Романтизм в западно - европейской музыке

РОМАНТИЗМ В ЗАПАДНО - ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ

I. Ответь на вопросы:

1.Когда начал ярко проявлять себя романтизм в музыке?

2.Как понимаешь следующие слова А. де Мюссе:

”…Романтизм, дорогой господин!.. Нет, вне всякого сомнения, это и не отрицание трех единств, и не объединение комического и трагического, не что-то либо такое, чему вы могли бы подобрать название. Вы тщетно пытались бы схватить крыло бабочки - пыльца, придающая ему окраску, останется у вас на пальцах. Романтизм - это роняющая слезы звезда, это стонущий ветер, это дрожащая от озноба ночь… это неожиданный поток, томление экстаза… и в тоже время - полнота и округлость, диаметральность, пирамидальность…”

3. В чем состоит главное отличие романтической музыки от музыки классического стиля?

4. Какие два основные направления можно отметить в романтизме?

5. Какие новые национальные музыкальные культуры выдвинулись в 19 веке?

6. Какие музыкальные произведения называются программными? Почему композиторы-романтики тяготеют к созданию программных произведений?

7. Какие новые жанры музыки и средства выразительности появились в творчестве композиторов-романтиков?

8. Почему романтики склонны к фортепианной миниатюре?

II.Перечисли композиторов, утверждающих в своем творчестве принципы романтизма.

Перечисли разновидности романтической миниатюры.

НОВОЕ В ОПЕРНОМ ЖАНРЕ

ИМПРЕССИОНИЗМ

1. Где и когда зародилось это направление в искусстве?

2. Что такое “импрессионизм”? (перевод слова “impression” - ___________________)

3. В чем заключается сущность этого искусства?

4. Зачем К. Моне написал около 30 картин одного собора в Руане?

5. Повлиял ли живописный импрессионизм на музыку?

6. Назови композиторов-импрессионистов.

7. Какая родственная тематика обнаруживается в творчестве импрессионистских художников и композиторов?

8. Импрессионисты в живописи тяготеют не к фреске или крупной композиции, а к портрету, этюду; в музыке - не к симфонии, оратории, а к _____________________________. Почему?

9. Художники обогатили цветовую палитру, а музыканты?

(подсказка: “Больше всего живописный импрессионизм повлиял на музыку в области средств выразительности.Так же как и в живописи, поиски Дебюсси и Равеля были направлены на расширение круга выразительных средств, необходимых для воплощения новых образов, и в первую очередь на максимальное обогащение красочно- колористической стороны музыки. Эти поиски коснулись лада и гармонии, мелодии и метроритма, фактуры и инструментовки. Значение мелодии как основного выразительного элемента музыки ослабляется; в то же время необычайно возрастает роль ладогармонического языка и оркестрового стиля, в силу своих возможностей более склонных к передаче картинно-образного и колористического начал.

Частое обращение Дебюсси и Равеля к старинным народным ладам (пентатонике, дорийскому, фригийскому, миксолидийскому и другим), а также к целотонному звукоряду в сочетании с натуральным мажором и минором аналогично огромному обогащению цветовой палитры у художников-импрессионистов; длительное “балансирование” между двумя отдаленными тональностями без явного предпочтения одной из них напоминает тонкую игру светотеней на полотне.” ( Б.Левик “Музыкальная литература зарубежных стран”, вып.5)

11.Дай краткую справку о жизни и творчестве К.Дебюсси, его отношении к России.

12 Какое место занимает фортепианная музыка в творчестве Дебюсси?

13.Назови прелюдию-портрет у Дебюсси, вспомни музыкальные портреты у других композиторов

14. О каком произведении рассказано ниже?

______________________ производит впечатление не столько законченного портрета, сколько рисунка, сделанного по воспоминаниям о когда-то увиденном человеке или навеянного образом, возникшим в фантазии автора. По своему колориту она напоминает скорее всего акварельный рисунок с его мягкими тонами, тонкой игрой светотеней, отсутствием резких переходов от одного цвета к другому.

Несколько сдержанный и вместе с тем кристально чистый главный образ воплощен в неторопливо развертывающейся одноголосной мелодии, которая по тембру и регистру напоминает наигрыш пастушьего рожка. Эта мелодия отличается редкой у Дебюсси протяженностью и мягкостью очертаний. Впечатление сдержанности и несколько холодной красоты создается почти полным избеганием в мелодии вводного тона. Это придает ей черты пентатоники и лишает тему острых тяготений. В гармоническом плане преобладают спокойные плагальные обороты (VI - I или IV - 1 и т.д.), цепочки квартсекстаккордов, последовательности неразрешенных нонаккордов, многократные перемещения одного и того же аккорда, которые вызывают ощущение лишь тонкой игры красок, не создавая напряженного ладо- гармонического развития. В трехчастной композиции нет образной контрастности. Начало средней части характеризуется лишь тональным сдвигом и регистровым разворотом (от нижнего - к верхнему в момент кульминации). Реприза, как во многих сочинениях Дебюсси, значительно сокращена и содержит одно проведение темы. В конце своеобразная последовательность квартовых звучностей на рр вызывает почти зрительное ощущение удаляющихся шагов, замирающих вдали.

