Краткая программа экзаменационных вопросов

ПРОГРАММА

междисциплинарного экзамена

«Педагогика и психология музыкального образования»

Общее содержание экзамена

Экзамен «Педагогика и психология музыкального образования» содержит тематизм комплекса дисциплин. В содержательном отношении экзамен направлен на проверку качества профессионально ориентированной педагогической и психологической подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Код по ГОС ВПО Название дисциплин и дидактическое содержание Трудоем-кость по ГОС ВПО
ОПД.Ф.07 Теория музыкального образования Сущность теории музыкального образования в контексте методологии педагогики музыкального образования. Теоретическое представление о цели, задачах, принципах, содержании, методах и формах музыкального образования. Музыкально-педагогическая модель выпускника школы общеобразовательного типа. Общие положения, принципы формирования учебного предмета “Музыка” для общеобразовательной школы. Характеристика приоритетных качеств личности, основных компонентов художественно-педагогической деятельности учителя музыки. Представление об индивидуальном стиле учителя музыки. Внешкольные формы музыкального образования: сущность, многообразие, вариативность.
ОПД.Ф.08 Методика музыкального образования Сущность методики в контексте методологии педагогики музыкального образования и теории музыкального образования. Ребенок как субъект методики музыкального образования. Содержание и методы музыкального обучения и воспитания. Формы и средства музыкального образования. Дифференцированные подходы в музыкальном образовании. Планирование музыкально-воспитательной работы со школьниками. Технология проведения урока музыки. Организация внеклассных и внешкольных музыкальных занятий. Средства и методы организации музыкального самообразования школьников. Организация педагогического контроля за музыкальным развитием учащихся. Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий. Методика музыкального образования на старшей ступени обучения. Базовый и профильный уровни.
ОПД.Ф.04 История музыкального образования История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Сущность интонационного, цивилизационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории музыкального образования, их многоуровневый и взаимодополняемый характер. Развитие отечественной и зарубежной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики в контексте развития музыкальной культуры и искусства. Устная и письменная традиции в передаче музыкального опыта. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития музыкального образования. Общее и особенное в становлении профессионального и общего музыкального образования. Особенности взаимосвязи трех основных направлений музыкального образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития. Основные этапы становления музыкального образования в России. Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем музыкального образования.
ОПД.Ф.02 Музыкальная психология и психология музыкального образования Музыкальная психология и психология музыкального образования как области науки и как учебные предметы. Антропологический подход к их изучению. Музыкальное сознание общества и личности. Психологическое содержание понятия “музыкальность”. Структура музыкальных способностей и особенности их развития на разных возрастных этапах. Музыкальные потребности личности и мотивация в музыкально-образовательном процессе. Музыкально-познавательные процессы психики личности. Психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Психологические механизмы творчества личности в процессе музыкальной деятельности. Психологическая сущность индивидуальности ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий. Развитие восприятия музыки, музыкального мышления и эмоциональной сферы учащихся в процессе музыкальных занятий. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения музыке и музыкально-психического развития личности. Психология музыкально-педагогического общения. Психологические особенности организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе.

Вопросы к экзамену

Теория музыкального образования:

1. Сущность, цель, задачи и принципы музыкального образования.

2. Личность ребенка в сфере музыкально-образовательной системы.

3. Характеристика основных элементов содержания музыкального образования.

4. Характеристика видов музыкальной деятельности учащихся.

5. Методы и формы музыкального образования.

6. Музыкально-педагогическая деятельность и качества личности учителя музыки.

Методика музыкального образования:

7. Охарактеризуйте содержание и организацию одного из видов
собственно музыкальной деятельности учащихся на уроке.

8. Охарактеризуйте подходы к определению содержания и организации урока музыки.

9. Планирование и анализ урока музыки.

10. Характеристика программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского.

11. Характеристика программы по музыке, разработанной под руководством Г.П. Сергеевой.

12. Характеристика программы для основной школы, разработанной под руководством Л.В. Школяр.

История музыкального образования:

13. Общая характеристика музыкального образования народной ориентации.

14. Общая характеристика музыкального образования православной ориентации.

