Основные элементы дирижерской техники.
Профессиональная подготовка учителя музыки немыслима без овладения дирижерской техникой.О дирижерской технике написано немало книг,авторами которых являются видные педагоги-хормейстеры.
Основой дирижирования является исторически сложившаяся система жестов,с помощью которой осуществляется руководство хоровым исполнением.
Под техникой дирижирования обычно понимается язык рук,при помощи которого в сочетании с выразительным взглядом и мимикой дирижер передает коллективу свое понимание музыкального произведения, его звуковой образ.
В технике дирижирования принято различать две функции;функцию тактирования и функцию выразительную экспрессивную.Тактирование
[метрономирование]-выполнение схемы не выражающей хорактера музыки,ее динамики и др.особенностей.Задача экспессивной функции-раскрыть внутренний смысл,эмоционально-образное содержание произведения.Это язык рук,при помощи которого в сочетании с выразительным взглядом и мимикой дирижер передает коллективу свое понимание музыкального произведения,его звуковой образ.
Основными принципами дирижерского жеста являются экономность,целесообразность,точность,ритмичность,определенность,
активность,яркость,простота,естественность,аккуратность.
Главным средством управления хором является дирижерский аппарат-руки,лицо,корпус-весь внешний облик дирижера.
Корпус-прямой,спокойный,лишенный напряжения,ноги устойчивы,плечи развернуты,голова чуть приподнята.Вырасительность лица,мимика –важнейшие условие хорошего исполнения.Руки[плечо,предплечье,кисть должны быть свободны от мышечной напряженности и в жесте отдельных ее частей и в их взаимосвязи.
Кисть-самая выразительная часть руки,ей доступна передача всех видов и характеров исполняемых произведений.
Дирижерская схемаесть условное выражение структуры такта,количество долей в движении рук дирижера.
Первую-как самую сильную принято направлять сверху вниз.
Слабые доли распологаются в стороны или вверх.
В движении рук по схеме должно быть ясное ошущение последования сильного и слабого времени в такте.
Момент,который фиксирует грани метрических долей и соединяет их,называется точкой.Он совпадает с окончанием предыдущей доли и началом последующей и входит с оставным элементом в каждый жест дирижера.
Точка должна быть четкой в любом темпе при любой динамике,изменяясь в соответствии с хорактером произведения.
В ее выполнении первостепенное значение имеет кисть.
В дирижировании каждый жест должен плавно переходить в другой для того,чтобы соединение долей было естественным,непрерывным,без толчков и остановок.Движение рук,заполняющее время между двумя точками,называется долевым.Оно состоит как бы из двух половин-пассивной и активной,направленной к точке,к остановке.
Необходимо прослушивать первую и,особенно вторую половины движения,не допуская ее укорачивания.
Дирижирование есть стого продуманная и четко организованная система ауфтактов-предварительных движений.Жесты дыхания выступления снятия, наступление нового темпа,динамики,штрихов предваряются вспомогательным запахом[ауфтактом],который можно трактовать как жест приготовления.
Начало исполнения произведения состоит из трех элементов;внимание,дыхание,вступление;
Внимание-дирижер глазами проверяет степень готовность хора,собранность его внимания.Руки коротким движением выносятся вперед в позицию ‘’внимание’’.Состояние внимания не должно быть передержанным.
Дыхание,-руки из положения,’’внимание ’’свободно подаются вверх.Отвечая на этот жест,хор берет дыхание.В жесте дыхания отражается темп,динамика и характер вступления.
Вступление-руки активным движением опускаются вниз,а точку,фиксирующую долю,с которой начинается звучание.
Прием окончания звучности также состоит из трех моментов;перехода к окончанию,подготовке выражается в заранее ожидаемом прекращении звучания и соответствующей психологической настройке на это действие.
Момент в какой-то степени анологичен моменту ''внимание''.Подготовка окончания заключается в предваряющем жесте,соответственным по значению с моментом ‘’дыхание’’.Он также должен отражать темп,динамику и характер произведения.
Жест окончания или ‘’снятие’’также выполняется в темпе,динамике и характере прерываемого звучания.Снятие может быть направлено вниз,в стороны,’’от себя’’,’’к себе’’.Снимать звук,аккорд надо таким образом;чтобы было удобно показать вступление вновь,если это нужно.