15. Как, на твой взгляд, следует исполнять музыку Дебюсси?

Согласишься ли с нижеприведенным мнением?

“… исполнительская манера композитора отличается полным отказом от всего внешнего, показного. Это камерный стиль, в лучшем смысле этого слова, где виртуозные возможности инструмента подчинены всегда серьезной художественной цели.

Сочинения Дебюсси отличаются особо тонкой и сложной педализацией ( с широким применением полупедалей)…

Произведения композитора требуют от исполнителей тонкой и разнообразной нюансировки и градации динамики, а также владения колористическими приемами извлечения звука Во многих пьесах Дебюсси мы часто находим огромное количество авторских указаний для исполнителей, раскрывающих образную сторону исполнения (“как нежная и грустная жалоба”, ”нервозно и с юмором”).Часто эти указания исходят из определенных живописно-красочных задач (“Вибрируя”,”Тихо звучит в густом тумане”). Они еще раз подчеркивают стремление композитора расширить и обогатить тембровую палитру фортепиано, целиком подчинить технические виртуозные задачи художественным, картинно-живописным”(Б.Левик)

16. Какое произведение М.Равеля принесло ему известность?

В каких жанрах сочинял Равель музыку?

Назови самого любимого композитора М.Равеля.

Какова история создания самого знаменитого произведения Равеля? И какого?

В музыке “Болеро” определяются три самостоятельных фактурных пласта, которые находятся в сложном взаимодействии, и вместе с тем каждый сохраняет свою самостоятельность. Что это за пласты?

Чем заменяется в “Болеро” напряженное мелодическое развитие?

17..Определи названия и авторов следующих отрывков:

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ

.

I. Подчеркни правильный ответ:

1. Бетховен, Верди, Равель - автор многих опер.

2. Вагнер, Берлиоз, Шопен за редким исключением сочинял только для фортепиано.

3. Бетховен, Бизе, Дебюсси умер вскоре после премьеры своей самой известной оперы.

4. Шуберт, Шуман, Мендельсон написал вокальные циклы “Прекрасная мельничиха” и “Зим-

ний путь”.

5. Романс “Я не сержусь” входит в цикл “Прекрасная мельничиха”, “Любовь поэта”, “Зимний путь”.

6.“Севильский цирюльник”, “Вильгельм Телль”, “Сорока-воровка” - новый тип “гражданской” оперы, созданной Д.Россини.

7. Шуберт, Шуман, Шопен - автор цикла фортепианных пьес “Карнавал”.

8. Прелюдия как жанр обрела самостоятельность в творчестве Шуберта, Шумана, Шопена.

9. Шуберт, Лист, Берлиоз - автор “Неоконченной симфонии”.

10. Жанр вокальной баллады достиг расцвета в творчестве Шуберта, Шумана, Грига.

11. Музыку в драме Г.Ибсена “Пер Гюнт” сочинил Мендельсон, Григ, Шопен.

12. Автор музыкальной тетралогии “Кольцо нибелунга” - Бизе, Верди, Вагнер.

13.“Восход солнца. Впечатление” - это картина К.Моне, О.Ренуара, К.Писарро.

14. Композиторы-импрессионисты в своем творчестве тяготеют к симфонии, оратории, оркестровой и фортепианной миниатюре.

15. Ноктюрн “Море”, прелюдию “Девушка с волосами цвета льна” , “Лунный свет” написал Шопен, Дебюсси, Равель.

16. Знаменитое “Болеро” создано Дебюсси, Равелем, Дюка.

17.“Аида”, “Травиата”, “Риголетто” - оперы Моцарта, Верди, Бизе.

18.“Фиделио” - единственная опера Гайдна, Моцарта, Бетховена.

19. Автор сборника “Годы странствий” - Шопен, Лист, Дворжак.