15. Отечественное музыкальное образование светской ориентации
в XIX столетии.

16. Музыкально-педагогические воззрения одного из отечественных педагогов-музыкантов XIX – XX столетия.

17. Музыкально-педагогическая система К. Орфа.

18. Музыкально-педагогическая система З. Кодая.

Музыкальная психология

19. Пути активизации музыкального восприятия в музыкально-педагогическом процессе.

20. Психологический и музыкально-педагогический аспекты развития музыкальности и музыкальных способностей.

21. Проблема общения в музыкально-педагогическом процессе.

22. Личность музыканта в психолого-педагогическом ракурсе изучения.

23. Психологическая сущность творчества и развитие креативности в музыкально-педагогическом процессе.

24. Эмоции и их значение в музыкальном развитии и образовании личности.

Планирование и анализ урока музыки.

Разные подходы к планированию урока музыки. Соотнесение содержания учебной программы, избранной учителем, с конкретными условиями проведения занятий в школе, уровнем музыкальной подготовки детей, профессиональными предпочтениями учителя.

Педагогический анализ урока музыки, технология его осуществления. Сущность и основные направления анализа музыкальной деятельности учащихся и музыкально-педагогической деятельности учителя. Прогнозирование на основе анализа педагогических условий, способствующих эффективному музыкальному развитию учащихся.

ПРОГРАММА

междисциплинарного экзамена

«Педагогика и психология музыкального образования»

Общее содержание экзамена

Экзамен «Педагогика и психология музыкального образования» содержит тематизм комплекса дисциплин. В содержательном отношении экзамен направлен на проверку качества профессионально ориентированной педагогической и психологической подготовки будущих педагогов-музыкантов.

Код по ГОС ВПО Название дисциплин и дидактическое содержание Трудоем-кость по ГОС ВПО
ОПД.Ф.07 Теория музыкального образования Сущность теории музыкального образования в контексте методологии педагогики музыкального образования. Теоретическое представление о цели, задачах, принципах, содержании, методах и формах музыкального образования. Музыкально-педагогическая модель выпускника школы общеобразовательного типа. Общие положения, принципы формирования учебного предмета “Музыка” для общеобразовательной школы. Характеристика приоритетных качеств личности, основных компонентов художественно-педагогической деятельности учителя музыки. Представление об индивидуальном стиле учителя музыки. Внешкольные формы музыкального образования: сущность, многообразие, вариативность.
ОПД.Ф.08 Методика музыкального образования Сущность методики в контексте методологии педагогики музыкального образования и теории музыкального образования. Ребенок как субъект методики музыкального образования. Содержание и методы музыкального обучения и воспитания. Формы и средства музыкального образования. Дифференцированные подходы в музыкальном образовании. Планирование музыкально-воспитательной работы со школьниками. Технология проведения урока музыки. Организация внеклассных и внешкольных музыкальных занятий. Средства и методы организации музыкального самообразования школьников. Организация педагогического контроля за музыкальным развитием учащихся. Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий. Методика музыкального образования на старшей ступени обучения. Базовый и профильный уровни.
ОПД.Ф.04 История музыкального образования История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Сущность интонационного, цивилизационного и парадигмально-педагогического подходов к изучению истории музыкального образования, их многоуровневый и взаимодополняемый характер. Развитие отечественной и зарубежной музыкально-педагогической мысли и музыкально-образовательной практики в контексте развития музыкальной культуры и искусства. Устная и письменная традиции в передаче музыкального опыта. Особенности их взаимодействия на разных этапах развития музыкального образования. Общее и особенное в становлении профессионального и общего музыкального образования. Особенности взаимосвязи трех основных направлений музыкального образования (народного, религиозного, светского) в процессе их исторического развития. Основные этапы становления музыкального образования в России. Значимость историко-педагогических знаний для решения актуальных проблем музыкального образования.
ОПД.Ф.02 Музыкальная психология и психология музыкального образования Музыкальная психология и психология музыкального образования как области науки и как учебные предметы. Антропологический подход к их изучению. Музыкальное сознание общества и личности. Психологическое содержание понятия “музыкальность”. Структура музыкальных способностей и особенности их развития на разных возрастных этапах. Музыкальные потребности личности и мотивация в музыкально-образовательном процессе. Музыкально-познавательные процессы психики личности. Психологические особенности личности и музыкальной деятельности учащихся и учителя музыки. Психологические механизмы творчества личности в процессе музыкальной деятельности. Психологическая сущность индивидуальности ребенка и проявлений музыкальности, творческих способностей в процессе музыкальных занятий. Развитие восприятия музыки, музыкального мышления и эмоциональной сферы учащихся в процессе музыкальных занятий. Психологическое триединство музыкального воспитания, обучения музыке и музыкально-психического развития личности. Психология музыкально-педагогического общения. Психологические особенности организации музыкально-педагогического процесса, психолого-диагностические методы в музыкально-образовательном процессе.

