Основы ритмической импровизации в линди хопе

26.09.2011

Разминка 1.

Протопывать бейсики 8,7,6 и 5-битный по отдельности, перемещаясь по полу, руками отбивая слабую долю.

8 = Step Step Triple Step Step Step Triple Step = SSTSSSTS

7 = SSTSSSS

6 = SSTSTS

5= SSTSS

Протопывать подряд 8-7-6-5 бейсики с перемещением по полу/только с бэк-степами/вообще на месте. Руки по-прежнему отмечают слабую долю. Можно делать 8-7-6-5-5 последовательность, чтобы менялся привычный рисунок акцентов.

Цель 1

Найти устойчивый способ проделывания трипл-степа такой, чтобы его исполнение было уверенным и лёгким

  • С правильным переносом веса
  • С баунсом
  • С правильной постановкой ноги в пол: не вдоль пола, акцентировано по времени.

Та же цель достигается упражнением на звукоизвлечение правильного синкопированного бейсика. По очереди все делают/один делает какие-то последовательности шагов, остальные слушают и делают выводы. Можно делать восьмёрки, семёрки, шестёрки, пятёрки, по-разному их комбинировать, акцентировать шаги и сопровождать хлопками или щелчками.

Как правильно по звучанию сделать бейсик (сложноописуемо словами)

  • Свингующее звучание (не ча-ча-ча на трипл степе)
  • Равномерность
  • Уверенность: должно быть слышно, что происходит в ногах, но и бить в пол не стоит, т.к. это разрушает ощущение свинга.
  • Быть в общем ритме, не пропускать начало и не заваливать бит / не мешать другим.

Оба упражнения преследуют ещё одну цель (по сути они оба похожи, просто первое больше на сложность ритма, второе на его чистоту)

Цель 2

Научиться уверенно проговаривать и синхронно исполнять определённую последовательность в ногах, как часть одного процесса звукоизвлечения, в котором участвует всё тело.

Цель 3

Развитие исполнительских способностей: играем гаммы разной сложности, развивая мастерство владения своим инструментом: телом. Заковыристые ритмы со сложной акцентировкой со временем перестают казаться таковыми.

Разминка 2

В кругу повторять за ведущим ритм, который он задаёт. Одна восьмёрка в качестве образца, затем три раза повторение. Есть 3 инструмента: руки, ноги и голос. Ритм должен быть простым и свинговым. Различия в громкости звуков и танцевальный способ их извлечения не важны.

Цель 1

Учимся снимать ритм.

Цель 2

Учимся держать размер: чётко понимать, где начинаются и заканчиваются фразы. В основном это восьмёрки, но можно и более длинные последовательности.

Цель 3

Учимся держать ритм: без общего ощущения свинга внутри воспроизводить рисунки, порождаемые им, гораздо сложнее.

Разминка 3

Обмен вопрос-ответными фразами под музыку и без. Одна восьмёрка вопрос – одна восьмёрка ответ. Ведущий из круга спрашивает, все остальные отвечают, кто во что горазд.

Ответ это нечто коррелирующее с вопросом в ритмическом смысле. Более строгое или даже более понятное определение дать сложно.

Цель 1

Раскрепощаться. Учимся импровизировать в свинговой манере разными инструментами.

Цель 2

Всё то же, держать размер и ритм.

У обмена вопрос-ответными фразами под музыку есть ещё одна цель

Цель 3

Учимся ритмизировать музыку: смотрим, как это делает ведущий и пробуем сами на это что-то отвечать.

Работа в группах (из четырёх человек)

Упражнения на звучанию в группах общей порядка 20 человек невозможны – ничего не слышно. А жаль, было бы полезно.

Таким образом, упражнений два: копировать ритм и обмениваться вопросами-ответами. И там, и там ритм нужно в первую очередь создавать.

Традиционная схема: по два раза задать ритм ногами, потом руками, потом голосом, выслушать копии или ответы товарищей и передать очередь другому ведущему. Остальные отвечают тем же инструментом либо копию услышанного, либо что-то своё – получается какофония, каждый слышит и оценивает только сам себя.

Без музыки «чистая» импровизации, с музыкой отталкиваемся от неё.

Цели

  1. Обретение уверенности в более тесном кругу, возможность самовыражения
  2. Раскрепощение
  3. Держать формат и ритм, помогать телом, сохраняя ритм внутри.

По мере овладения навыком можно делать менее формализованные упражнения: чаще и произвольнее менять инструмент, сочетать их, чаще передавать роль ведущего, вплоть до импровизации по одной фразе по очереди в кругу.

Акцент постепенно смещается на обмен ритмизированными голосовыми репликами, которые являются реакцией на музыку разных темпов.

Такие же упражнения затем происходят в парах: обмен импровизированными фразами, как правило, под музыку.

Наши рекомендации