Периферийное оборудование Pro Tools
Для использования любых систем Pro Tools необходим персональный компьютер Mac или PC с достаточным быстродействием (в частности, дисковой подсистемы).
Аудиоинтерфейсы. Для использования Pro Tools|HD необходимы внешние аудиоинтерфейсы, так как платы HD Core и HD Accel не содержат «на борту» аналоговых или стандартных цифровых входов/выходов. Компания Digidesign выпускает несколько интерфейсов с аналоговыми входами/выходами, цифровыми входами/выходами, MIDI, входами/выходами синхронизации, микрофонными предусилителями и т. д.
Контроллеры. Для удобства использования Pro Tools можно укомплектовать контроллерами. Контроллер предоставляет «железные» органы управления программным обеспечением, такие как фейдеры, кнопки управления транспортом, редактированием. Один из самых больших контроллеров для Pro Tools — C24, имеет 24 моторизованных, чувствительных к касанию фейдера, управление всеми основными функциями программы, блок студийной связи и прочие «вкусности». Так же в него встроен аудиоинтерфейс с микрофонными предусилителями. Самым крупным и функциональным контроллером для студий является Digidesign ICON. С некоторыми контроллерами работают также системы Pro Tools M-Powered и LE.
Плагины (подключаемые модули)
Для Pro Tools существует два формата плагинов (подключаемых подпрограмм обработки звука): TDM (Time Division Multiplexing — система разделённых во времени потоков) и RTAS (Real Time AudioSuite — обработка центральным процессором компьютера в «реальном времени»). TDM плагины предназначены для Pro Tools HD и используют вычислительную мощность HD Core и HD Accel и работают только при их наличии. RTAS плагины используют центральный процессор компьютера, а значит, работают со всем семейством комплексов Pro Tools, в том числе с M-Powered и LE. Распространённые форматы VST и DirectX не поддерживаются Pro Tools нативно (то есть непосредственно производителем), но существуют сторонние программные решения, позволяющие использовать VST (и VSTi) с Pro Tools.
Авторизация
Для авторизации пользователя в Pro Tools, начиная с версии 8, используются электронные ключи iLok. iLok представляет собой USB-накопитель без непосредственного доступа. Ключ iLok может содержать лицензии как на сам Pro Tools, так и на используемые плагины, что позволяет пользователю носить с собой в кармане все свои лицензии и использовать их на любом имеющемся комплексе Pro Tools. Для работы с Pro Tools версии 7 и ниже необходимо иметь серийный номер и аудиоинтерфейс Digidesign.
ТЕМА 12. Понятие мастеринга
Мастеринг (англ. mastering) в широком смысле — процесс производства чего-либо, в ходе которого из исходных материалов создаётся экземпляр продукта, который является при тиражировании эталонным, и потому называется также мастер-копией. Мастеринг звукозаписей — процесс подготовки и переноса записанной и сведенной фонограммы на какой-либо носитель для последующего размножения. Пользователям РС необходима система «все в одном», поэтому и появилось понятие — мастеринг, носящее чисто автоматизированный характер и подразумевающее использование профессионального ПО. В последнее время более доступным стало качественное оборудование, и, несмотря на предостережения профессиональных инженеров мастеринга, многие звукорежиссеры записи и сведения не могут удержаться от соблазна произвести мастеринг собственных треков самостоятельно, порой имея о нем смутное представление. Поэтому в наши дни очень важно для повышения качества фонограмм в целом четкое понимание того, что делает звукорежиссер мастеринга в студии. Мастеринг — это завершающий творческий этап в процессе аудиопроизводства, последняя возможность усовершенствования, внесения изменений в звучание, прежде чем носитель будет отправлен на завод.
Любой процесс производства можно разделить на три основных этапа: pre-production (подготовка), production (этап производства, изготовления продукта), post-production (завершающий этап). Аудиопроизводство не является исключением. Pre-production — подготовка к записи, Production — запись, редактирование и сведение, а Post-production — мастеринг, печать и тираж носителей.
Подготовка к записи (pre-production) происходит в студии до начала записи и включает в себя подбор подходящего оборудования, репетиции в студии для адаптации музыкантов к условиям записи, создание комфортного студийного мониторинга для каждого исполнителя и т.д. Следующий этап (production) включает в себя сразу три вида работ: запись, редактирование записанного аудиоматериала и сведение. Запись, которую в производстве современной поп-музыки иногда называют трекинг (tracking), то есть запись отдельных дорожек, — это одна из важнейших частей аудиопроизводства.
