Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

В музыке конца XIX и XX веков можно встретить и более сложные дублировки, представляющие собой своего рода расщепленное (раздвоенное, растроенное и т.д. ) одноголосие, когда мелодическая линия дублируется, например, трезвучиями (см. пример 312), септаккордами и даже нонаккордами (см. пример 313), а также другими созвучиями, в том числе и нетерцового строения.

В этих случаях образуется как бы «утолщенная» мелодическая линия, окрашенная колоритом тех аккордов, которые принимают участие в дублировке. По отношению к таким дублировкам иногда применяют термин — «ленточное голосоведение».

312 [Торжественно, широко] А. Новиков. Родина моя

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

313 [Un peu plus lent] М. Равель, Павана

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

Гетерофония

Простейшей многоголосной фактурой, во многом связанной с дублировками, является гетерофония* [От греч. heteros — другой, phone — звук, голос.] Этим термином обозначается такой вид многоголосной фактуры, в котором все голоса являются вариантами друг друга. Гетерофонный или, иначе, подголосочный склад характерен для народного, в частности русского многоголосия, где он образуется в результате одновременного исполнения основного напева и его вариантов (подголосков). А поскольку варианты иногда совпадают, а иногда расходятся с основным напевом, для подголосочного склада характерны то слияния голосов, то их разделение. Особенно характерны слияния в унисоны и октавы в моменты цезур:

Русская народная песня «Уж ты, поле мое»

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

Полифония

Многоголосный склад, основанный на сочетании мелодически развитых голосов, обладающих достаточной самостоятельностью, называется полифонией* [От греч. poly — много, phone — звук, голос.] Каждый голос, являясь самостоятельным, в одновременном звучании с другими голосами контрастирует им. Так, например, в наиболее развитой полифонической форме — фуге голоса, вступая поочередно, проводят одну и ту же тему (имитация), но в совместном звучании контрастируют друг другу:

И. С. Бах. ХТК, т. I, фуга B-dur 315

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

Allegro moderate e maestoso А. Бородин. Оп. «Князь Игорь», пролог - student2.ru

После одноголосного изложения темы в верхнем голосе следует ее повторение (имитация) в другом голосе, сопровождаемое контрастным противосложением. Голос, вступающий третьим, сопровождается уже двумя контрастными противосложениями, каждое из которых представляет собой вполне самостоятельную мелодию.

Гомофония

Другой тип развитого многоголосия — гомофония* [От греч. homos — равный, phone — звук.] или гомофонный склад. Гомофония основана на том или ином выделении главного голоса (обычно верхнего), при котором остальные голоса играют вспомогательную роль, складываясь в гармоническое сопровождение. Среди многообразных форм гомофонной фактуры можно выделить две наиболее характерные. Первая отличается ритмическим несовпадением главного голоса и сопровождения. Она ведет свое начало от фактуры песенно-танцевальной музыки, в которой, в свою очередь, можно различить три разных по своему значению пласта:



Наши рекомендации