

Процесс сочинения

Процесс сочинения текста уже сам по себе облегчает тебе эту работу – чем больше ты сочиняешь, тем проще это становится.

- Lateef, Latyrx -

Процесс сочинения – это то, как ты находишь материал для содержания и флоу и как объединяешь их в форме завершённого текста. Классические и одни из самых запоминающихся хип хоп треков стали таковыми не благодаря одному только флоу или одному смысловому наполнению, но благодаря их искусной комбинации.

K-Os

Я считаю, именно это делает Mos Def, André 3000 [из OutKast] классными эмси, а пионерами тут я бы назвал Q-Tip [из A Tribe Called Quest] и Black Thought [из The Roots] - у всех у них крутой флоу, но их треки наполнены смыслом.

Cormega

Наличие и флоу и смыслового наполнения делает тебя полноценным артистом.

Наши рекомендации