В настоящее время для записи все чаще используют цифровые рабочие станции на базе компьютера, аудиоинтерфейса и специализированного программного обеспечения. Современные рабочие станции предоставляют пользователю огромные возможности по редактированию аудиоматериала: это и монтаж из бесчисленного количества дублей, и звуковысотная правка, и удаление акустических и электрических шумов, и многое другое. Если речь идет о последовательной записи (или записи «с наложением»), то выделяют так называемый overdubbing(запись дополнительных дорожек) — запись остальных инструментов микса на существующий «каркас».
С помощью таких инструментов, как частотная, динамическая, пространственная обработка, звукорежиссер на этапе сведения занимается работой по созданию звукового образа. Результатом работы звукорежиссера сведения является аудиофайл (чаще стереофонический). Эта часть в этапе производства является заключительной, и в случае если серьезные требования к качеству аудиозаписи не предъявляются, на этом творческая часть работы оканчивается. Далее файл передается инженеру премастеринга, выстраивающему произведения в необходимом порядке, осуществляющему PQ-кодирование, noiseshaping, dithering, конвертирование в требуемые форматы аудио, после чего переходят к изготовлению мастера для печати и тиражу CD. Процесс мастеринга можно условно разделить на несколько этапов:
1. Удаление артефактов. К ним относятся щелчки, шумы, фон, неправильно поставленная дикция (шипящие и свистящие), западание некоторых частот. К панорамным артефактам относится противофаза между правым и левым каналами;
2. Соблюдение частотного баланса. Эквализация фонограммы при мастеринге обычно носит больше косметический характер. Если исходный материал имеет некоторые артефакты, то его лучше, или даже проще, пересвести заново. К таким артефактам чаще всего относятся: «инструментальная каша» в диапазоне 500 Гц - 3 КГц, переизбыток реверберации, сильно «утопленный» голос, противофазные явления и так далее. Частотная картина композиции должна быть единым целым, где понятно расположение инструментов, слышна их отчетливость и прозрачность. В эквализации пока не придумано серьезных автоматизированных алгоритмов, поэтому лучше производить эту операцию вручную на хороших мониторах. Для контроля можно использовать наушники;
3. Динамический баланс. Эквалайзер и компрессор — это главные приборы при мастеринге. Весьма популярны многополосные устройства динамической обработки, то есть для каждого частотного диапазона можно указывать свои параметры компрессии. Среди автоматизированных программных систем наибольшую популярность получили многополосные лимитеры, встроенные в ряд мастеринг-процессоров;
4. Создание звуковой картины. Это очень важный этап процесса. В определенных случаях требуется необходимое добавление реверберации, расширение стереобазы или внедрение более сложного дилэй-эффекта. При этом надо понимать, что внедрение 3D и реверберации может сказаться в худшую сторону для параметра RMS, а также для коэффициента корреляции. Поэтому сейчас нужно уже выбирать между абсолютной прослушиваемостью и эстетическим фактором. Многие звукорежиссеры мира уже не раз отказывались от реверберации в пользу более громкого звучания фонограммы, но тогда очень часто терялся этот самый эстетический фактор. Как вариант можно использовать системы многополосной реверберации, где можно добавить эффект только для определенного частотного диапазона. Картина получается несколько аккуратнее. В принципе, по правилам психоакустики достаточно только обозначить присутствие эффекта и слушатель будет его ощущать подсознательно. Чтобы получить более яркое звучание, часто необходимо использовать такое устройство, как эксайтер. В аппаратном обеспечении студий в большинстве случаев используется Aphex Aural Exciter Type III. Данное устройство позволяет насытить сигнал дополнительными гармониками и улучшить параметры стереозвучания. В программном виде можно говорить только об одной качественной эмуляции — «iZotope Ozone», в которой мы имеем в наличии четырехполосный эксайтер. Помимо этого в Ozone имеются встроенные модули эквалайзера, реверберации, компрессора, максимайзинга, расширения стереобазы и дитеринга.
5. Выравнивание баланса по субъективным факторам. Если мастерится альбом группы, то немаловажно, чтобы громкость вокала на всех композициях воспринималась равномерно, чтобы их амплитудно-частотное наполнение было соразмерно. Стоит еще отметить тот факт, что в студийной технике достаточно популярен психоакустический прибор — максимайзер. Представитель устройств этого класса — «BBE Sonic Maximizer», распространенный в большинстве современных студий, а также на радиостанциях и в концертных залах. Сегодня нам имеется возможность использования прибора в виде одноименного плагина. В наличии имеются пресеты для гитар, пианино, других инструментов и мастеринга в целом. Этот процессор работает в разных режимах для выполнения различных задач. Отдельно хочется отметить, что этой программой нужно уметь пользоваться, и неопытный человек может и не понять суть происходящего.