Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»
(18 часов)
Музыкальная драматургия – развитие музыки. (2 часа)
Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.
Камерная инструментальная музыка. (2 часа)
Этюд. Транскрипция. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.
Циклические формы инструментальной музыки. (2 часа)
Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.
Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. (2 часа)
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.
Симфоническая музыка. (5 часов)
Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.
Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.
Инструментальный концерт. (3 часа)
Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.
Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.
Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
Музыка народов мира.(2 часа)
Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
3. Тематический план
№ | Разделы и темы урока | Кол-во часов | В том числе: |
Контрольные работы. | |||
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки» | |||
1. | Классика и современность | ||
2. | В музыкальном театре. Опера. | ||
3. | |||
4. | Опера «Князь Игорь» | ||
5. | |||
6. | В музыкальном театре. Балет. | ||
7. | |||
8. | Героическая тема в русской музыке. | ||
9. | В музыкальном театре. | ||
10. | |||
11. | Опера «Кармен» | ||
12. | |||
13. | |||
14. | Сюжеты и образы духовной музыки. | ||
15. | Рок-опера «Иисус – Христос – суперзвезда» | ||
16. | Музыка к драматическому спектаклю | ||
17. | |||
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» | |||
18. | Музыкальная драматургия - развитие музыки | ||
19. | |||
20. | Камерная инструментальная музыка | ||
21. | |||
22. | Циклические формы инструментальной музыки | ||
23. | |||
24. | Соната. | ||
25. | |||
26. | Симфоническая музыка | ||
27. | |||
28. | |||
29. | |||
30. | |||
31. | Симфоническая картина. | ||
32. | |||
33. | |||
34. | Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и опер. Пусть музыка звучит. | ||
35. | |||
Итого: |
4.Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:
1.Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.
2.Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей.
3.Понимать образно-смысловое содержание музыкально-художественных произведений.
4.Размышлять о муз. произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях.
5.Раскрывать образный строй муз. произведений.
6.Ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.
7.Выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля.
8.Осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений.
9.Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.
10.Проектно-исследовательская деятельность.
11.Проявлять творческую инициативу, участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы.