Chuck D, Public Enemy (Чак Ди, Паблик Энэми)

Имея готовое название ты можешь заполнить пробелы и вести предметный разговор… В том смысле, что как беседа может быть предметной, когда ты не знаешь, о чём говорить?

Иногда вдохновение может быть навеяно самим творческим процессом. Работа с продюсерами, которые предлагают готовые припевы может подсказать концепцию для дальнейшей разработки. Royce Da 5’9″ отмечает что “обычно у продюсеров уже есть припев и наброски, как у Фарелла из Neptunes, вместе с припевом он практически предлагает тебе концепцию”. Музыка, под которую ты пишешь, также может дать тебе идею для концепции.

Tech N9ne

Я люблю, чтобы у меня была концепция перед сочинением текста. Если бит вызывает у меня отклик, то обычно он тут же даёт мне и концепцию, я могу точно определить настроение бита. Если его настроение праздничное, об этом я и буду сочинять. Если он грустный, я расскажу о том, что меня гнетёт. Если у него мрачная атмосфера, то я сочиню что-нибудь злобное. Так что биты могут подсказать мне, будет ли трек мрачным, весёлым, грустным, сексуальным.

В отдельных случаях концепция может возникнуть сама по себе или быть вдохновлена событиями из обычной жизни.

RBX (АрБиЭкс)

Иногда концепция просто меня накрывает, ни с того ни с сего.

MC Shan

Искру может дать увиденное по ТВ или сказанное кем-то. Можно слушать чей-то трек, исполнитель произносит каку-то фразу и бах, в твоём сознании происходит поворот. Одно слово может превратиться в целый трек. Концепция может прийти откуда угодно.

СОЧИНЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ТРЕКА

Один из ключей к написанию хорошего концептуального трека – это неуклонная верность избранной концепции на протяжении всего текста. Если приходят идеи, не соответствующие концепции, не пытайтесь их втиснуть, отложите их всторону.

Killah Priest, Wu-Tang Clan affiliate (Килла Прист, участник объединения У-Тан клана)

Я придерживаюсь темы. Всё должно быть взаимосвязано.

Big Daddy Kane

Если речь идёт о треке, в котором я серьёзно затрагиваю какой-то вопрос, я сажусь и перебираю в уме все возможные повороты и развития, которые ситуация может принять, записываю их, а потом оформляю в виде рэпа.

Royce Da 5’9″

Если мне нужно сочинить концептуальный текст, то я приступаю к работе, дав себе установку, что я не должен отступать от концепции. Если, когда я сочиняю, возникает какая-то идея, которая больше подошла бы для баттлового трека, я её фиксирую и откладываю, но не использую в тексте, который пишу, чтобы всё было логично. В этом заключается особенность процесса сочинения.

У Lateef из Latyrx есть концептуальный трек под названием “Storm Warning” (025), в котором он и Lyrics Born перебрасываются куплетами и строчками на тему погодных условий и ураганов, и разрушений, к которым они способны привести.

Lateef, Latyrx

С “Storm Warning”, у DJ Shadow был бит, и мы пытались придумать под него концепцию. У нас их набралось три или четыре, но потом мы стали обсуждать именно эту концепцию и всё стало складываться, а у Shadow были свои дополнительные идеи для бита. Мы обсуждали, как нам её оформить, что должно происходить, и каков должен быть сюжет. И кроме этого, как нагнетать напряжение и как сделать повествование не слишком прямолинейным или предсказуемым.

Концепция трека “Trust” Wordsworth (026) заключается в рассказе о том, как рождение дочери заставило его пересмотреть своё отношение к женщинам.

Wordsworth (Уордсуорс)

Когда мне пришла в голову эта концепция я тут же сообразил, что её ещё никто не использовал, что важно, потому что я стал отцом и испытывал определённые чувства по этому поводу. Так что с этой точки зрения вопрос отношения к женщинам ещё никто не рассматривал. О чувстве вины, которое может в нас возникнуть когда появляются собственные дети, как у меня дочка.

Поскольку концептуальные треки придерживаются одной единственной темы, артисту нужно уметь сказать многое о предмете при том, что они могут изначально не располагать достаточной эрудицией. Поэтому многие согласятся с Vinnie Paz из Jedi Mind Tricks, когда он говорит: “Когда я сочиняю что-то концетуальное, я уделяю время тщательному изучению предмета.”

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ

Концепции могут быть применимы не только к трекам, но и к целым альбомам, когда одна идея или тема связывают все треки между собой. Например альбом Little Brother “The Minstrel Show” базировался на концепции высмеивания стереотипов.

Big Pooh, Little Brother (Биг Пу, Литл Браза)

Когда сочиняешь концептуальный альбом бывают трудные моменты, потому что приходится для каждого трека искать различные темы, которые сочетались бы с главной концепцией.

Концепция также может пронизывать серию альбомов. Например первый коммерческий альбом Эминема “The Slim Shady LP” базировался на концепции его второго “Я”, Slim Shady, тогда как второй альбом “The Marshall Mathers LP” был основан на демонстрации его реальной личности (Marshall Mathers – настоящее имя Эминема). Таким образом концепция, объединяющая эти два альбома заключается в представлении двух сторон его личности. Похожая глобальная концепция объединяет его третий и четвёртый альбомы, “The Eminem Show” и “Encore”, где “Encore” продолжает сюжет “концерта”, заявленный в “The Eminem Show”.

Повествовательная форма

Сторителлинг всегда был важной техникой в искусстве эмси. Умение построить текст в форме истории – важный навык для разностороннего эмси.

Наши рекомендации