Нотный стан. Обозначение звуков
Запись любого музыкального текста производится посредством графических изображений и по определенным правилам.
Звуки записываются на пяти параллельных горизонтальных линиях, пронумерованных снизу вверх и вместе образующих систему, называемую нотным станом или нотоносцем* [Выпускаемая нотная бумага — в зависимости от своего формата и предназначения — имеет разное количество нотоносцев: клавирная — от 8 до 12 строк, партитурная — от 24 до 32 (а иногда и более) строк на каждой стороне листа.] На этих линиях и в промежутках между ними, а также под нижней и над верхней линиями нотоносца пишутся ноты* [Нота (лат. — nota) — знак.], то есть знаки, точно фиксирующие высоту звуков.
Головка ноты представляет собой геометрическую фигуру продолговато-округлой формы типа овала, которая может быть белой (то есть незаштрихованной внутри) или черной (то есть сплошь закрашенной)* [В ряде изданий черные ноты делаются не овальными, а круглыми.] — в зависимости от продолжительности звучания [Для точного обозначения длительности звука к головке ноты добавляются дополнительные обозначения: штили («хвосты»), ребра (вязки), точки и т.д., о чем подробно будет сказано ниже — в главе «Временные соотношения в музыке (ритм)».] или . При одном и том же темпе белые ноты всегда соответствуют более долгим звукам, черные — более коротким.
На каждом нотоносце можно разместить лишь одиннадцать различных нот:
5
Однако возможности нотного стана в этом отношении могут быть значительно расширены при помощи добавочных линий сверху и снизу. Добавочными линиями называются короткие отрезки прямой, предназначенные для записи на них (а также над, под или между ними) одной нотной головки. Добавочные линии пишутся как выше, так и ниже нотного стана, и теоретически число их не ограничено, однако на практике редко бывает больше шести:
In tempo giusto Н. Мясковский. Соната № 4 для ф-п. op. 27, ч. I
7 [Largamento] Н. Мясковский. Соната № 4 для ф-п. op. 27, ч. I
Счет добавочных линий, помещенных выше нотного стана, ведется снизу вверх, а помещенных ниже нотного стана — сверху вниз. Используя добавочные линии, на одном нотоносце можно разместить примерно до 35 различных по высоте нот, то есть втрое больше, чем на самом пятилинейном нотном стане.
Ключи Соль, Фа и До
Свое точное значение и название ноты получают лишь в том случае, когда известно фактическое звуковысотное местоположение хотя бы одной из них. Поскольку нотоносцы сами по себе ничем не отличаются друг от друга, то в начале каждого из них выставляются особые знаки — ключи, точно определяющие местонахождение ноты, соответствующей названию самого ключа, а вместе с ней — и всех остальных нот звукоряда. Исторически названия и современные графические написания ключей произошли от буквенной нотации. В настоящее время основными (то есть наиболее употребительными) являются два ключа: Соль и Фа, однако наряду с ними применяется также (хотя и в значительно меньшей степени) еще и ключ До. Поначалу все ключи представляли собой соответствующие буквы латинского алфавита, но постепенно их написание эволюционировало, пока не приняло современных форм:
Ключ Соль (G)
Ключ Фа (F)
Ключ До (С)
На нотном стане ключ Соль пишется начиная со второй линии и, соответственно, показывает, что именно на ней должна находиться нота соль первой октавы (прим. 8).
Ключ Соль, поставленный на второй линии нотоносца, называется также скрипичным ключом, поскольку он оказался весьма удобным при записи нот для скрипки (учитывая строй и диапазон этого инструмента) и вся скрипичная литература пишется именно в этом ключе.
В XVII—XVIII веках встречался также ключ Соль на первой линии нотного стана (прим. 9).
В отличие от скрипичного, он назывался старофранцузским ключом. В нем, например, написаны партии I и II флейт в четвертом Бранденбургском концерте (соль мажор) И. С. Баха. Однако старофранцузский ключ уже давно вышел из употребления и в настоящее время используется лишь в воссоздающих оригинал переизданиях произведении старинной музыки.
Ключ Фа графически напоминает в своем первоначальном написании верхнюю часть строчной буквы f латинского алфавита, обозначавшей в буквенной нотации звук того же наименования; этот ключ пишется начиная с четвертой линии нотоносца. Справа от него ставятся две точки, с обеих сторон обрамляющие четвертую линию нотного стана и указывающие, что именно на ней должна помещаться нота фа малой октавы (прим. 10).
8 9 10
Ключ Фа, поставленный на четвертой линии нотоносца, называется еще басовым ключом, поскольку он очень удобен при записи нот (без большого количества добавочных линий) для низких человеческих голосов (баритон, бас) и басовых музыкальных инструментов (виолончель, контрабас, фагот, тромбон, туба и др.).
В старинной музыке ключ Фа изредка встречался, показывая ту же ноту, и на других линиях нотоносца, но тогда он назывался уже не басовым, а баритоновым (если писался на третьей линии) или басопрофундовым (если писался на пятой линии) ключом:
11 12
(баритоновый) (басопрофундовый)
В средние века (в частности, в хоровой полифонической музыке строгого стиля) широко применялся также ключ До (С), определявший местонахождение на нотном стане ноты до первой октавы, Его современный внешний вид по форме напоминает латинскую букву С. Ключ До мог помещаться на любой линии нотоносца — в зависимости от голоса, для которого была написана та или иная партия, — и в связи с этим получал частное наименование: сопрановый (если помещался на первой линии), меццо-сопрановый (на второй линии), альтовый (на третьей линии), теноровый (на четвертой линии) и баритоновый (на пятой линии). Смещение ключа на ту или иную линию нотного стана позволяло учитывать возможности диапазона данного голоса и избегать при этом большого количества добавочных линий, что значительно упрощало чтение нот.
Каждый ключ ставится только на одной из линий нотного стана (на добавочных линиях и в промежутках между линиями ключи не пишутся), а все вместе они образуют единую систему, в центре которой размещаются ключи До, а по краям — ключи Соль (слева) и ключи Фа (справа). В следующей схеме для сравнения показано местонахождение ноты до первой октавы во всех ключах:
13
В этой системе есть своя субсистема, образуемая только скрипичным и басовым ключами, которые как бы продолжают друг друга, а соединяющим их звеном является нота до первой октавы, которая в скрипичном ключе пишется на первой добавочной линии снизу, а в басовом — на первой добавочной сверху, то есть практически на одной и той же линии, пролегающей между обоими нотоносцами и объединяющей их в одну одиннадцатилинейную систему:
14 15
В настоящее время из всех разновидностей ключа До практическое значение сохранили лишь альтовый и теноровый ключи: в альтовом пишутся ноты для смычкового альта, а в теноровом — высокие ноты для виолончели и тромбона. Тем не менее все ключи До могут с успехом использоваться при транспозиции (см. главу «Транспозиция»), значительно облегчая ее, особенно при чтении с листа.