Вопросы к экзамену

Теория музыкального образования:

1. Сущность, цель, задачи и принципы музыкального образования.

2. Личность ребенка в сфере музыкально-образовательной системы.

3. Характеристика основных элементов содержания музыкального образования.

4. Характеристика видов музыкальной деятельности учащихся.

5. Методы и формы музыкального образования.

6. Музыкально-педагогическая деятельность и качества личности учителя музыки.

Методика музыкального образования:

7. Охарактеризуйте содержание и организацию одного из видов
собственно музыкальной деятельности учащихся на уроке.

8. Охарактеризуйте подходы к определению содержания и организации урока музыки.

9. Планирование и анализ урока музыки.

10. Характеристика программы по музыке, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского.

11. Характеристика программы по музыке, разработанной под руководством Г.П. Сергеевой.

12. Характеристика программы для основной школы, разработанной под руководством Л.В. Школяр.

История музыкального образования:

13. Общая характеристика музыкального образования народной ориентации.

14. Общая характеристика музыкального образования православной ориентации.

15. Отечественное музыкальное образование светской ориентации
в XIX столетии.

16. Музыкально-педагогические воззрения одного из отечественных педагогов-музыкантов XIX – XX столетия.

17. Музыкально-педагогическая система К. Орфа.

18. Музыкально-педагогическая система З. Кодая.

Музыкальная психология

19. Пути активизации музыкального восприятия в музыкально-педагогическом процессе.

20. Психологический и музыкально-педагогический аспекты развития музыкальности и музыкальных способностей.

21. Проблема общения в музыкально-педагогическом процессе.

22. Личность музыканта в психолого-педагогическом ракурсе изучения.

23. Психологическая сущность творчества и развитие креативности в музыкально-педагогическом процессе.

24. Эмоции и их значение в музыкальном развитии и образовании личности.

Краткая программа экзаменационных вопросов

1. Сущность, цель, задачи и принципы музыкального образования.

Музыкальное образование как единство воспитания, обучения и развития личности учащихся. Сущность понятия «музыкальное воспитание», «музыкальное обучение», «музыкальное развитие» как базовых категорий педагогики музыкального образования.

Ориентация занятий на развитие музыкально-эстетических чувств, вкусов, идеалов, потребностей; эмоциональной отзывчивости на музыку; музыкального слуха, восприятия, интуиции, воображения, памяти, мышления и творческих потенций; исполнительских музыкальных способностей, умений и навыков.

Целеполагание в современном музыкальном образовании. Различные подходы к пониманию цели и задач музыкального образования. Представление о цели музыкального образования — становлении музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части их духовной, нравственной, эстетической, художественной культуры. Создание педагогических условий для ее развития. Различные акценты в характеристике взаимосвязи личности и деятельности в процессе музыкального образования.

Основные задачи музыкального образования, выступающие как ближайшая педагогическая интерпретация его цели. Взаимосвязь и единство основных задач музыкального образования:

- развитие в детях: художественной эмпатии, чувства музыки, любви к ней; творческого по характеру эмоционально-эстетического отклика на произведения искусства, культуры чувств;

- знакомство учащихся с народной, классической, современной музыкой, прежде всего - шедеврами музыкального искусства во всем богатстве его форм и жанров;

- усвоение знаний о музыке в их духовных связях с жизнью;

- развитие музыкальных способностей, умений и навыков учащихся; осознание себя как личности в процессе общения с музыкой;

- развитие творческих способностей в слушательской, исполнительской и «композиторской» деятельности;

- воспитание музыкально-эстетического вкуса учащихся;

- развитие потребности в общении с высокохудожественной музыкой;

- развитие способности музыкального самообразования.