II.К каким музыкальным стилям относится творчество следующих композиторов (поставь нужную цифру рядом с фамилией композитора):

Гайдн 1. барокко

Шуберт 2. классицизм

Дебюсси 3. романтизм

Бах 4. импрессионизм

Шопен

Моцарт

Шуман

Берлиоз

Бетховен

Гендель

III. Укажи (стрелками) родину следующих композиторов и подпиши страну:

Бах Бонн

Шопен Эйзенах

Шуберт Зальцбург

Моцарт Рорау

Бетховен Лихтенталь

Гайдн Желязова Воля

Лист Берген

Григ Цвиккау

Шуман Париж

Бизе Доборьян

IV. Чьи это даты жизни?

1810 - 1849

1804 - 1857

1799 - 1837

1797 - 1828

1770 - 1827

1756 - 1791

1732 - 1809

1685 - 1759

1685 - 1750

1862 - 1918

V. Кто явился основоположником следующих музыкальных жанров?

1. вокальный цикл 1. Дж.Фильд

2. музыкальный момент 2. Й.Гайдн

3. ноктюрн 3. Ф.Мендельсон

4. симфония 4. Ф. Шуберт

5. песня без слов 5. Я.Пери

6. рапсодия 6. Ф. Лист

7. соната 7.Ф.Шопен

8. экспромт 8.А.Вивальди

9. опера 9.И.С.Бах

10. квартет 10.Ж.Оффенбах

11. вокальная баллада

12. инструментальная баллада

13. сольный инструментальный концерт

14. инвенция

15. оперетта

16. симфоническая поэма

VI.Найди современников композиторов:

1. Антонио Сальери 1. Либреттист опер Моцарта (“Свадьба Фигаро”,”Дон Жуан”)

2.Михаэль Фогль 2. Польский поэт. друг Ф.Шопена

3. Эжен Делакруа 3. Возлюбленная Бетховена (ей посвящена “Лунная соната”)

4. Г.Ф.Гендель 4. Учитель Шопена

5. Анна Магдалена 5. Литературный псевдоним Авроры Дюдеван

6. Джульетта Гвиччард 6. Композитор, современник И.С.Баха

7. Войцех Живный 7.Певец, друг Ф.Шуберта

8. Жорж Санд 8. Французский художник, друг Ф.Шопена

9. Лоренцо да Понте 9.Композитор, современник В.А.Моцарта

10. Адам Мицкевич 10. Жена И.С.Баха, для которой была написана “Нотная тетрадь”

VII.Назови авторов следующих литературных произведений:

1. Маленькая трагедия “Моцарт и Сальери” 1. Бомарше

2. Комедия “Безумный день или женитьба Фигаро” 2. Шекспир

3. Драма “Король забавляется” 3. Мериме

4. Трагедия “Отелло” 4.Пушкин

5. Драма “Дама с камелиями” 5.Гюго

6. Новелла “Кармен” 6 Ибсен

7. Трагедия “Ромео и Джульетта” 7.Гете

8. Драма “Пер Гюнт”

9. Трагедия “Фауст”

10. Трагедия “Эгмонт”

VIII.Определи авторов следующих тем:

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

IX.Определи жанр следующих произведений (проставь справа нужную цифру):

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

1.Вальс 2. Ноктюрн 3. Экспромт 4. Инвенция 5. Этюд 6.Фуга 7. Прелюдия 8. Увертюра 9. Соната 10. Симфония

X.Как называются эти музыкальные произведения?

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

XI. Чья это жизнь?

1.Композитор, родившийся в 1714 году и умерший в 1787-м, увековечен в истории как творец оперной реформы, совершенной им во имя драматической правды, углубления выразительности, восстановления равновесия между словом и музыкой. Судьба столкнула его в Вене с либреттистом Раньери Кальцабиджи, который стремился обновить оперу, отдавая первенство слову и драматическому действию. Его идеи нашли единомышленника и союзника в лице композитора. 2. Жизнь этого классика итальянской романтической оперы оборвалась, когда ему было 34 года. Несмотря на это, он успел вкусить шумный успех и подлинное обожание публики. Талант его обладал всеми признаками чистой, возвышенной романтической лирики, мелодической одухотворенности. Красотой его мелодий восхищался Шопен. Его прославленная опера “Норма” не забыта и в наши дни.

2.Его недолгая, ничем не омраченная жизнь, можно сказать, была устлана розами. Успехам, которые он завоевал при жизни, мог бы позавидовать не один великий артист. День его смерти почтили даже купцы, закрывшие в знак траура свои магазины. Но два или три десятилетия спустя его имя произносилось с оттенком снисходительной иронии. Композитора, которого современники считали “Моцартом XIX столетия”, Дебюсси назвал “изящным и легковесным”. И все же история музыки восстановила его славное имя и отвела ему почетное место выдающегося представителя эпохи романтизма, создателя программной романтической увертюры, пяти симфоний, знаменитого скрипичного и фортепианного концертов, а также фортепианных пьес, объединенных общим названием “Песни без слов”. От рождения (1809) и до смерти (1847) он не знал нужды. Современники аплодировали ему как превосходному пианисту и дирижеру лейпцигского Гевандхауза.

