Знаки сокращения нотного письма (аббревиатуры)
Разобранные выше мелизмы (точнее — их обозначения) являются одним из видов знаков сокращения нотного письма. Существуют и другие знаки сокращения нотного письма или, как их называют, аббревиатуры* [От лат. ab breviare — сокращать.]
Ряд аббревиатур связан с буквальным повторением какого-либо раздела произведения. К ним относятся знаки повторения:
354
Первый, называемый репризой, означает, что весь отрезок произведения, заключенный между двойными чертами с точками, подлежит повторению. Если же при повторении конец данного отрезка изменяется (что обычно бывает связано либо с переходом к дальнейшему развитию музыки, либо, наоборот, к окончанию пьесы), то в нотном тексте это обозначается специальными знаками, которые называются вольтами. Вольты изображаются горизонтальными квадратными скобками, охватывающими то количество тактов, которое при повторении содержит в себе какие-либо изменения. В левом углу скобки выставляется порядковый номер вольты:
Moderato e grazioso Л. Бетховен. Соната № 18, ч. III
В приведенном примере при повторении вместо тактов, отмеченных первой вольтой, исполняется то, что отмечено второй вольтой, после чего следует развитие (см. последний такт и далее).
Второй из вышеприведенных знаков повторения ( ) указывает на то, что во втором и третьем тактах точно повторяется мелодико-ритмическая фигура первого такта. Еще один способ повторения: в начале повтора выставляется знак , а в конце пишутся слова «Dal Segno» или «Dal Segno al Fine»* [Segno (иг. ) переводится как «знак» (по-русски произносится «сеньо»); Dal Segno — «от знака»; Dal Segno al Fine — «от знака до конца».]
Следующий знак указывает на необходимость многократного повторения отдельного звука или аккорда:
356
Повторение двух звуков, при многократном и быстром чередовании образующее тремоло, обозначается следующим образом:
357
Удвоение в октаву обозначается цифрой 8, ставящейся над или под нотой (в зависимости от того, будет ли производиться удвоение в верхнюю или нижнюю октаву):
358
Необходимость исполнения относительно протяженной мелодической линии (или партии какого-либо другого голоса) октавой выше или ниже обозначается цифрой 8, поставленной над или под нотоносцем, и пунктирной линией, идущей от цифры до того места, где исполнение октавой выше или ниже заканчивается:
359
Многотактовая пауза (например, в оркестровых партиях) обычно — для экономии места — обозначается одним тактом, внутри которого находится горизонтальная черта, ограниченная по краям вертикальными черточками, с проставленной цифрой, указывающей количество пропускаемых (то есть паузируемых) тактов:
360
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. Музыкальные звуки и их свойства 3
Глава II. Музыкальная система. Нотация звуков 8
Глава III. Временные соотношения в музыке (ритм) 19
Глава IV. Интервалы 35
Глава V. Лад и тональность 42
Глава VI. Интервалы мажорного и минорного ладов 71
Глава VII. Аккорды и созвучия 77
Глава VIII. Элементы музыкального синтаксиса 97
Глава IX. Хроматизм и модуляция 104
Глава X. Мелодия 115
Глава XL Фактура 118
Глава XII. Транспозиция 121
Глава XIII. Секвенции 123
Глава XIV. Неаккордовые звуки и мелизмы.
Знаки сокращения нотного письма 127