Акустическое разрешение диатонических интервалов
Как уже отмечалось выше (см. главу IV «Интервалы»), все гармонические интервалы различаются как диссонансы и консонансы; первые по своему фонизму всегда неустойчивы, вторые же представляют собой ту или иную степень устойчивости*.[Как и в § 33, речь здесь идет не о ладовой, а об акустической устойчивости и неустойчивости, о стремлении диссонансов к переходу в консонансы. В свою очередь, следует иметь в виду, что акустически устойчивые интервалы — консонансы — в условиях конкретной ладотональности могут оказаться и неустойчивыми и, в таком случае, будут стремиться к разрешению в ладовые устои.]
Подобно тому как в электричестве разноименные заряды (отрицательные — со знаком минус и положительные— со знаком плюс) всегда стремятся к соединению, так и любой отдельно взятый диссонанс требует своего акустического разрешения, то есть перевода в консонанс. На этом, собственно, в принципе и основана динамика музыкального развития в акустическом плане.
Известно, что акустическими диссонансами являются лишь секунды (большие и малые), септимы (большие и малые) и тритоны (увеличенная кварта и уменьшенная квинта).
Из двух составляющих интервал звуков в секундах диссонирующим (то есть требующим разрешения) при наиболее строгом голосоведении является нижний звук, верхний же считается свободным и разрешения не требует, поэтому при акустическом разрешении секунд верхний голос, как правило, остается на месте, а нижний (для обеспечения плавности перехода в консонанс разрешения) движется поступенно — на тон или полтона — вниз.
Таким образом, большая секунда может быть разрешена как в большую, так и в малую терцию, а малая секунда — только в малую терцию* [Иное разрешение малой секунды невозможно потому, что при движении нижнего голоса на диатонический полутон вниз будет звучать уменьшенная терция (энгармонически равная большой секунде), то есть тоже диссонирующий интервал, или же данный голос надо будет вести вниз (чтобы получить консонанс) сразу на полтора тона, что, естественно, нарушает плавность и поступенность перехода и в итоге так же не образует эффекта разрешения.]
174
Б.2 м.3 (б.3) м.2 м.3
При акустическом разрешении септим, являющихся обращением секунд, диссонирующим, наоборот, будет верхний звук, а свободным от разрешения — нижний, само же разрешение производится аналогичным образом: верхний голос идет на тон или полтона вниз, а нижний стоит на месте. Таким образом, большую септиму можно разрешить только в большую сексту, а малую септиму — как в большую, так и в малую сексту:
175
Б.7 б.6 м.6 б.6 (м.6)
Наряду с этим возможны и варианты более свободного разрешения, когда нижний звук секунды (и, естественно, верхний звук септимы) идет на секунду вниз, свободный же от разрешения тон переходит в любой звук, образующий консонанс со звуком разрешения:
176
М.2 ч.5 б.7 ч.5 б.7 б.3
Разрешение тритонов в консонирующие интервалы (большую или малую терцию, большую или малую сексту) производится посредством поступенного противоположного движения одновременно обоих голосов. Составляющие тритон звуки всегда имеют противоположно направленные тяготения и при разрешении могут сходиться или расходиться либо на полтона (то есть на малую секунду) каждый, либо один из них делает полутоновый шаг, а другой идет на целый тон (то есть на большую секунду).
Все увеличенные интервалы при разрешении стремятся к расширению (то есть переходу в больший интервал) и, наоборот, все уменьшенные — к сужению (то есть переходу в меньший интервал). Ввиду того что тритон может быть (по написанию) либо увеличенной квартой, либо уменьшенной квинтой, его разрешение производится в соответствии с его ступеневой величиной.
177