3.Имя этого итальянского скрипача и композитора еще при его жизни было окружено легендами. Говорили, что своему искусству он обязан дружбе с дьяволом. Музыкант жаловался, что не может показаться на улицах города: его тот час же окружала толпа любопытных. Он заложил основы современной игры на скрипке, обогатив музыку новыми колористическими возможностями. Среди его произведений наибольшей популярностью до сих пор пользуются 24 каприччио, оказавшие огромное влияние на творчество многих композиторов-романтиков: Шопена, Шумана, Листа. Их использовали в своих произведениях Рахманинов, Брамс и др.

С 1954 года в Италии (Генуя) организуются конкурсы имени этого скрипача.

4.Этот француз был сыном известного в свое время композитора. Стремясь к музыкальному творчеству, он натолкнулся на противодействие родителей. В тайне от отца, без его помощи и поощрения, он получил первоначальное музыкальное образование. Впоследствии, добившись отцовского согласия на посещение консерватории, вынужден был принять его условия. Первое - что он будет обучаться музыке только в качестве вольнослушателя, второе - что он никогда не запятнает себя сочинением оперы или балета. Молодой композитор, однако, вскоре нарушил свои обещания. В дальнейшем он завоевал исключительную популярность. Его балеты “Жизель” и “Корсар” до сего времени сохранились в репертуаре, а его комическими операми в свое время восхищался весь Париж. Умер он в 53 года в 1856 году.

XII. По приведенному ниже факту из детства и юности композиторов определи их фамилии:

1. Кто был тот итальянский малыш, который попал, благодаря своему красивому голосу, из Флоренции в Париж и прошел путь от “мальчика на побегушках” у повара до первого композитора Франции?

2. Какой гениальный немецкий композитор, оставшись рано сиротой и живя в доме брата, переписывал в тайне от него при лунном свете понравившиеся ему музыкальные произведения?

3. Какой мальчик, будучи сыном цирюльника, случайно обнаружил на чердаке своего дома клавикорд и ночью, тайком от родных, играл на нем?

4. Кто из великих композиторов, в то время 13-летний подросток, оказался в Сикстинской капелле в Риме и, впервые услышав сложнейшее произведение, ноты которого тщательно оберегались от кого бы то ни было, записал его полностью по памяти?

5. Какой известный немецкий композитор сочинил одно из своих самых известных произведений по комедии Шекспира в возрасте 17 лет?

6. Кто из выдающихся композиторов в юности мечтал о карьере пианиста, но переиграл руку и в будущем стал автором многих произведений-шедевров для фортепиано?

7. Кто в детском возрасте еще, разумеется, не подозревая, что впоследствии он прославит Италию и станет величайшим оперным композитором, покинул отчий дом и последовал за проходившим через его родную деревню шарманщиком?

XII.Кто эти композиторы?

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru романтизм в западно - европейской музыке - student2.ru

РОМАНТИЗМ В ЗАПАДНО - ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ

I. Ответь на вопросы:

1.Когда начал ярко проявлять себя романтизм в музыке?

2.Как понимаешь следующие слова А. де Мюссе:

”…Романтизм, дорогой господин!.. Нет, вне всякого сомнения, это и не отрицание трех единств, и не объединение комического и трагического, не что-то либо такое, чему вы могли бы подобрать название. Вы тщетно пытались бы схватить крыло бабочки - пыльца, придающая ему окраску, останется у вас на пальцах. Романтизм - это роняющая слезы звезда, это стонущий ветер, это дрожащая от озноба ночь… это неожиданный поток, томление экстаза… и в тоже время - полнота и округлость, диаметральность, пирамидальность…”

3. В чем состоит главное отличие романтической музыки от музыки классического стиля?

4. Какие два основные направления можно отметить в романтизме?

5. Какие новые национальные музыкальные культуры выдвинулись в 19 веке?

6. Какие музыкальные произведения называются программными? Почему композиторы-романтики тяготеют к созданию программных произведений?

7. Какие новые жанры музыки и средства выразительности появились в творчестве композиторов-романтиков?

8. Почему романтики склонны к фортепианной миниатюре?

II.Перечисли композиторов, утверждающих в своем творчестве принципы романтизма.

Перечисли разновидности романтической миниатюры.

Наши рекомендации