Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

(18 часов)

Музыкальная драматургия – развитие музыки. (2 часа)

Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация. Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Особенности драматургии светской и духовной музыки.

Камерная инструментальная музыка. (2 часа)

Этюд. Транскрипция. Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф. Транскрипция как жанр классической музыки. Фортепианные транскрипции музыкальных произведений. Сравнительные интерпретации.

Циклические формы инструментальной музыки. (2 часа)

Кончерто гроссо. Сюита в старинном духе А. Шнитке.

Особенности формы инструментального концерта. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия концерта. Понятие полистилистики. Стилизация как вид творческого воплощения художественного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроизведение национального или исторического колорита.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.

Соната. Соната № 8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната № 2 С.С. Прокофьева. Соната № 11 В.-А. Моцарта. (2 часа)

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Особенности драматургии в циклических формах сюиты и сонаты. Форма сонатного allegro. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля Бетховена Л. И Шопена Ф. Выдающиеся исполнители: Рихтер С., Спиваков В., Башмет Ю., Плетнев М.

Осмысление жизненных явлений и их противоречий в сонатной форме. Драматургическое взаимодействие образов в сонатной форме. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Прокофьева C.C. или Моцарта В.А.

Симфоническая музыка. (5 часов)

Симфония №103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна. Симфония №40 В.-А. Моцарта. Симфония №1 («Классическая») С.С. Прокофьева. Симфония №5 Л. Бетховена. Симфония №8 («Неоконченная») Ф. Шуберта. Симфония №1 В. Калиникова. Картинная галерея. Симфония №5 П.И. Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Д. Шостаковича. Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта. Характерные черты музыкального стиля композиторов: Й. Гайдна и В.-А. Моцарта. Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.

Претворение традиций и новаторства в музыке Прокофьева С.С. Характерные черты музыкального стиля Прокофьева С.С.

Романтические, лирико-драматические образы симфонии Шуберта Ф. Характерные черты музыкального стиля Шуберта Ф. Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И. Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д. Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.

Инструментальный концерт. (3 часа)

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. Рапсодия в стиле блюз Д. Гершвина.

Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А. Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.

Музыка народов мира.(2 часа)

Обработки мелодий разных народов мира. Выразительные возможности фольклора в современной музыкальной культуре. Известные исполнители музыки народной традиции. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.

3. Тематический план

Разделы и темы урока Кол-во часов В том числе:
Контрольные работы.
Тема I полугодия: «Особенности драматургии сценической музыки»  
1. Классика и современность  
2. В музыкальном театре. Опера.    
3.  
4. Опера «Князь Игорь»  
5.  
6. В музыкальном театре. Балет.    
7.  
8. Героическая тема в русской музыке.
9. В музыкальном театре.    
10.  
11. Опера «Кармен»      
12.  
13.  
14. Сюжеты и образы духовной музыки.
15. Рок-опера «Иисус – Христос – суперзвезда»  
16. Музыка к драматическому спектаклю    
17.  
Тема II полугодия: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»  
18. Музыкальная драматургия - развитие музыки    
19.  
20. Камерная инструментальная музыка    
21.  
22. Циклические формы инструментальной музыки    
23.
24. Соната.    
25.  
26. Симфоническая музыка      
27.  
28.  
29.  
30.  
31. Симфоническая картина.      
32.  
33.
34. Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и опер. Пусть музыка звучит.  
35.  
Итого:  

4.Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

Обучение музыкальному искусству в 7 классе должно обеспечить учащимся возможность:

1.Знать основные жанры народной, профессиональной, религиозной и современной музыки. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения.

2.Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные сочинения различных жанров и стилей.

3.Понимать образно-смысловое содержание музыкально-художественных произведений.

4.Размышлять о муз. произведении, высказывать суждение об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполнителях.

5.Раскрывать образный строй муз. произведений.

6.Ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи.

7.Выявлять особенности построения музыкально-драматического спектакля.

8.Осуществлять сравнительные интерпретации музыкальных сочинений.

9.Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений.

10.Проектно-исследовательская деятельность.

11.Проявлять творческую инициативу, участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы.

Наши рекомендации