Понятие принципа как исходного положения, раскрывающего сущность цели и задач музыкального образования, характер его содержания и процесса. Принципы музыкального образования, утверждающие позицию учителя музыки в следующих направлениях:

- гуманистическая, эстетическая, нравственная направленность в преподавании музыки; ориентация на высокохудожественные образцы (шедевры) музыкального искусства; связь музыкального искусства с духовной жизнью, с историей, с другими искусствами; признание самоценности личности ребенка в его общении с искусством;

- музыковедческая направленность: изучение музыкального искусства в опоре на единство народной, академической (классической и, современной), духовной музыки; опора на интонационный, жанровый, стилевой подходы в изучении музыки; слушание, исполнение и сочинение как способы «существования» личности в музыкальном искусстве;

- музыкально-психологическая направленность: опора на единство развития интуитивного и осознанного начал в музыкальном образовании, направленность процесса музыкального образования на развитие личности;

- музыкально-педагогическая направленность: увлекательность, последовательность, систематичность, научность, единство музыкального воспитания и обучения, прочность и действенность результатов музыкального образования; образность и целостность, диалектика музыкально-педагогической цели и средств, единство художественного и технологического, «уподобление» музыкально-творческому процессу.

2. Личность ребенка в сфере музыкально-образовательной
системы.

Музыкально-психологическая характеристика учащегося как субъекта музыкально-образовательного процесса. Музыка в развитии ребенка. Приоритетные качества личности учащегося, которые получают развитие на уроках музыки: музыкальность, креативность («творческость»), эмпатия. Ориентация учебного процесса на возрастные особенности учащихся.

3. Характеристика основных элементов содержания музыкального образования.

Общая характеристика содержания музыкального образования как средства развития личности и формирования ее музыкальной культуры. Содержание музыкального образования как педагогическая «интерпретация» его цели, задач, принципов.

Направленность содержания музыкального образования на развитие: «культуры чувств»; музыкальных знаний, умений и навыков; опыта музыкально-творческой деятельности, музыкального вкуса, музыкальных потребностей и стремления к музыкальному самообразованию. Особая роль тематического построения занятий как системообразующего фактора музыкального развития учащегося, познания природы музыки, ее закономерностей и связей с жизнью, с другими искусствами, с историей и постижения нравственно-эстетического содержания музыки, специфики ее языка.

Характеристика элементов содержания музыкального образования:

- опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыкальному искусству; личностный характер накопления этого опыта (отношение человека к миру музыки, к себе через восприятие музыки). Развитие музыкальной эмпатии в процессе накопления данного опыта. Ведущая роль этого элемента в содержании музыкального образования;

- знание музыки, приобщение к музыке народной, академической (классической и современной), духовной музыке, к лучшим образцам современной популярной «легкой» музыки, критерии увлекательности, художественности, педагогической целесообразности и воспитательной значимости в отборе музыкального материала для занятий с детьми. Проблема накопления детьми шедевров — «золотого фонда» музыкальных произведений; знания о закономерностях музыкального искусства, их специфика, функции в развитии музыкальной культуры учащегося; особенности понимания термина «знание» в педагогике музыкального образования как «очеловеченного знания» (В.А.Сухомлинский). Приоритетное значение познания жанровой, интонационной, стилевой основы музыкального искусства — основа становления музыкальной культуры учащихся; знания о творчестве композиторов, исполнителей, о хорах, оркестрах; знания элементарной нотной грамоты; знания о способах овладения различными видами музыкальной деятельности;

- музыкальные умения слышать музыку и исполнительские навыки, их специфика и направленность на становление музыкальной культуры детей;

- опыт музыкально-творческой деятельности, приобретаемый в слушании музыки, в вокально-хоровом, инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, в музыкальных импровизациях и сочинении музыки.

Наши рекомендации